Обслуживание в магазинах и те, кто обслуживает, — тема не менее обсуждаемая, чем обслуживание в ресторанах. The Village решил найти магазины, где в сотрудники берут не кого угодно, а людей, соответствующих определённым критериям, причём необязательно внешним, и выяснить, как такой отбор влияет на отношения в команде и саму работу. Как нужно выглядеть, что знать и какие амбиции иметь, чтобы работать в сфере торговли, — в ответах сотрудников.

 

 

Topshop

 

 

Topshop появился почти полвека назад, в 1964 году. На сегодняшний день в одной только Великобритании работает около 300 магазинов марки. Topshop активно поддерживает молодых дизайнеров и сотрудничает с ними. Первый магазин в Москве появился в 2006 году. Сейчас в России работает 17 магазинов марки, в самых крупных из них представлены все линии: и основная, и чуть более дорогие Boutique и Unique. В России также продавались капсульные коллекции, сделанные Topshop совместно с Mary Katrantzou, J.W. Anderson, Meadham Kirchhoff и многими другими дизайнерами. 

 

 

  

Критерии отбора персонала

 

Пол —
 не принципиален

 

Возраст —
от 18 до 25 лет
(в среднем)

 

Наличие
неоконченного высшего или высшего образова-ния не обязательно, 
но желательно

 

Активность 
и стрессоустойчивость

 

 

 

Верхний ряд: 1. Мартина, продавец-консультант; 2. Даша, продавец-консультант; 3. Полина, менеджер;
4. Денис, стилист.

Нижний ряд: 1. Олег, продавец-консультант; 2. Миша, кассир; 3. Лена, продавец-консультант. 

 

 

  

Проваленкова Елена

управляющая

Я работаю в компании с 1 марта 2011 года, пришла сразу на позицию управляющего. До Topshop тоже работала в розничных продажах и тоже была управляющей магазином. У меня высшее педагогическое образование — по диплому я учитель начальных классов. Пять лет проработала в школе, потом стала продавцом, затем меня повысили до менеджера и так далее.

Так как здесь работают студенты, причём студенты достаточно серьёзных вузов, текучка у нас большая. Я вообще люблю студентов, потому что они умные, способны понять стилистику бренда, прочувствовать его. У меня тут и МИФИ, и МАИ, Суриковское училище было, были студенты медицинских институтов и училищ. Я понимаю, что мало кто из них останется работать в рознице, но я люблю таких людей, мне с таким персоналом очень комфортно работать. Они понимают, что им будет тяжело, потому что придётся совмещать. Тем более в «Атриуме» очень высокий трафик.

Для меня очень важно, чтобы человек действительно хотел работать. Здесь, например, не могут работать ленивые. По определению. В основном из-за этого кандидатам и отказываю. Если же я понимаю, что по моим критериям человек мог бы подойти на позицию продавца-консультанта, я приглашаю его в магазин на стажировку. Второй критерий, который трудно оценить по собеседованию, но за первые два стажировочных дня всё становится понятно, — это умение получать информацию. Работа консультанта в большей степени механическая: привести в порядок зал, повесить всё на вешалки, нацепить кубики с размерами, застегнуть пуговицы и так далее. Если человек с этим справляется хорошо, можно с ним работать. Потом мы разговариваем о том, как обслуживать, как общаться, рассматриваем технологии продаж. Отношения с ребятами у нас демократичные. Если я иду по залу и ко мне обращаются покупатели, я помогаю. Я такой же сотрудник магазина, просто мой функционал чуть шире. 

 

 

Я не могу сказать, что яркий внешний вид — это преимущество. Но попадая в Topshop, человек так или иначе переоденется. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Стиль для меня — не главный критерий, он не повлияет на моё решение. Через два месяца, может, быстрее все переодеваются, начинают чувствовать Topshop, любить его. Topshop — бренд интересный. Наш покупатель — он слегка безбашенный. Аналогичного бренда вы не найдёте на российском рынке, поэтому сюда тянутся необычные люди. 

  

Наш покупатель — он слегка безбашенный

  

 

Поскольку Topshop — франчайзинговый проект, все технологии расписаны очень чётко, и мы должны их соблюдать. У продавцов-консультантов сейчас идёт конкурс: пять лучших продавцов России с самыми большими продажами и один стилист поедут в феврале в Лондон на Неделю моды.

 

  

 

Глеб

20 лет, мерчандайзер

  

Я из Набережных Челнов, работаю в Topshop год и восемь месяцев. В 17 лет я приехал в Москву поступать в вуз, но не поступил. Тогда же я решил просто пройтись по магазинам, зашёл в «Охотный Ряд», впервые попал в Topshop и сразу подумал: «Боже мой, я хочу здесь работать!» После этого я вернулся к себе, а в феврале прошлого года переехал в Москву. Я хотел устроиться либо в ЦУМ, либо сюда. 29 февраля пришёл в офис Topshop, где мне сказали, что есть вакансия в «Метрополисе». У меня было очень интересное собеседование. Но на нем я немного приврал: сказал, что родственники не разрешат мне сюда устроиться, а на самом деле ждал ответа из ЦУМа. И когда я узнал, что туда не подхожу, мне как раз сказали про начало стажировки в Topshop. В «Метрополис» меня взяли без особых проблем: тех, кто хорошо работает, видно сразу. Меня повысили спустя шесть месяцев. Если ты стараешься и развиваешься, в Topshop очень легко пойти вверх в плане карьеры. 

Чтобы переехать в Москву, я ушёл со второго курса факультета журналистики Казанского федерального университета. Я планирую продолжить учёбу, но по другой специальности. Журналистика была самым творческим занятием в моём городе, здесь я вижу другие горизонты в сфере фэшн. В будущем у меня два пути: либо я окажусь в офисе Topshop, либо вообще сверну с этого пути, и тогда кто знает, где я буду в итоге.

  

Лена

19 лет, продавец-консультант

  

Я работаю здесь с середины сентября. В прошлом году я тоже тут работала, но пришлось уволиться из-за учёбы: у меня не получалось совмещать. Когда пришла сюда в первый раз, собеседования как такового не было, сразу началась стажировка, которая длилась пять дней по восемь часов. Помню, что очень уставала, очень болели ноги. Мне объясняли, как развешивать вещи на вешалках, как они должны висеть в зале и так далее. Я фанатка Topshop и намеренно пришла в магазин, спросила у менеджера о вакансии. Мне нравилась и сама одежда, и скидки для сотрудников, и форма, которую нам выдают из ассортимента магазина — об этом я знала заранее. Деньги, конечно, тоже имеют значение. Ещё один большой плюс для меня — работа с людьми, жизненный опыт. Мне как будущему клиническому психологу это важно. Иногда, конечно, бывает плохое настроение, покупатели не всегда адекватно реагируют. В такие моменты поддерживать разговор нелегко. Но помощь от меня требуется, как правило, техническая: найти размер или конкретную вещь. По поводу дальнейшей карьеры я планов пока не строила, но думаю, что буду потом работать по специальности.

  

Мартина

18 лет, продавец-консультант

  

Я здесь почти полгода. До Topshop работала в двух театрах помощником художника по костюмам. Собственно, я и учусь на художника по костюмам в театрально-художественном колледже. Сейчас я на четвёртом курсе, через год оканчиваю. Летом я должна была ехать на съёмки, но из-за сессии не смогла. Мне нужна была работа, в театрах ничего не было. Я обожаю Topshop, и это единственный магазин одежды, где я хотела бы работать. Поэтому я пришла в магазин, узнала о вакансии, прошла стажировку, и меня взяли. Мне идут навстречу: у меня специальный график. В Topshop я только на время учёбы, в будущем хочу работать по специальности.

Коллектив — это самое главное, что держит меня здесь. Мы общаемся за пределами работы, и мне кажется, что это даже глубже, нежели обычная дружба. Всё очень здорово. Организация очень за нас переживает, старается сделать так, чтобы нам было лучше и удобнее, чтобы у нас были более высокие зарплаты, это приятно. А вот минусов, которые бы действительно мешали, нет. Конечно, бывают всплески эмоций из-за покупателей, но коллектив спасает.

  

Олег

19 лет, продавец-консультант

  

Я учусь на специалиста по информационной безопасности, а здесь почти два месяца. В Topshop работает моя знакомая, она меня сюда и позвала. Я давно уже думал о нём — хотел попробовать сюда устроиться, понять, каково это. Я обожаю эту марку, она мне нравится гораздо больше, чем всё, что продаётся у нас в остальных магазинах. До Topshop я работал таксистом, официантом, чуть-чуть работал программистом. Но всё это мне не очень нравилось, и я искал для себя другую сферу. Сейчас потихоньку становлюсь товароведом, это уже маленькая ступенька. Никто тебе не говорит: «Ты будешь работать продавцом-консультантом вечно». Всё зависит от твоих возможностей. Если получится подняться на следующую ступень в Topshop, я, конечно, не откажусь. Но загадывать не могу: я работаю всего пару месяцев. Посмотрим, что будет дальше.

Чаще всего я работаю в мужском зале. Не все покупатели, конечно, понятно объясняются или адекватно реагируют. Попадаются такие кадры, которые выводят из себя. Обычно хотят, чтобы я нашёл нужный размер, но могут прийти и сказать: «Я хочу серые брюки». Ну я и ищу серые брюки в таких случаях. На самом деле меня всё устраивает. Мы с ребятами отлично общаемся, я нашёл себе много друзей — людей с похожими интересами. Из всех коллективов, в которых я работал, этот — самый дружелюбный. Почти все люди на одной волне.

  

Даша

20 лет, продавец-консультант

  

Я учусь на очном отделении на инженера-логиста энергосбережения. В Topshop я приблизительно два с половиной месяца. Про вакансию узнала от подруги, которая работает в Topshop в «Европейском» уже полгода. Я сразу пошла в «Атриум»: мне тут больше нравится. Тогда тут действительно не хватало продавцов-консультантов, менеджер очень обрадовался и мне, и подруге, с которой я пришла сюда устраиваться. Уже на следующий день у нас началась стажировка. Нас обеих взяли, и мы работаем тут до сих пор. Это моя первая работа.

Компания часто организует различные тренинги и конкурсы. Например, сейчас выбирают продавца-консультанта, который поедет на London Fashion Week. Для этого нужно сделать много личных продаж. Конечно, с британским офисом общается только администрация. Но мы всегда в курсе всех новостей компании: их распечатывают и вешают на специальный стенд. В принципе, я допускаю, что буду расти в Topshop: здесь нужны люди на должности, связанные с IT-технологиями, и это мне близко.

 Фотографии: Елена Бутко