Каждый день мы едим, говорим о еде, ругаемся из-за неё, поём о едепишем о ней и снимаем её на фото и видео. Вкусная еда доставляет нам удовольствие, ей хочется делиться, она объединяет друзей и семью за одним столом и нередко бывает поводом для создания новых связей. В новой рубрике мы хотели бы обратить внимание на один из перечисленных пунктов — еду, запечатлённую на видео, но не в рекламных роликах, а в большом кино.

По просьбе The Village журналист Алиса Таёжная раз в две недели рассказывает о фильмах, где еда и кухня занимают если не главное, то очень важное место. Это будут и редкие старые картины, и новые. Сегодня — «Официантка» Эдриенн Шелли 2007 года.

 

«Официантка»

Waitress, 2007

РЕЖИССЁР: Эдриенн Шелли

В РОЛЯХ: Кери Рассел, Натан Филлион, Шерил Хайнс,
Джереми Систо, Энди Гриффит, Эдриенн Шелли

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 1.

 

О чём этот фильм

На пустошах американского юга в небольшом дайнере средней руки работает официантка Дженна. Она — самое прекрасное, что есть в этом одноэтажном чистилище для среднего класса с вечным ожиданием автобуса, грубыми манерами и напрасными днями. Главная обязанность Дженны в Joe Pie’s Diner — придумывать рецепты пирогов-бестселлеров для завсегдатаев и случайных проезжающих, и это единственное, что у неё получается по-настоящему хорошо: будучи красавицей с золотым сердцем, Дженна совсем не умеет заботиться о себе. Её муж Эрл — из главы о домашнем насилии в учебнике по психологии, и даже две подружки с неустроенной личной жизнью, повидавшие много за свои 40 лет в белых передничках, совсем ей не завидуют. Именно из-за Эрла каждый свой идеальный пирог Дженна называет как очередное испытание: «Муж забьёт меня насмерть от ревности» или «Вечно жалеющая себя неудачница».

После одной из своих безрадостных смен Дженна узнаёт, что беременна, невероятно огорчается, но решает оставить ребёнка. Её новый план — сбежать от мужа, выиграть конкурс на лучший пирог в округе и начать на эти деньги собственное дело. У официантки есть девять месяцев, чтобы придумать себе новый сценарий и перестать ломать свою жизнь. И хотя во время визита к врачу она влюбляется в собственного гинеколога и он практически во всём — мужчина провинциальной мечты, план спасения Дженне нужно придумать самостоятельно.

 

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 2.

Пирог «Я не хочу ребёнка Эрла»
или «Плохой ребёнок»

Сыр бри и копчёный окорок, яйца, жирные сливки,
вода, сливочное масло, мука, соль и перец.

   

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 3.

Пирог «Я ненавижу своего мужа»

Горький шоколад, карамельный сироп, яйца, жирные сливки, вода, сливочное масло, мука.
Сахара не нужно.  

   

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 4.

Пирог «Одиночество в Чикаго»

Свежая ежевика, шоколад, крошка печенья,
жирные сливки, вода, сливочное масло, мука,
сахар и соль. 

 

Что мы узнаём из него о еде и о нас

«Официантка» — кинороман взросления, переполненный чёрным юмором и неудобными вопросами к окружающему миру в лучших традициях американского независимого кино. Помните Хэла Хартли? Яблоко недалеко упало от яблони — это кино придумала Эдриенн Шелли, супергероиня нью-йоркской инди-сцены и муза Хартли, пухлогубая девушка с незабываемым голосом, чёлкой и самоиронией, снявшаяся в первых двух его фильмах — «Доверии» и «Невероятной правде». «Официантка» — её третий и, к сожалению, последний фильм, который Шелли написала и сняла самостоятельно, сыграв в нём очаровательную роль второго плана.

На 41-м году Эдриенн нашли убитой в нью-йоркской квартире, а её убийцей оказался 19-летний строитель-нелегал из Эквадора: режиссёр пригрозила ему, что вызовет полицию за нарушение шумового режима, а рабочий испугался депортации и решил сам разобраться с соседкой. Нелепая и трагичная смерть добавляет горькую ноту к просмотру «Официантки», где невероятную Шелли можно увидеть в роли подружки главной героини — официантки Доун, в очках, с узнаваемым комичным голоском и «кожей как корочка у теста». Сам же фильм, при неутешительном диагнозе, который американские режиссёры поколениями ставят своей провинции, — это в первую очередь отличная комедия с обаятельными характерами, идеальным кастингом и абсурдными диалогами, слушать которые лучше, конечно же, в оригинале.

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 5.

Во многом за счёт чудной главной актрисы Кери Рассел этот фильм стал одним из самых жизнеутверждающих и земных феминистских фильмов, которые были сделаны в Америке. Режиссёр находит для своей хрупкой, светящейся и беременной героини обычное женское занятие, в котором она по-настоящему хороша и намечает вектор достижимого идеала — создать семью и придумать собственное дело, несмотря на сложившийся образ жизни и отсутствие твёрдого плеча. Из всех занятий Дженна выбирает еду — самый простой способ показать миру свою заботу, теплоту и неравнодушие.

Превращение из официантки чужого дайнера в хозяйку своего места и в конечном счёте своей жизни проходит под десятки смешных названий пирогов, каждое из которых отражает смятение и страх Дженны перед будущим и шагами, которые ей предстоит предпринять. Эдриенн Шелли говорила в интервью, что придумала «Официантку», когда сама была беременна и впервые поняла этот природный страх превращения в мать, изменения образа жизни и перемен в себе, о которых не принято говорить вслух на оптимистичных курсах будущих родителей. За начинками из грибов, карамели, печенья и мускатных орехов скрывается настоящая история современной девушки, для которой все главные шаги ещё остаются в планах.

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение № 9.

Показательно, что «Официантка» вышла за пару лет до захлестнувшей западные страны волны малых бизнесов, вырастающих из кулинарных хобби и кухонных талантов. Капкейки и макарон, пироги и сэндвичи, торты и конфеты ручной работы накрыли Бруклин, Маре, Нойкёльн и остальные весёлые места по всему миру, и чаще всего за их стойкой — безымянные владельцы, начинающие дело с нуля и компенсирующие личным отношением отсутствие опыта и профессиональную хватку. Очень часто это и владелицы, хотя речь редко идёт о выдающемся месте или решающей должности в мировом масштабе.

Пока женщинам стоит огромного труда добиться позиции шефа в ресторане или стать главой food-корпорации, но небольшой семейный бизнес не сильно сложнее собственной кухни (по статистике, 82 процента женщин часто или очень часто всё ещё готовят дома на всю семью) и становится адекватным выходом для душевных сил, не сильно рискованным по деньгам и не требующим круглосуточного рабочего дня. Для всех, кто боялся, не верил и мучился зря, есть ролевая модель из узнаваемых обстоятельств — Дженна, которой больше не нужно носить старую голубую форму чужого заведения, смиряться с хамством шеф-повара и придумывать печальные названия для самых вкусных в городе пирогов. Дайнер её мечты уже открыт, и для этого совсем не обязательно становиться чьей-то женой.