В крупных европейских музеях менять экспозицию принято раз в год. ММСИ, первый российский государственный музей, в котором тщательно собирают арт-объекты XX–XXI века, тоже следует этой традиции. Его собрание насчитывает около 10 тысяч произведений, которые не должны пылиться в хранилище. К тому же коллекция постоянно растет. В музее стараются не просто демонстрировать произведения публике, но придумывать новые способы визуальной подачи.

На десятилетие ММСИ в 2009 году приглашали куратором Юрия Аввакумова, который снял с петель двери, вскрыл какие-то вековые, забитые гипсокартоном пространства, о существовании которых никто не знал. Художник полностью преобразил пространство, не забыв при этом сыграть на истории особняка, в котором до ММСИ располагались гимназия и клиника. За это проект получил премию «Инновация». В новом музейном сезоне для переэкспозиции позвали Дмитрия Озеркова, который также курирует созданный три года назад амбициозный проект «Эрмитаж 20/21». Под руководством Озеркова в свежесозданный сектор современного искусства главного музея страны привозили Энтони Гормли, Энни Лейбовиц, Илью Кабакова и коллекцию парижского Центра Помпиду.

В рамках обновления ММСИ Озерков разделил музей на 25 отсеков-комнат, отвечающих за разные темы и порой провоцирующих взаимоисключающие интерпретации объектов искусства путем бесконечного комментирования — через диалог произведений с критиками, друг другом и, в конце концов, зрителями.

 

«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОестьИСКУССТВО» в ММСИ. Изображение № 1. В Москве проходит выставка «Десять дней до»
«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОестьИСКУССТВО» в ММСИ. Изображение № 2. На «Красном Октябре» Яннис Кунеллис показывает свою инсталляцию

Заголовок проекта позаимствовали из стихотворения Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре» 1965 года, подразумевая игру слов: искусство не только есть (в чем никто не сомневается), но и зритель, получается, должен потреблять, поглощать искусство. В данном случае — на протяжении двух часов: именно столько в среднем проводит посетитель в музее. 

 

«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОестьИСКУССТВО» в ММСИ. Изображение № 3.

Начинается экспозиция с главной лестницы — зал «Фиксация». В этом отсеке представлены видео Якова Каждана «Как хорошо, что мы не умерли в 90-е» и фото приматов Олега Кулика за витринными дверями. В комнате «Глаза — зеркало души» Озерков использовал прием шпалерной развески, остроумно поместив современное искусство в несвойственный ему контекст, — таким образом обычно размещают полотна в дворцовых интерьерах и собраниях классической живописи. В списке комнат также есть мини-выставка пейзажей в духе реализма, которые люди, по опросам, хотели бы иметь у себя дома, — зал иронично озаглавлен «Домашнее». Есть иллюзион, квадратный зал, зал конструктивизма, деструктивизма, игры. В целом всё напоминает парк аттракционов: не знаешь, что ждет за углом, комната страха или кривых зеркал. В дополнение к кураторским идеям Озеркова представлена коллекция новых работ, датированных 2011 годом.


«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОестьИСКУССТВО» в ММСИ. Изображение № 12.

 

Куратор выставки Дмитрий Озерков: «Музей много раз показывал свою постоянную экспозицию. Идея в том, чтобы развесить так, чтобы она по-другому заиграла. Я придумал, что в каждой комнате должны висеть вещи из основной коллекции и какие-то совершенно новые, плюс в каждом отсеке должно быть что-то свое, необычное. Адрес у ММСИ — Петровка, 25. В проекте 25 комнат, и открывается выставка 25 ноября. Каждый зал посвящен своей теме, они никак друг с другом не связаны. В каждом пространстве собраны произведения, наиболее подходящие к теме зала. У музея есть какие-то хиты, но когда они висят в постоянной экспозиции, то глаз у посетителей замыливается и нужно их тасовать, перемешивать с новыми произведениями искусства, по-новому осветить, поставить или положить. В этом основная цель экспозиции. На создание проекта ушло около полугода, я тщательнейшим образом изучил все произведения в хранилище, и это вылилось в проект „ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО“».


«ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО»
25 ноября 2011 — 2 сентября 2012 года
Московский музей современного искусства
м. «Чеховская», ул. Петровка, 25
Вход: 20–150 рублей