The Village продолжает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии советуют фильмы и сериалы, вдохновляющие их самих. Мы уже говорили с операторами и сценаристами, в этом же выпуске о важном для них кино рассказывают отечественные художники по костюмам. 

   


анна траннуа

«Цензор»

Иногда мне кажется, что я немного консервативна во вкусах, хотя стараюсь смотреть многое из выходящего в прокат — особенно то, что может заинтересовать с профессиональной точки зрения. В первую очередь стоит отметить «Великого Гэтсби» База Лурмана, получившего «Оскар» за лучшие костюмы более чем заслуженно: роскошь, роскошь и ещё раз роскошь. Эти костюмы хочется разглядывать на стоп-кадрах снова и снова. 

«Мечтатели» Бернардо Бертолуччи будоражат своим эротизмом, в том числе благодаря идеально подобранным образам героев. Этот кричащий сексуальный революционный красный берет Изабель! Или её высокие чёрные перчатки. Признаюсь, я до сих пор ищу в личную коллекцию такие же идеальные очки — «кошачьи глаза». Скромно, но невероятно элегантно и с тончайшей иронией созданы образы в «Королевстве полной луны»Впрочем, эти слова можно применить ко всем фильмам Уэса Андерсона. В фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» художникам чертовски хорошо удалось поработать с контрастом лаконичной современной одежды и этнических линий. Вообще Тильда Суинтон и её образы — воплощение стиля в современном кинематографе.

Фильмы горячо любимого мною Квентина Тарантино — «Джанго освобождённый», «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Доказательство смерти» и так далее — всегда отличаются очень качественной работой художественного цеха. Не зря их образы становятся культовыми: жёлтый комбинезон Умы Турман или её чёрное каре в сочетании с классическим стилем. Костюмы в отечественном кино я выделяю особенно. Комментировать можно долго, просто назову любимых «Неуловимых мстителей», изумительную Алису Фрейндлих из «Служебного романа» и Екатерину Васильеву в роли дерзкой атаманши Тульчинской из фильма «Бумбараш».

   

Татьяна Шаповалова

«Рок», «Неуловимые», «Неуловимые: Последний герой»

Мне нравятся зарубежные фильмы, получаю истинное удовольствие от экранизаций BBC. Что касается современных сюжетов, то я поклонник европейского кино: простые, лаконичные образы с ярким характером — ничего надуманного. Костюм очень важен, это то, что мы видим в кадре постоянно, он дополняет и подчёркивает персонажа. В нашей индустрии много профессионалов, но порой условия, в которых приходится работать, никак не соотносятся с нашей грамотой.  

Любимыми можно назвать огромное количество фильмов, но не будем далеко ходить и рассмотрим два контрастных претендента на «Оскар» последнего года. В них воплощены противоположные и очень сложные задачи. С одной стороны — создать эксклюзивные лохмотья и одеть в них огромный мир, как в «Безумном Максе: Дорога ярости» (художник — Дженни Беван). Это удалось блестяще. Они выглядят самодостаточно, такая фактура актуальна и часто встречается в коллекциях дизайнеров. 

С другой стороны — очень близкая мне эпоха 50-х, создание силуэта из глянцевых журналов, роскошь и одновременно сдержанность — работа с достоверными материалами в драме «Кэрол». Дизайнеру Сэнди Пауэлл удалось передать послевоенную эпоху точно и стильно. В костюмах героинь Руни Мары и Кейт Бланшетт (которые сами по себе и есть стиль) угадывается всё: социальный статус, характеры, предпочтения. Тот самый случай, когда всю историю можно прочесть, развесив наряды на плечики — от первой сцены до последней. Это совершенно иная школа подхода художника к картине: та самая, которая должна иметь место при работе над эпохой. Когда ты не выдумываешь образы, а обращаешься в первую очередь к надёжным источникам — фотографиям, журналам, газетам, иллюстрациям того времени. И, более того, работаешь с оригинальными вещами, фактурами и цветами. Это не менее сложная задача — использовать давно созданный материал, выбрать и подчинить его единой мысли.