До 20 октября у жителей Владивостока есть возможность посетить биеннале визуальных искусств. Ранее мы написали о том, что на ней нельзя пропустить.

А теперь арт-обозреватель «The Village Владивосток» рассмотрела отдельные площадки биеннале и поговорила с кураторами и художниками — о путешествии через континент ради яблочка и о тысячах чаш в австралийской пустыне.

Текст и фотографии

Оксана Маякова

Фотографии

Ксения Рябова

Флаги Вана Шаоцяна

На входе в будущий филиал Третьяковки (Алеутская, 12) картина «Деконструкция и сосуществование» Вана Шаоцяна сразу отсылает к главной теме биеннале «Морфология порта: правила игры».

Полосы тут — флаги государств, разложенные на цвета. Например, в китайском знамени лидирует красный, а желтых звезд совсем немного. Ван Шаоцян считает точный процент оттенков и показывает его полосами (длинная красная линия, мелкий желтый штрих) — и так с каждой страной.

В итоге его картина мира выглядит как гармоничное сочетание цветных черт. Причем художник располагает параллели и меридианы не по карте Меркатора (Герард Меркатор первый спроецировал Землю на плоскую карту, не искажая углы и формы — прим.ред), а по дизайнерским законам. То есть, если мерить Землю красотой, все мы отлично коррелируем друг с другом.

«Деконструкция и сосуществование» Вана Шаоцяна в будущем филиале Третьяковки (ул. Алеутская, 12). Вход свободный.
«Деконструкция и сосуществование» Вана Шаоцяна
«Деконструкция и сосуществование» Вана Шаоцяна

ВАН ШАОцЯН

директор Музея искусств Гуандуна в Гуанчжоу (Китай)

Я приехал во Владивосток с двумя целями: выступить как художник и директор музея. Моя художественная работа с флагами — об умении разных стран общаться на равных.

И в качестве директора музея я заинтересован в том же: еще в 2016 году мы наладили связи с Приморской картинной галереей. Сейчас договариваемся о совместном проекте на 2018 год.

Нам очень интересно сотрудничество с Владивостоком. В конце концов, в Китае художников учат по русской академической традиции, а к русским художникам относятся с большим уважением.

Олимпийские атлеты Набуоки Такекавы

Главная тема биеннале видна и в инсталляции японца Набуоки Такекавы «Олимпийские игры 2020». Его глиняные фигурки-атлеты все на одно лицо — и это первое лицо Японии. Спортсмены изображают только премьер-министра Синдзо Абэ.

Художник показывает, как крупные общественные события (олимпиада в Токио состоится в 2020 году) используют для политической пропаганды. Синдзо Абэ хочет нарушить правила игры: внести изменения в конституцию страны, официально разрешив регулярную армию.

«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава в будущем филиале Третьяковки (ул. Алеутская, 12). Вход свободный.
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов» Нобуаки Такекава

СЯН ЛИПИН (Китай)

куратор основной программы

Раньше именно морские и речные порты собирали людей, максимально открытых новому. Там жизнь кипела, люди быстро обучались коммерции, коммуникации, новым языкам. Сегодня порт есть в любом крупном городе: я говорю и про аэропорты. А если считать интернет-порт узлом коммуникации, то каждая квартира — тоже немного порт. Соответственно, быстрая обучаемость и умение понимать разные культуры уже повсюду.

Художники биеннале раскрывают, по каким правилам нужно играть, чтобы отношения были доверительными и крепкими. Марина Абрамович и Улай показывают, как такие связи выглядят в паре. Набуоки Такекава апеллирует к конституционным правилам игры, а Кабаковы смотрят на общение как на конкуренцию, под углом интеллектуальной борьбы.

«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» Ильи и Эмилии Кабаковых в будущем филиале Третьяковки (ул. Алеутская, 12).
Вход свободный.

Яблоко Ильи и Эмилии Кабаковых

Илья и Эмилия Кабаковы — одни из самых продаваемых художников мира: к примеру, картина Ильи Кабакова «Жук» обошлась покупателю в 5,8 миллионов долларов в 2008 году. Их тотальная инсталляция «20 способов…» подтверждает талант именитых авторов.

Узнаваемая в центральном яблоке лихорадка и по финансовым центрам Нью Йорка, и по детищу Стива Джобса показывает, несколько работа актуальна. И человечна: кто-то за столом вовсе отказывается от конкурентной борьбы за плод, сомневается в себе, мечтает.

Насвистывая играющую в инсталляции симфонию Моцарта, можно вспомнить и аферу Дона Кэмпбелла с «Эффектом Моцарта»: опираясь на сомнительный научный эксперимент, он убедил миллионы людей в том, что музыка композитора усиливает интеллект и подстегивает воображение. На чем и сколотил состояние.

«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» Ильи
и Эмилии Кабаковых
«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» Ильи и Эмилии Кабаковых
«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» Ильи и Эмилии Кабаковых

ИГОРЬ ШПАНЬОЛ

Куратор Музея современного искусства в Любляне, который представил инсталляцию Кабаковых

Я привез только распечатки и яблоко. Стол и ткани — местные, транспортировка была бы слишком дорогой. Чувствовал себя как в приключенческом кино: лечу через целый континент, чтобы доставить яблочко!

Кстати, в нашем музее шутят, что инсталляция должна называться не «20 способов получить…», а «20 способов положить яблоко, слушая музыку Моцарта»: потому что задача не из легких. Нужно рассчитать центральную точку в зале, поставить яблоко на стол и достроить инсталляцию уже вокруг него.

Что касается биеннале, есть действительно сильные работы. Особенный интерес вызывают 5 000 чаш на береговой батарее №13: похожие проекты делали в Словении и Австралии. В Словении в траве расставили стандартную пластиковую посуду, и тут явный экологический подтекст. В Австралии пиалы с водой оставили в пустыне — что гораздо больше про человечность и взаимопомощь.

Во Владивостоке идея носит иной характер: китайская церемония чаепития, гармония рукотворных предметов с природой, философский поиск. Одна и та же форма неодинаково читается в разных точках мира. И это снова наталкивает на размышления о языке, на котором мы говорим, о правилах игры для каждой части света и о коммуникациях между этими частями.

365 дней Константина Бессмертного

Яркий пример успешного русского художника в Китае — Константин Бессмертный. В выставочном зале «Артэтаж» в рамках биеннале идет его выставка «365».

Делая каждый день по одной работе в стилистике дада, он разворачивает год своей жизни перед зрителем. В напечатанных коллажах Бессмертный сравнивает себя с Сальвадором Дали, высмеивает структуру арт-рынка с посредниками между художником и зрителем, играет словами.

«365» более сдержана и выверена, чем, к примеру, проект Алексея Сухова «Мой поехавший день». И менее лаконична, чем «Today» японского художника Он Кавары (ежедневно писал полотно c текущей датой, фиксируя ход жизни). Тем не менее, в коллажи Бессмертного можно погружаться не один час, находя знакомые символы. И стараясь угадать, какое настроение было у художника, к примеру, 8 февраля 2013 года.

«365» Константина Бессмертного в «Артэтаже» (Океанский проспект, 9). Вход — свободный
«365» Константина Бессмертного
«365» Константина Бессмертного

Новые локации биеннале всё еще открываются: недавно в пространстве Gallery&More выставили работу Андрея Дмитренко «Шум сквозь сон», а в Приморской картинной галерее с 6 октября открыта выставка художницы Чжэн Шуан родом из императорской семьи Цин «Моя любовь к цветам и солнечному свету».

К сожалению, разброс по разным точкам приводит и к грустным последствиям: к примеру, из-за того, что здание филиала «Эрмитажа» (ул. Светланская, 38) закрыто на ремонт, соляную инсталляцию Бу Джихён (Южная Корея) демонтировали, не дождавшись официального окончания VIBVA.

«Существование сети» Бу Джихён
«Существование сети» Бу Джихён
«Существование сети» Бу Джихён
«Существование сети» Бу Джихён

ЮЛИЯ КЛИМКО (Владивосток)

организатор биеннале

Ожидание и реальность не всегда совпадают. Конечно, если бы изначальный план расположить все выставки на набережной Цесаревича удался, каких-то сложностей можно было бы избежать. Но в работе с разными, историческими площадками тоже есть своя изюминка.

Не всё получается гладко, я слышу критику, и даже сама критикую что-то. Ведь изнутри мы видим недоработки еще лучше, чем остальные. Но это повод работать дальше.

Городу нужна биеннале, нужен толчок к развитию, нужны художественные связи с миром — это, как минимум, обогащает нашу жизнь.


Где еще можно увидеть экспозиции биеннале

Большой ГУМ

до 20 октября, вход свободный

«Не такой, как ты» Романа Иванищева и Ксении Фроловой (Владивосток)
«Новый рейс» Ирины Фомичёвой (Владивосток)
«Исповедь художника» Сергея Дробнохода (Владивосток)
«Плоды воображения. Невельской»
Романа Иванищева и Ксении Фроловой (Владивосток)
«Молчание» Маши Ламзиной (Владивосток)

МСИ «Артэтаж»

до 20 октября, вход свободный

«Море внутри» Дарьи Кротовой (Москва)
«Море внутри» Дарьи Кротовой (Москва)
«Море внутри» Дарьи Кротовой (Москва)

Будущий центр «Эрмитаж — Владивосток»

до 5 октября, вход свободный

«Новая земля» Сони Лаймер (Австрия)
«Новая земля» Сони Лаймер (Австрия)

Антикафе «Третье место»

до 20 октября, вход свободный

«Энергия покоя» Марины Абрамович и Улая (Сербия-Германия)
«Пост ванитас» Фито Сегрера (Китай)

Галерея «Арка»

до 20 октября, вход свободный

«Отражения» Евгения Макеева и Вадима Хижняка (Владивосток)
«Отражения» Евгения Макеева и Вадима Хижняка (Владивосток)
«Отражения» Евгения Макеева и Вадима Хижняка (Владивосток)

Приморская картинная галерея

до 12 ноября, вход — 200 рублей

«Моя любовь к цветам и солнечному свету» Чжэн Шуан (Китай)
«Моя любовь к цветам и солнечному свету» Чжэн Шуан (Китай)
Экспозиция выставки работ Леонида Борисова и Кирилла Крючкова «Пейзажи и натюрморты на морскую тему». Куратор Полина Борисова

МГУ имени Невельского

до 20 октября, вход свободный

«Корабельная механика» Олега Батухтина (Владивосток)
«Корабельная механика» Олега Батухтина (Владивосток)
«Корабельная механика» Олега Батухтина (Владивосток)
«Корабельная механика» Олега Батухтина (Владивосток)
«Корабельная механика» Олега Батухтина (Владивосток)

Спортивная набережная

до 20 октября

«Искусство не дает ослепнуть» Николая Гольдмана (Владивосток)

ЦСИ «Заря»

до 12 ноября, вход свободный

«К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост» дуэта «ЕлиКука» (Москва)
«К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост» дуэта «ЕлиКука» (Москва)
«К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост» дуэта «ЕлиКука» (Москва)

Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС

до 17 октября, вход свободный

«Душа нараспашку» Ван Вэн Дзян (Китай)
«Душа нараспашку» Ван Вэн Дзян (Китай)

Остановка «Картинная галерея»

до 20 октября

Кирилл Крючков. «Прилив сил», граффити
Кирилл Крючков. «Прилив сил», граффити

Приморская сцена Мариинского театра

до 20 октября, вход по билетам в театр

«Поэма о воде» Рольфа Гобитса (Великобритания)
«Поэма о воде» Рольфа Гобитса (Великобритания)
«Поэма о воде» Рольфа Гобитса (Великобритания)

Береговая батарея №13

до 20 октября, вход свободный

«Наполняя водой» Чжан Юй (Китай)
«Наполняя водой» Чжан Юй (Китай)
«Наполняя водой» Чжан Юй (Китай)
«Соль земли» Евгения Маннера (Владивосток)
«Соль земли» Евгения Маннера (Владивосток)
«Соль земли» Евгения Маннера (Владивосток)
«Соль земли» Евгения Маннера (Владивосток)

Ворошиловская батарея

до 20 октября, вход по билетам — 100 рублей, закрыто в понедельник и вторник

«Большой взрыв» У Дзюэхуй (Китай)
«Большой взрыв» У Дзюэхуй (Китай)
«Большой взрыв» У Дзюэхуй (Китай)
«Завоеватели Арктики» Ольги Киселевой (Россия-Франция)
«Завоеватели Арктики» Ольги Киселевой (Россия-Франция)

ФОТОГРАФИИ: обложка, 1–3, 5–10, 12–15, 17–23, 29–35, 41–45, 47–67 — Ксения Рябова, 4, 16, 25–28, 36–40 — Оксана Маякова, 11 — из личного архива Сян Липин, 24 — из личного архива Юлии Климко, 46 — предоставлено организаторами биеннале визуальных искусств во Владивостоке.