The Village продолжает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии cоветуют фильмы и сериалы, вдохновляющие их самих. Мы уже говорили с операторами, сценаристами и художниками по костюмам о самых важных работах их коллег. В этом выпуске отечественные кинокомпозиторы рассказывают о фильмах, где музыка не менее важна, чем сюжет. 

Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 1.

   

Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 2.

Алексей Айги

«Дикое поле», «Страна глухих», «Марс», 
«Испытание»

Вопрос о любимых фильмах и музыке в них всегда ставит меня в тупик: слишком сложно, слишком долго вспоминать самое важное и объяснять очевидные вещи. Поэтому назову лишь относительно свежий пример удивившего саундтрека (а удивить кинокомпозитора киномузыкой надо постараться). Это «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, неожиданное и прекрасное решение озвучить почти весь фильм джазовой импровизацией на ударных.

«Бёрдмен» алехандро гонсалеса иньярриту, композитор — Антонио Санчес

   

Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 3.

Дмитрий Емельянов
«14+»

Я считаю, что музыка играет первостепенную роль в передаче смысла картинки и характеров героев. Только музыка помогает почувствовать правильные нюансы, которых может даже не быть в сценарии. С её помощью можно как помочь зрителю в понимании сюжета, так и обмануть. Не принимая во внимание симфонические саундтреки, считаю гениальной подборку музыки во всех фильмах Квентина Тарантино. Всегда идеальное попадание. Из чисто инструментальных треков мои любимые звучат во всех частях «Друзей Оушена». Это фанк 70-х с примесью электроники, краут-рока и трип-хопа, но все вещи сделаны одним человеком.

«12 друзей оушена» СТИВЕНА СОДЕРБЕРГАкомпозитор — Дэвид Холмс

Мне вообще интересно следить за творчеством современных композиторов, которые зачастую делают всё сами, под ключ, в собственных домашних студиях (сам работаю по такой схеме). Британец Клинт Мэнселл — мой фаворит, хотя фильмы, к которым он пишет («Реквием по мечте», «Фонтан», «Чёрный лебедь» и другие. — Прим. ред.), мне не очень близки. Есть француз Крис Джосс (его треки звучат, например, в сериале «Лучше звоните Солу») — у него очень классный звук. Кайф этой музыки в том, что её легко можно слушать отдельно от картинки.

«лучше звоните солу», композитор — Крис Джосс

   

Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 4.

Андрей Комиссаров
«Новая Земля», «Каменная башка», «Про любоff»

«Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (композитор — Сергей Прокофьев). Есть крылатая фраза «Талант умеет всё понемногу, а гений — что-то одно, но хорошо». Так и Прокофьев — его балеты часто считаются «небалетными», оперы — «неоперными», киномузыка — тоже не вполне «киномузыка». Зато в одном Прокофьев неподражаемо хорош: он всегда до упрямости прокофьевский, нестандартный, поражающий воображение. «Александр Невский» — фильм-классика мирового кинематографа — и сейчас смотрится на одном дыхании во многом благодаря музыке. Почти вся она потом вошла в его самостоятельное  сочинение — кантату «Александр Невский».

«Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, композитор — Сергей Прокофьев

«Метель» Георгия Свиридова в одноимённом фильме 1964 года. Любой пользующийся метрополитеном человек хорошо знает эту музыку: её всегда играют в переходах. И «Вальс», и, конечно же, знаменитый «Романс» — непостижимым образом Свиридову удалось художественно точно передать дух далёкой пушкинской эпохи первой трети ХIХ века. И совсем уже неважно, что мелодия «Романса» Свиридова нота в ноту цитирует не менее знаменитый романс «Не уходи, побудь со мной» композитора Зубова — оба сочинения друг другу не мешают, живут себе и живут и будут жить и дальше. Уникальный пример в истории музыки.

«Метель» Владимира Басова, композитор — Георгий Свиридов

Музыка Бориса Чайковского из «Женитьбы Бальзаминова». В этом фильме характер музыки Чайковского — ирония, а вместе с тем проникновенная, немного грустная интонация удивительно точно совпали с образами Островского. «Расцвели цветочки у меня в садочке» — эти строки вспоминаются вслед за пассажами фортепиано.

«Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова, композитор — Борис Чайковский

Куда же без сэра Джона Уильямса? Нравятся все его киноработы, подумал, какую же из них выбрать, и вспомнилась остроумная тема «доктора Джонса». Пускай этот фильм и будет. Он во многом задал современные стандарты — как и приключенческого жанра вообще, так и приключенческого саундтрека.

«Индиана Джонс» Стивена Спилберга, композитор — Джон Уильямс

Ханс Циммер — эталон современного эпического голливудского стиля. Его саундтрек к «Гладиатору» стал образцом для многих подражаний — и надрывающий душу женский вокал в трагических местах, и валторны, изображающие главного героя. Все эти музыкальные приёмы кочуют теперь из фильма в фильм, что ничуть не умаляет достоинства музыки Циммера и Джеррард. Стоит добавить, что главная тема генерала Максимуса очень уж напоминает главную тему Вангелиса из фильма «1492», но, в конце концов, и Циммер и Вангелис — победители, оскароносцы. А победителей не судят.

«Гладиатор» Ридли Скотта, композиторы — Ханс Циммер, Лиза Джеррард

Очень люблю Александра Деспла за следующий саундтрек, за французское изящество мысли, тонкость и красоту.

«Девушка с жемчужной серёжкой» Питера Веббера, композитор — Александр Деспла

И «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Обожаю трек «Bibo No Aozora» — чудесная элегичная музыка, звучащая на фоне проплывающего городского пейзажа. Такая же бесконечная и невесомая, как мир.

«Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, композитор — Густаво Сантаолалья

   

 Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 5.

Алексей Стеблев

«Связь», «Отцы и дети», «Два дня»

Музыка в кино — аспект, подчинённый вкусам и воле режиссёра. Счастлив тот композитор, которому удаётся найти с режиссёром общий язык настолько, что режиссёр доверяет музыке существенную роль. Существует множество фильмов, авторство музыки к которым известно каждому (в отличие от замечательных работ, например, художников по костюмам или операторов). Скажем, имена Нино Роты или Джона Уильямса знают все. Не говоря о многих наших знаменитых композиторах: от Исааков Шварца и Дунаевского до Геннадия Гладкова, например. Я уверен, что большинство композиторов мечтают стать соавторами фильма — чтобы их музыка играла по-настоящему важную роль.

С тех пор как я стал сочинять для кино, я, естественно, обращаю на музыку особое внимание. Есть музыка просто качественно сделанная, жанрово обусловленная, восходящая к голливудской традиции. Про неё обычно можно (не глядя на экран) сказать, что здесь должен лететь самолёт или плыть корабль, а вот здесь главный герой безвременно погибает. Есть режиссёры — мастера подбора саундтреков (вроде Квентина Тарантино), в их фильмах всё время разные авторы, но получается всегда то, что нужно режиссёру, да и нам приятно. А есть музыка, которая, несмотря на служебное назначение, остаётся в голове после титров. Которая говорит что-то, не сказанное в фильме напрямую. Мне кажется, именно такая музыка — мечта композитора.

Если говорить о конкретных примерах — их немало, но первыми мне приходят в голову два фильма: «Эйфория» Ивана Вырыпаева с музыкой Айдара Гайнуллина и «Любовное настроение» Вонга Кар Вая с музыкой Майкла Галассо и Сигэру Умэбаяси. Это довольно давние фильмы, и я не готов утверждать, что теперь музыка понравилась бы мне так же, как в первый раз. Но я запомнил это кино и ощущение от него именно благодаря музыке. Это ли не счастье композитора?

«любовное настроение» вонга кар вая, композитор — Майкл Галассо и Сигэру Умэбаяси

   

Российские кинокомпозиторы выбирают лучшие саундтреки. Изображение № 6.

Александр Симоненко

«Родина», «Вечный холод»

Как это ни банально, очень много крутой музыки сейчас в Голливуде. Как ни посмотришь новинки кинопроката, всё сделано очень добротно. Можно было бы говорить о многих. Но я коснусь трёх наиболее интересных мне имён. Это Джон Уильямс, Эннио Морриконе и Филип Гласс. Они абсолютно разные, но невероятные. Уильямс — это гений симфонической оркестровой ткани. На «Парке юрского периода» можно учиться оркестровке. Эннио поразил меня тонкостью решения в «Омерзительной восьмёрке» — мотив фаготов великолепен. Я уже не говорю о хрестоматийных мелодиях, которые все знают. Филип Гласс — это целая вселенная, фактически родоначальник музыкального минимализма в кино. Он повлиял на огромное число кинокомпозиторов, и во многих современных музыкальных решениях чувствуется его дух. Люблю работу Гласса в фильме «Часы». 

«часы» стивена долдри, композитор — Филип Гласс

   

ОБЛОЖКА: кадр из фильма «Вавилон»