1 сентября The Village объявил тематическую неделю «Дешёвая Москва»: в течение пяти дней мы рассказывали, как тратить как можно меньше денег и при этом чувствовать себя в мегаполисе комфортно. В последнем выпуске — истории людей, которые экономят делясь и объединяясь. 

 

 Целая туша барана на несколько семей

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 2.

 Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 3.

Станислав Сабанеев
фермер

Опыт продаж одной туши для нескольких покупателей я перенёс с форума совместных закупок. Там люди оставляли предзаказ на определённую часть туши животного, и я забивал скотину по мере распределения всех частей животного. Такая форма работы выгодна как для покупателя, так и для продавца: человеку не обязательно покупать много мяса, он может сделать заказ на небольшое количество продукта, а я реализую тушу без остатков. Люди могут не знать друг друга, но я организую процесс таким образом, что каждый из участников совместного выкупа знает, какой отруб уже занят, а какой он может заказать.

После опыта с мясом я стал работать по этой же схеме и с икрой, которую лично отбираю и привожу с Камчатки. Планирование позволяет мне выбирать партию в количестве, наиболее приближённом к реализации. В большей части заказы доставляются не в одно место (офис или дом), а разрозненно по Москве, однако все получатели объединены между собой — они подписаны на мою условно закрытую подписку новостей и анонсов продуктов. Специально кооперируется для выкупа небольшое количество людей. Так или иначе, я считаю эту схему работы очень перспективной и экономной. Общая экономия и удобство — не самоцель, а инструмент, который помогает мне наиболее рационально выстраивать свою работу, а клиентам — получать продукты высочайшего качества по справедливым ценам.

 

 Говядина ресторанного качества
на целый офис

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 4.

Борис Гаськов
продавец вина

Потребление в супермаркете у нас до сих пор очень напоминает советское: сегодня выбросили одно, завтра выбросили другое, в итоге у человека остаётся выбор в рамках «взять на ужин курицу, индейку, свинину или говядину», не вдаваясь при этом в качество или вид этой курицы, индейки и так далее. Притом что большая часть мяса либо стоит в супермаркетах достаточно дорого, либо не имеет права называться мясом — отруб не угадывается, выглядит мясо как бесформенная масса «мяса бескостного».

Найти продукт нужного качества в супермаркете — всегда проблема. Даже Metro не даёт того качества и тем более цены, которая оправданна и возможна, если вы хотите покупать продукты ресторанного качества. Сети сознательно ставят барьеры на вход нормальных поставщиков , они существуют по своим законам и сами себя обслуживают. Задача сетей — не дать нормальным поставщикам попасть на рынок. Все те, кто работает честно, сетям не нужны.

Моя история о покупке мяса на большую компанию родилась случайно. Мы ездили на переговоры о возможном сотрудничестве в компанию «Мосттэк». Люди оттуда оказались фанатично увлечены мясом, и результатом встречи стал первый стихийный заказ. После этого я поймал людей в коридоре фирмы, где работаю, и спросил: «Аргентинскую говядину травяного откорма брать будешь?» Пришла первая поставка. Коллеги, что не были в доле, увидели куски мяса в офисе и тоже присоединились. Сейчас у нас происходит расширение аудитории. Сформировался костяк постоянных потребителей, остальные участвуют спорадически.

Почему важно иметь дело с профессионалами? Потому что они изучили всё от и до, они знают все нюансы и всю конъюнктуру рынка, в итоге ты можешь доверять их персональному отбору. Если я попрошу найти мясо для того, чтобы жарить его на гриле, то они найдут тебе именно рибай, который будет идеален на гриле. Если нужно мясо для котлет или жаркого, дадут другой отруб. Кроме того, поскольку это ресторанный профессиональный поставщик, то это мясо будет в реальном постоянном доступе, и в этом большой плюс перед колхозным рынком. Немаловажный приятный нюанс — если я беру пятикилограммовый кусок, могу попросить разрезать его и вакуумировать части отдельно.

Обычно я беру аргентинский рибай травяного откорма. Когда приходишь в супермаркет, никто тебе не скажет, зернового откорма эта говядина или травяного. Есть мода на жирное мясо, маркетологи из Австралии и США продвигают зерновое, более популярное, а травяное имеет более тонкий, изящный, не такой «гормональный» вкус. Лично я аналогов травяной аргентине по вкусу найти не могу, тем более при условии довольно вменяемой цены. 

В итоге мы пошли ещё дальше и объединились: теперь ребята из «Мосттэк» покупают у нас вино для личного потребления, а мы у них — мясо. Это обоюдовыгодное сотрудничество, которое всем интересно. Нам выделили конкретный день еженедельных поставок, четверг. Конечно, пятница была бы лучше, но в пятницу компания работает только с ресторанами перед выходными. Главное правило при заказе — важно помнить о минимальном объёме заказа, необходимом для доставки. Ты интересен поставщику только в том случае, если способен дать объём, сопоставимый с ресторанным. Для этого нужен консолидирующий человек, выступающий в роли закупщика, который добровольно берёт на себя все хлопоты по организации доставки и сбору денег.

 

 Ящики вина для коллег и друзей

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 5.

Борис Гаськов
продавец вина

У меня есть клиент, который заказывает вино, которое сложно найти в магазине, на весь свой офис. Он мне даёт задания: «Мне нужно, чтобы вино было хорошее, в таком-то стиле, и чтобы оно стоило таких-то денег». Поскольку заказы периодически разнятся, отчётливо видно, что он покупает на несколько человек. Как правило, ему нравится мой выбор, но иногда он скидывает мне в WhatsApp этикетки, часто достаточно редкие. Он не доставляет никаких хлопот как покупатель, с ним всегда приятно общаться. Заказ, как правило, он делает на 10-12 тысяч рублей.

Я продаю ему вино практически по ресторанно-оптовой цене. Для меня это не заработок, а скорее сервис для друзей. Очень важный момент во всех подобных историях — то, что ты находишься в кругу единомышленников. Люди понимают уровень качества услуги, которую получают.

Только единомышленник может осознать, что достойная «Тоскана» за 700–800 рублей — это хорошо. В супермаркете это вино стоило бы в два раза больше, да его и нет там, как правило. Мало сетей ведут себя по отношению к вину осознанно. В режиме приятного дружеского общения люди расслабляются и начинают нормально объяснять, что им нужно, и это приятно. Как раньше передавали портниху или мясника, так сейчас передают ценные контакты. Это напоминает сетевой маркетинг, только менее организованный.

Систематизировать отношения с клиентом в этом случае сложно. Как только начинаешь давить, человек сразу инстинктивно уходит на глубину, затаивается, старается не общаться с тобой. Наоборот, когда это просто дружеская услуга — люди расслабляются и становятся более открытыми. Уровень заказов может быть разным: иногда я привожу вино друзьям, с которыми играю в баскетбол, а в конце года это выливается в корпоративные заказы. Если честно, я не знаю ещё других примеров столь же объединяющих покупок: одежду нужно примерять, гаджеты не уникальны, это вопрос цены на рынке, а еда и вино — именно это больше сообщество единомышленников, чем бизнес.

 

 Подписка на кофе для соседей

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 6.

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 7.

Полина Царева
художник по фонам в анимационной студии Toonbox

Кофе я любила всегда и пила его часто. И вот однажды кооператив «Чёрный» приехал на «Артплей», а я как раз там работала. Я уже многое про них слышала, но попробовать их кофе не было возможности. Но тут всё изменилось, и почти каждый день я заходила к ним попробовать то новый способ заваривания, то новые зёрна. Конечно, после такого мир не может стать прежним и пить какой-то американо мне больше не хотелось. Летом я попробовала их колдбрю, и он сразу же мне понравился. Поэтому, как только ребята запустили доставку, не было никаких сомнений, что он нужен дома.

Я предложила соседке Оле заказать колдбрю на двоих, она тоже пьёт кофе постоянно, поэтому мы решили, что так будет и удобнее, и дешевле. Заказываешь сразу ящик, и на доставку можно вдвоём скинуться. Ну и потом, с таким предзаказом ребята сразу понимают, сколько колдбрю произвести, чтобы не было лишнего.

 

 

 Продукты для компании вегетарианцев

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 8.

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 9. 

Артём Темиров
участник кооператива «Чёрный»

В мае с группой людей мы захотели покупать свежие продукты вместе. Все ожидали начала урожая, и этим хотелось воспользоваться: объединиться и покупать фермерские продукты сообща, чтобы было дешевле. Мы насмотрелись на цены на фермерские продукты в LavkaLavka и на рынках, понимали, что это дорого, и подумали, что можем найти выход. Мы сделали несколько удачных покупок, но в итоге это не превратилось в постоянную структуру. Потому что из десяти человек никто не выступил активным организатором. 

Сейчас все эти мысли вновь вернулись в связи с моим питанием. Кроме того, что я веган, у меня аллергия на кучу продуктов. Я могу покупать совсем не всё — часто то, что я покупаю, стоит дорого. У меня есть друг-веган, который предложил вместе покупать некоторые продукты, чтобы было дешевле. В общей сложности сейчас у нас есть восемь человек, которые разделяют эту затею. 

Веганы делятся на тех, кто питается очень просто и по хардкору, — в их рационе преобладают самые дешёвые крупы, самые дешёвые бобовые и куча сои — и тех, кто питается нормально и вкусно, как и остальные люди, но не употребляет в пищу мясо, — в их рационе может содержаться маш, киноа, булгур и много чего ещё. Эти виды круп стоят дороже. У меня лично есть огромная потребность в кедровых орехах, потому что абсолютно на все остальные у меня аллергия. Кедровые, это знают все, одни из самых дорогих. Поэтому для меня объединение для покупки некоторых вещей просто жизненно необходимо. Тратить весь свой бюджет на еду не очень хочется, но именно это я часто и делаю. 

Покупку продуктов, которые в нормальном качестве и за нормальные деньги можно купить в обычном супермаркете, мы не обсуждаем. В первую очередь мы хотим покупать орехи, крупы, бобовые и сухофрукты. Также это связано с тем, что они долго хранятся. Проанализировав первый опыт, мы поняли, что проблема была в том числе в том, что продукты нужно было где-то хранить перед тем, как все участники затеи разберут их по домам. А эти продукты не портятся и занимают не так много места. Я могу в своей комнате выделить под них угол — не буду себя чувствовать ущемлённым, если два квадратных метра займёт стеллаж с продуктами.

Есть магазины, которые продают пачки весом только от килограмма. Например, кукурузное молоко. Можно купить его в «Ашане» в объёме 250 граммов, а можно вот в этом месте, которое нашёл мой друг, объёмом в килограмм. Поэтому оно дешевле, и за счёт этого компании сочетают возможность продажи небольших объёмов. Оптовые продажи, конечно, обычно идут огромными объёмами. От 10–20 килограммов. Есть поставщики, которые готовы, если ты покупаешь в их упаковках, продавать меньший объём. Речь о булгуре, к примеру, расфасованном в обычные магазинные пачки по 250 граммов, которых в упаковке этого поставщика будет 10 или 20 штук.

Все продукты могут покупаться у оптовых поставщиков, вопрос только в количестве людей, участвующих в этой закупке. Для некоторых продуктов будет достаточно восьми человек. Другие можно будет купить только если нас будет 20 человек, потому что это больший объём.

 

 Топлёное масло и молоко для друзей

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 10.

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 11.

Света Хакимова
кулинар-любитель

Мы с подругами и друзьями много готовим. Качество большинства продуктов очень сложно проверить: например, на всех упаковках масла написан приличный состав и указан гост, но по качеству они различаются. С молочными продуктами это особенно заметно, так как мы делаем домашний сыр, йогурт, топим масло и ожидаем, что они поведут себя так, как им положено: свернутся, заквасятся, выделят пенку и так далее. Поэтому, если кто-то оказывается рядом с добросовестным производителем (читай: в деревне, у родственников, в поселении и так далее), бросает клич: «Кому привезти масла?»

Таким же недоверительным продуктом остаётся мёд. Возят его со своих пасек нам друзья из Калужской области, родственники из Белоруссии и друг с Кавказа. Они тоже привозят много для семьи и мало для торговли. Благо мёд хорошо хранится.

Про цену скажу так: настоящее стоит дороже, чем нас приучили платить сети, но так как мы избегаем массовых производителей и заказываем вскладчину у проверенных поставщиков, мы экономим. В итоге за среднюю цену мы можем получить очень хороший продукт. Например, последний раз мы на троих заказывали пять литров топлёного масла по цене 500 рублей за литр. Это совсем не дорого, тем более мы уверены в качестве.

С молоком для нас вопрос скорее этический: мы вегетарианцы и по-хорошему не хотели бы поддерживать мясомолочную промышленность, да и вообще пищевую. Дать шанс коровке жить не на фабрике и не стать мясом под старость есть только у фермера, за которого мы можем ручаться. 

 

 Один автомобиль для коллег

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 12.

наталья клепацкая

Я живу в Подмосковье, совсем рядом с нашим домом живёт моя коллега по работе, мы работаем на предприятии. У каждой из нас есть своя машина, но на работу и с работы мы предпочитаем ездить вместе по графику. Неделю вожу я, неделю — она. Во-первых, вместе веселее. Во-вторых, выходит сэкономить половину стоимости бензина. У нас одна скидочная карта на двоих — получаем скидку в 4 % на заправке. Один или два раза в год получается так, что кому-то из нас нужно быть в Москве пораньше или вернуться попозже, в остальные дни наши графики совпадают. Чем больше соседей и коллег будут объединяться в один экипаж, тем меньше станут пробки на наших дорогах.

 

 

 Закупка детских вещей на несколько семей

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 13.

ЕЛЕНА

закупает детские вещи через сообщество Babyblog 

Три года назад я родила первого ребёнка и ушла в декрет. Искать вещи для ребёнка подешевле меня заставила в буквальном смысле нищета. По интернету я вышла на девочек, которые организовывали совместные закупки. Сначала пользовалась этим сама, потом одна из девушек бросила заниматься сообществом, а я подхватила — стала организатором.

Закупкой детских вещей занимаются потому, что заставляет жизнь. Я работаю по 16–17 часов в день, постоянно на связи, отвечаю на вопросы мамочек, принимаю заказы. Если бы у меня была возможность, я не стала бы связываться с такими хлопотами. Одно дело — закупать что-то большое, куртки для взрослых например. Оптовик обычно принимает заказ от 10 тысяч рублей, это максимум 10 курток. А теперь представьте, сколько это трусиков и маечек по 30 рублей. А каждые трусики заказывает какая-то заботливая мама, которая обязательно позвонит и выяснит, кто производитель, какое сырьё, посоветуется насчёт аллергии. Я уже два года закупаюсь у одного производителя, эту одежду носят оба моих ребёнка, и к качеству вопросов никогда нет. Я зарабатываю небольшие деньги на организации закупок, но почти все они уходят как раз на одежду для моих детей. Хотя, конечно, хорошо, что есть возможность для мам в декрете делать что-то дома, как-то поддерживать семью и экономить.

 

 Оптовые партии одежды и обуви
для незнакомых

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 14.

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 15.

Виктория Неволина

занимается закупками обуви, аксессуаров

Я занимаюсь совместными покупками месяцев пять, и уже появились постоянные клиенты. Началось всё, когда я наткнулась на сайт оптовика, где предлагались красивые яркие спортивные костюмы по очень низкой цене. Нужно было купить партию на 100 тысяч рублей. Я подбила всех своих знакомых, но собрать нужную сумму не удалось. Зато я многое узнала о совместных закупках, нашла кучу сообществ в социальных сетях и решила сама попробовать собрать несколько закупок.

У меня в группе девять тысяч человек, это накрученные пользователи, вначале я платила за то, чтобы они добавились. Но сейчас группа растёт органически, каждый день добавляется человек десять. Я провела две удачные закупки, собрала по десять заявок на оптовую покупку кроссовок и рюкзаков. Рюкзаки в рознице стоили 1,5 тысячи рублей, мы купили их за 500 рублей, кроссовки были по три тысячи, мы купили за полторы. Экономия очевидная. Сейчас формируются заказы на кожаные сумки из Калининграда, часы и другие аксессуары.

Мне достаётся 15–20 % от стоимости закупки. Поставщиков я ищу через интернет. Кроссовки, например, покупала со склада в Тюмени. У владельцев склада свой спортивный магазин и склад, с которого идёт мелкооптовая торговля. Они закупают товары у иностранных поставщиков, в основном в Китае, когда партия маленькая — продают всё сами, большую дробят на мелкооптовые поставки.

С поставщиками я не заключаю договоров, но всегда очень тщательно обсуждаю все детали, долго переписываюсь, обговариваю случаи, если придёт брак или если доставка задержится. С кроссовками, кстати, так вышло, что сначала пришла бракованная партия, я отправила её назад с просьбой заменить, и мне прислали качественный товар через несколько дней.

 

 Велопрокат для всех

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 16.

Кто и зачем в Москве покупает продукты и услуги вскладчину. Изображение № 17.

Анастасия Ромашкевич

Год назад я увидела в Facebook объявление Артёма Темирова из кофейного кооператива «Чёрный», ему был нужен велосипед. У меня два велосипеда, один в то время скучал на даче, и я решила одолжить его ребятам. На нём всё лето каталась коллега Артёма, Варя, а Артёму велосипед одолжил кто-то другой. Это навело меня на мысль: в Москве несколько миллионов владельцев велосипедов, но мы видим очень мало велосипедистов на улицах. В основном этот транспорт простаивает в гаражах и на балконах.

В минувшем июне я создала группу в Facebook и предложила всем друзьям, знакомым и знакомым знакомых делиться велосипедами друг с другом. Пока в группе 90 участников, за лето они обменялись пятью велосипедами. Не сказала бы, что это успех и что нам есть чем похвастаться. Я не очень много занимаюсь группой, и велосипед всё-таки дорогая вещь, многим страшно отдавать его в чужие руки. Но всё же кому-то моя затея помогла.

 

Фотографии: Alex BrownGraham Keen, shutterstock.com