The Village рассказал о самых ожидаемых выставках, альбомах, сериалах, играх, фильмах и книгах и переходит к важнейшим событиям на московской театральной сцене: среди них не только местные премьеры, но и гастроли громких российских и мировых постановок.

«Кузмин. Форель разбивает лед»

Ближайшие показы: 11 и 12 апреля

Где: «Гоголь-центр»

Сколько: от 500 рублей

Четвертая постановка из цикла «Звезда», возрождающего традиции поэтических спектаклей Театра на Таганке (в «Гоголь-центре» с самого начала оглядывались на опыт Юрия Любимова), от прочих отличается своей просветительской задачей: публика знакома с Пастернаком, Ахматовой и Мандельштамом, предыдущими героями «Звезды», знает Маяковского, о котором расскажет последняя глава пенталогии, а вот имя Михаила Кузмина, поэта и автора первой русской гомоэротической повести, массовому читателю мало о чем говорит. Над спектаклем работал изобретательный латвийский режиссер Владислав Наставшев — это его четвертая постановка в «Гоголь-центре».

«Тихая революция»

Отечественный театр — далеко не самая прогрессивная субкультура в плане равноправия полов: абсолютное большинство режиссеров — мужчины (среди 28 режиссеров — номинантов «Золотой маски» всего две женщины), а сама тема женских прав слабо представлена на сцене. Не чуждый социальной проблематике «Театр.doc» в который раз отдувается за все остальные театры. Практически сразу после «Однушки в Измайлово» — документального спектакля Заремы Заудиновой о кавказских женщинах-беглянках — на новой, экспериментальной площадке театра под названием «Трансформатор.doc» выходит «Тихая революция» Виктории Приваловой по дневникам первой в истории женщины-министра Александры Коллонтай.

Как отмечает режиссер, именно Коллонтай добилась для женщин тех прав, которыми россиянки пользуются до сих пор — например, оплачиваемый декретный отпуск и бесплатный роддом. Постановка делится на три непохожих акта. Первый — это драматический монолог Коллонтай. Второй — танец. В заключительной части спектакля проходит акция «Тихий пикет» — та самая, в рамках которой художница Дарья Серенко ездит в метро с «провокационными» плакатами. Часть выручки от продажи билетов идет на благотворительность — например, после премьеры 7 марта средства были направлены центру «Сестры».

Ближайший показ: 24 апреля

Где: «Трансформатор.doc»

Сколько: неизвестно

Фестиваль «Золотая маска»

Когда: до 19 апреля

Где: МХТ им. Чехова, Центр им. Мейерхольда и другие театры Москвы

Сколько: от 250 рублей

The Village уже писал о самых интересных событиях фестиваля «Золотая маска» — главного смотра российских театральных достижений, который всегда заканчивается присуждением одноименной премии. Среди номинантов, приезжающих в Москву со своими спектаклями, — Лев Додин, Андрей Могучий, Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин и другие режиссеры, благодаря которым российский театр прирастает новой публикой и котируется на международной сцене.

Инсталляции Хайнера Гёббельса

Да, это не спектакль, но над проектом работал один из самых значительных театральных режиссеров современности, а площадку ему предоставил московский театр, поэтому без него гид по столичной театральной весне будет неполным. К тому же границы между театром, визуальным искусством и современной академической музыкой весьма условны, и Хайнер Гёббельс тому живое доказательство: композитор, режиссер и художник в одном лице, он создает вещи вроде «Вещи Штифтера», где людей заменяют хитроумные театральные машины, которые работают как один большой музыкальный инструмент. Поди догадайся, что это такое — концерт авангардной музыки, спектакль или инсталляция. В Новом пространстве Театра наций Гёббельс показывает две инсталляции с мудреными названиями Genko-an 107031 (Moscow, 2017) и Landscape 3 (Duisburg Nord, 2016). Первая вдохновлена формой окон в буддийском храме Генко-ан в Киото и представляет собой «сад голосов», где речь писателей, художников, музыкантов перемешана с этнографическими записями. Вторая — медитативный фильм без единого героя.

Когда: Landscape 3 — до 22 марта, Genko-an 107031 — до 29 апреля

Где: Новое пространство Театра наций

Сколько: 300 рублей

«Театр Звезда»

Принадлежащее Театру армии здание на Суворовской площади — самая необычная театральная постройка в городе: здесь и авангардная планировка в форме пятиконечной звезды, и грандиозный зал, первый в мире по вместительности среди драматических театров. В Международный день театра 27 марта появится повод оценить этот архитектурный курьез не только снаружи, но и изнутри — документальная бродилка об истории здания и труппы. Проектом занимается группа режиссеров под руководством Саши Денисовой («Страна Москва», «Отель „Калифорния“»). Авторы обещают прогулку по парадным и служебным помещениям громадного сталинского театра и участие нескольких десятков артистов в исторических костюмах из старых спектаклей. Должно быть по крайней мере зрелищно.

Когда: 27 марта

Где: Театр Российской армии

Сколько: 3 000 рублей

«Грозагроза»

Самую хрестоматийную пьесу Островского интерпретирует Евгений Марчелли, руководитель одного из лучших региональных театров страны — Театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле. Катерину играет Юлия Пересильд, постоянная участница проектов Театра наций (в их числе — местный хит «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса и ревизионистская «Электра» Тимофея Кулябина). Муж героини Тихон и любовник Борис, согласно концепции спектакля, неотличимы друг от друга, поэтому обе роли достались одному актеру, Павлу Чинареву. Про «темное царство», о котором пишут во всех учебниках литературы, режиссеру ставить неинтересно; по словам Марчелли, для него главная загадка пьесы — почему Катерина из двух идентичных мужчин выбирает Бориса и откуда вообще берется любовь.

Когда: 28 марта

Где: Театр наций

Сколько: от 500 рублей

Чеховский фестиваль

Когда: с 24 мая

Где: Театр Моссовета, Театр наций и другие театры Москвы

Сколько: от 500 рублей

Старейший и самый крупный международный театральный смотр Москвы, который в свое время позволил и зрителям, и профессионалам наверстать упущенное за годы железного занавеса и научиться воспринимать разный театр, а не только БДТ с «Современником» и Таганкой. В афише 2017 года количество громких режиссерских имен велико даже для Чеховского: здесь и живой британский классик Питер Брук с новой версией «Махабхараты», и канадец Робер Лепаж, один из немногих режиссеров, знающих, как поженить новейшие технологии с человечной историей, и мэтр отечественной режиссуры Анатолий Васильев, вот уже много лет работающий за границей, и кукольник-сюрреалист Филипп Жанти, и видный представитель нового цирка Джеймс Тьерре, внук Чарли Чаплина, со своей «Компанией майского жука», и многие другие. Билеты стоит покупать уже сейчас — они моментально кончаются.

«Человек из Подольска»

Современный писатель-экспериментатор Дмитрий Данилов, первооткрыватель жанра «серии наблюдений», дебютировал в драматургии пьесой «Человек из Подольска» о московском отделении полиции, которое, вопреки ожиданиям, оказывается похожим на клуб интеллектуалов-снобов. Падкий на новую драматургию «Театр.doc» первым поставит этот текст. Режиссерами будут идеолог и худрук театра Михаил Угаров и Игорь Стам.

Когда: май

Где: «Театр.doc»

Сколько: неизвестно

«Цирк»

На экспериментальной Новой сцене Александринского театра уже два года идет пластический спектакль Максима Диденко «Земля» — уникальный случай театральной постановки по мотивам классического немого фильма, в которой экстремальные акробатические этюды служат эквивалентом метафоричных черно-белых кадров из одноименной картины Александра Довженко. С тех пор молодой режиссер Диденко укрепил позиции одного из главных театральных новаторов, поставив «Черного русского», «Чапаева и Пустоту», «Идиота» и серию спектаклей в «Гоголь-центре», и теперь возвращается к переосмыслению советского кино, только на сей раз звукового: «Цирк» в Театре наций будет основан на хрестоматийной комедии 1936 года «Цирк» в постановке Григория Александрова. Главную роль, сыгранную когда-то Любовью Орловой, Диденко поручил Ингеборге Дапкунайте, которая сыграла князя Мышкина в его версии «Идиота».

Когда: май

Где: Театр наций

Сколько: неизвестно

Фотографии: обложка – Claire Leroux/Production Compagnie Philippe Genty, 1 – «Гоголь-центр», 2 – Виктор Дмитриев/Театр «Красный факел», 3 – Production Compagnie Philippe Genty