В потоке «Бесит» The Village обсуждает проблемы, которые волнуют и раздражают большинство людей, а также предлагает варианты решений. В совместном материале с компанией «Аксиома», которая помогает магазинам обходиться без краж, размышляем, почему в России так легко украсть и как обезопасить свой бизнес от воровства сотрудников и клиентов.

573,5 миллиардов

рублей в год в среднем составляют потери в ритейле в России

Статистику по хищениям в ритейле собрать сложно — магазины не обращаются в полицию по каждой мелкой краже, которые и составляют основу потерь. Чтобы обезопасить себя, компании закладывают в цену каждого товара наценку на потери. По неофициальным данным, она составляет минимум 3 %. Так покупателям приходится доплачивать за пробелы в охране магазина.

Неудивительно — персонал знает бреши в безопасности компании: в каких местах нет камер, с кем можно договориться «по дружбе» и что «плохо лежит». Воруют все: по статистике, 20 % внутренних краж приходится на бухгалтерию, 22 % — на отдел закупок, а 24 % — на персонал магазинов. Эксперты советуют проверять всех сотрудников при найме, отслеживать рабочие почты, а также ввести систему мотивации для внутреннего контроля сотрудников.  

80 %

из них приходится на персонал компаний

(это самый высокий показатель по миру)

Каждый 11

человек хоть раз в жизни воровал
из магазинов

По мнению психологов, люди воруют просто потому, что имеют такую возможность. Этому способствует российский менталитет: у нас не принято смотреть в глаза, здороваться с незнакомыми, улыбаться. Благодаря этому в больших магазинах люди чувствуют себя невидимыми. Эксперты подчеркивают, что весь персонал торговой точки должен демонстрировать покупателям, что он мягко, но внимательно наблюдает за ними. Также необходимо регулярно проводить с сотрудниками семинары о психологических техниках шоплифтеров — именно такие люди воруют «ради фана».

Если говорить о шоплифтерах, чаще это люди в поисках острых ощущений — подростки, домохозяйки, пенсионеры. А вот сотрудники воруют с мыслями, что это компенсация за неблагодарный труд или премия к их маленькой зарплате. Эксперты советуют закрепить в корпоративной культуре тезис о том, что внутреннее воровство — такое же преступление. Как минимум, четкая и понятная информация о штрафах и сроках лишения свободы должна находиться на видном месте в договорах с сотрудниками и озвучиваться при найме.

Только 3 %

преступников воруют
ради перепродажи

(остальные — ради азарта или из бедности)

500 000 рублей

составляет максимальный штраф
за кражу, совершенную
одним человеком 

(Миллион рублей — за организованную группой людей)

В российском законодательстве закреплено множество наказаний за хищение в зависимости от суммы украденного, количества сообщников и сложности схемы. Минимальное — административная ответственность за одиночную кражу до тысячи рублей: штраф от 1 тысячи рублей до пятикратной стоимости украденного, в худшем случае арест до 15 суток. Укравшие деньги или товар от тысячи рублей в одиночку несут уже уголовную ответственность в виде штрафа до 80 тысяч рублей, ограничения свободы до двух лет либо исправительных работ. Отметка в базах в таком случае хранится всю жизнь преступника.

Максимально строгое наказание в России получают те, кто украл деньги или товары на крупную сумму — со взломом или выводом средств с банковского счета. Отягчающим обстоятельством здесь служит преступление в организованной группе.

6 лет

лишения свободы грозит за максимально наказуемую кражу
в одиночку

(10 лет — за такую же с сообщниками)

73 000

осужденных в России отбывают срок за кражу

Выяснилось, что число осужденных за кражу уверенно сокращается. К примеру, в начале двухтысячных оно было почти втрое выше (226 тысячи человек в 2002 году), вдвое превышая число осужденных за убийство (104 тысячи). Можно связать это с развитием технологий, помогающих предотвратить кражи. Например, раньше опытные воры использовали сумки с подкладкой из фольги, чтобы обмануть датчики. Охранное оборудование нового поколения исключает такую возможность.

За это время противокражная техника стала более умной и незаметной. Охранные ворота изящно вписываются в интерьер или используются для размещения информации, камеры дают лучший обзор и более высокое качество, а датчики незаметно встроены в упаковку товара, пока вор отрывает привычный штрих-код.

10 лет

екатеринбургская компания «Аксиома» защищает магазины от воровства

25 тысяч рублей*

стоит минимальный набор охранного оборудования

В эту сумму войдет пара ворот на входе, их установка, 200 датчиков для одежды и деактиватор для их снятия при покупке. Такой набор подойдет для небольшого шоурума. Когда ваш бизнес вырастет, «Аксиома» предложит, что добавить для максимальной защиты.

Офисы и склады компании находятся в Екатеринбурге, Москве и Краснодаре, чтобы эффективно работать с клиентами по всей России. «Аксиома» не только поставляет оборудование, но и монтирует, настраивает и тестирует его. Проект противокражной системы составляется бесплатно.

5 000

магазинов защищены от воровства сотрудниками «Аксиомы» в 250 городах по всей стране от Калининграда до Владивостока

*Цена действительна на момент публикации проекта

материал подготовлен при поддержке