Каждый день мы едим, говорим о еде, ругаемся из-за неё, поём о еде, пишем о ней и снимаем её на фото и видео. Вкусная еда доставляет нам удовольствие, ею хочется делиться, она объединяет друзей и семью за одним столом и нередко бывает поводом для создания новых связей. В этой рубрике мы хотели бы обратить внимание на один из перечисленных пунктов — еду, запечатлённую на видео, но не в рекламных роликах, а в большом кино.

По просьбе The Village журналист Алиса Таёжная раз в две недели рассказывает о фильмах, где еда и кухня занимают если не главное, то очень важное место. Это будут и редкие старые картины, и новые. Сегодня — «Пир Бабетты», легендарный фильм режиссёра Габриеля Акселя.

 

«Пир Бабетты»

Babettes gæstebud, 1987

РЕЖИССЁР: Габриель Аксель

В РОЛЯХ: Стефана Одран, Бодиль Кьер,
Биргитта Федерспиль, Ярль Кулле, Жан-Филипп Лафон

Фильм «Пир Бабетты»: Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское. Изображение № 1.

 

О чём этот фильм

Благочестивая протестантская деревня в Ютландии много лет назад стала сектой с харизматичным пастором, который нашёл подход к каждому в этом дальнем и хмуром месте. На дворе 1885 год, а до ледяных островов доезжают только разочарованные и ищущие перемен. Две дочери пастора — красавицы Мартина и Филиппа — всю жизнь ходят в церковь и к соседям с христианской помощью. В одну был когда-то влюблён тенор парижской Гранд-опера, от другой не мог отвести глаз блистательный шведский офицер, но набожные и аскетичные сёстры отказались от любви, брака и семьи и на склоне лет всё ещё живут вместе, сохраняя память об отце и разговаривая молитвами друг с другом и с десятком уже старых соседей.

В деревню на краю света приезжает отчаявшаяся француженка Бабетта: после очередной революции в Париже её мужа и сына убили, как крыс, а взявшая власть в свои руки Парижская коммуна не оставила Бабетте шансов на новую жизнь. В её руках — рекомендация и исповедь от того самого тенора Гранд-опера, который признаётся в любви давней возлюбленной и пишет, что их дом — единственное место, где Бабетта может чувствовать себя в безопасности, оказавшись на датской земле.

Чужестранка и католичка начинает жить в суровом крае густых туманов и облаков, годами застывших на одном месте: оставшиеся хижины и жителей секты можно пересчитать по пальцам, и все они изо дня в день последние пятьдесят лет едят густую похлёбку из эля, сушёную камбалу и хлеб без дрожжей. Бабетта собирает дикие травы для ароматных блюд, держит дом в порядке, не прося жалованья, и торгуется на рынке за свежую рыбу и овощи так живо, что дочери пастора начинают жить богаче, а не беднее, несмотря на лишний рот в доме. За долгие годы Бабетта не вспоминает о родине и прежней жизни и только раз в год покупает во Франции лотерейный билет — почтальон перед Рождеством приносит благую весть о выигрыше в 10 тысяч франков. Бабетта решает приготовить прощальный ужин для приютивших её сестёр и небольшой паствы, но только настоящий, французский — без ржаного хлеба и надоевшей ухи.

 

Что мы узнаём из него о еде и о нас

«Не важно, что ест человек, ведь он ест, просто чтобы жить», — с этим заветом от умершего пастора живут поколения подвижников Ютландии, не допускающие не то что лишней улыбки в обхождении с ближним, а лишней щепотки соли у себя в тарелке. «Пир Бабетты» — вкрадчивое и неторопливое кино о столкновении протестантской этики и католической церемонии. Это тихий диалог тех, кто верит в лучшую жизнь среди райских птиц, с теми, кто творит чудеса здесь и сейчас.

Сюжет о французской поварихе, которая за один ужин попыталась изменить уклад скованных одной цепью сектантов, придумала датская писательница Карен Бликсен, но поместила своих героев в норвежскую глушь. Датский режиссёр Габриель Аксель объехал все умиротворённые окраины Норвегии, но нашёл там только открыточные виды уединённых бухт под лазурными небесами и вернул действие к себе на родину — к домам из песка и тумана, затерянным в северных морях.

Фильм «Пир Бабетты»: Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское. Изображение № 2.

Бабетту могла играть Катрин Денёв, но выбор пал на одну из любимых актрис Клода Шаброля Стефану Одран, которая весь фильм смотрит на окружающих её фанатиков с сочувствием, любовью и невыразимым смятением. Заколдованный круг жителей посёлка собирает за одним столом силы всего скандинавского кино — среди 12 гостей застолья встречаются лица из вечности, игравшие в классике Дрейера и Бергмана.

Меланхоличный и неземной фильм о будничности жертвоприношения получил «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1987 году, создал дополнительную мифологию вокруг французской кухни и тронул до глубины души нынешнего Папу Римского: Франциск признаётся, что «Пир Бабетты» — одно из лучших высказываний о вере и настоящей добродетели. Как это часто бывает в жизни, те, кто больше всего говорит о нравственности и чистоте, давно живут по ханжеским двойным стандартам. Бабетта не жалеет всего, что у неё есть, ради того, чтобы увидеть румянец на увядающих щеках вечных соседей, которые поднимают глаза к небу при каждой паузе в нескладном разговоре.

Северная кухня, о качестве которой ходит много шуток по всей Скандинавии, представлена в фильме карикатурным бурым варевом, которым можно питаться, только испытывая собственную стойкость. Скупой выбор ингредиентов и красок в природе ведёт к строгой одежде и сдержанности в мимике и жестах, а от них — к механике в отношениях и деревянной доброте. Местные жители так хотят быть святыми, что боятся глотка вина или печёных перепёлок, называя пир Бабетты ведьминым шабашем с опасными зельями.

«Дайте мне шанс сделать для вас лучшее, что я умею», — прозвучит в фильме, и это мотив главной героини. Она слишком долго жила среди пресных блюд, но не забыла о том, что еда имеет вкус, а жизнь определяется не только праведными поступками и молитвами, но и широкими жестами из последних сил и просто так. Глаза гостей постепенно стекленеют, а разговоры становятся честными: в маленьком селе праведников среди благочестия и постов всё это время было место и вороватой лжи, и мелкому предательству, и напускному равнодушию.

Пир Бабетты из семи блюд с вином и шампанским — ещё и некролог французской кухне времён Наполеона III, которая выглядит напыщенным излишеством в глазах революционных идеалистов Парижской коммуны. На столе среди салфеток, свёрнутых лебедями, серебряной посуды и фарфора появляется запрещённый среди верующих жителей Ютланда алкоголь, заморская папайя и жаркое из перепёлки.

Фильм «Пир Бабетты»: Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское. Изображение № 4.

Трапеза начинается с черепахового супа с аперитивом испанского шерри. За супом следует горячая закуска — блины по-демидовски из гречневой муки с икрой белуги и жирной сметаной, которыми участников ужина угощают под пенящуюся «Вдову Клико» 30-летней выдержки, сухую и охлаждённую. Никто за столом не догадывается ни о цене нескольких бутылок старого вина, ни о том, что перед ними не заколдованные блюда, а редкие европейские деликатесы.

Самым сложным и изысканным блюдом, в котором единственный путешествующий гость узнаёт парижскую манеру, станут «Перепела в саркофаге»: перепела, которых на остров привезли ещё живыми, фаршированные гусиной печенью и трюфелями и запечённые с высунутыми головками в слоёном тесте. После жаркого гости попробуют салат из цикория и пирог с ромом, французскую сырную тарелку под сотерн и кофе с коньяком и разойдутся по домам, не догадываясь о том, чего стоил Бабетте этот ужин на парижский манер и кто жил рядом с ними все эти годы.

Французская кухня в исполнении одного из лучших европейских поваров, которую смололи жернова истории и выплюнули в хмурую провинцию, становится тем незаметным способом, которым растапливается не привыкшее к комфорту и радостям жизни жёсткое северное сердце. «Пир Бабетты» — одно из лучших жертвоприношений в истории кино, настолько же сильное и искусное, насколько и молчаливое. «Я сделала это не только из-за вас», — честно объявит дочерям пастора уже разорённая главная героиня, которая боится потерять уважение к себе больше, чем на всю жизнь остаться бедной и зависимой.