Девять успешных предпринимателей, участников всероссийского фотопроекта «Бизнес в объективе», рассказали о достоинствах и недостатках своих регионов
для малого и среднего бизнеса на основе личного опыта, а также поделились цифрами своих стандартных расходов, из которых получилась сравнительная инфографика. Материал подготовлен при поддержке Промсвязьбанка.

 

Юг

Роман Шишлин

агрофирма «Волгоградское подворье»

герой портала «ЧесТнок»

Мы выращиваем и продаём овощи. Работаем в Волгоградской области, поэтому и овощи в основном южные: томаты, баклажаны, сладкий перец, в зимний период — лук, морковь. Пока бизнес небольшой: 150 гектаров, сельхозтехника, грузовики, склад, офис. Можно увеличивать объём производства, но мы решили развиваться в сторону переработки: это сложнее, интереснее и продукт получается классный. Наши вяленые томаты в масле будут повкуснее итальянских.

Фермерством я занялся в начале 2000-х годов. Купил старый грузовичок и стал возить овощи на рынок. Потом взял свой первый гектар в аренду, обрабатывал землю сам, вместе с женой. Через пару лет появились первые сезонные рабочие. В 2011 году зарегистрировал агрофирму, привлёк инвестиции, вот тогда и началась большая интересная работа. Всё было в новинку. Пока мы не получаем никакой прибыли: быстро развиваемся, очень много пробуем, но и делаем ошибки. А в сельском хозяйстве цена ошибки — один год. Не вышло что-то — приходится ждать следующего сезона, чтобы исправиться. Сейчас мы уже нащупали свою стезю, пришло понимание, как надо работать с розницей. Так что, думаю, двигаемся в правильном направлении.

Вырос я в Волгограде и работаю в Волгограде. Где родился, там и пригодился. Но своей продукцией мы уже охватили пол-России: ведём поставки от Москвы до Ижевска. А если развернём большое производство вяленых овощей, то о нас узнают и в остальной части нашей родины.

Специфика региона, конечно, есть. У нас очень жаркий и сухой климат, поэтому наши овощи получаются мясистыми, с очень насыщенным вкусом. Их легко узнать. До сих пор в летний сезон люди стараются брать помидоры именно из волгоградского региона.

Минусы тоже есть, но не скажу, что они уникальны для нашего региона. Большая проблема с кадрами, причём квалифицированными. Агрономов с опытом, например, найти очень сложно. Банки нас практически не замечают как класс: не существует в реальности банковских продуктов для сельхозпроизводителей. Но мы работаем, не унываем. Бог даст, всё сложится, как задумали!

Центр

Сергей Гвоздовский

дистрибуция и производство детской одежды «БембиЦентр»

Моя компания занимается производством и дистрибуцией одежды для детей всех возрастов — от новорождённых до школьников. Также мы являемся прямыми представителями нескольких торговых марок Польши и Турции. В данный момент развиваем собственный бренд детской коллекционной одежды.

Я приехал в столицу из глубинки специально для того, чтобы открыть свою компанию. Сейчас ей уже семь лет. Создать бизнес у меня получилось сразу, но мне пришлось многое пережить и осознать, прежде чем я начал получать прибыль и находить возможности для дальнейшего роста.

В Москве достаточно сложно вести бизнес в сфере детской одежды. Большая часть рынка поделена между крупными игроками — сетевыми ретейлерами, которые не всегда отличаются хорошей платёжеспособностью и лояльными условиями работы с поставщиками. При этом существенных минусов я не вижу. С высокими арендными ставками и завышенными заработными платами относительно уровня профессионализма специалистов можно жить.

Что касается плюсов, то в центральном регионе самые платёжеспособные покупатели, достаточное количество рынков сбыта и огромные возможности для обучения и развития новых компетенций.

Северо-Запад

Фёдор Овчинников

международная сеть пиццерий «Додо Пицца»

Компания основана в 2011 году в Сыктывкаре, столице Республики Коми. Фактически "Додо Пицца«— это IT-компания, которая производит пиццу. С помощью современных технологий и интернета мы создали более эффективную, чем у конкурентов, модель пиццерии, а затем растиражировали её в виде франшизы по всей России и за рубежом. В настоящий момент в сеть входят 28 пиццерий, одна из которых — в Румынии. Выручка сети в 2014 году составила 428 миллионов рублей. В 2015 году компания планирует открыть пиццерии в Казахстане, Литве и Эстонии и достичь уровня выручки в 1 миллиард рублей.

Я занимаюсь собственным бизнесом с 2005 года, поработал в книжной торговле, рекламе, издательском деле. «Додо Пицца» — это моя четвёртая компания и пока что самая успешная. Эффективную и инновационную модель ресторана можно создать в любом городе, где есть люди. Например, братья Макдоналд открыли ресторан в небольшом городе Сан-Бернардино в Калифорнии, и это не помешало компании «Макдоналдс» распространиться по всему миру.

Главный минус работы в Сыктывкаре — это узкий рынок труда. Мы работаем в городе с населением всего 240 тысяч человек и при этом решаем федеральные и даже международные задачи. Москва относительно близко и высасывает из нашего города многих талантливых и активных людей. С другой стороны, в Москве много крутых компаний, а в Сыктывкаре — нет, поэтому мы снимаем сливки с кадрового рынка нашего города, к нам приезжают работать из городков поменьше. Огромный плюс Сыктывкара — это его размер. В Москве гигантское количество времени тратится на дорогу, пробки, а в Сыктывкаре успеваешь очень интенсивно работать и при этом жить: заниматься спортом, проводить время с семьёй. Ещё один плюс, как это ни парадоксально, — отсутствие развлечений. Это естественным образом фокусирует на работе. Что ещё делать в Сыктывкаре, кроме как заниматься интересным бизнесом?

Урал

Сергей Партин

кондитерская «Маруся»

победитель премии Промсвязьбанка «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший молодёжный проект»

Около двух лет назад мы задумались над созданием какого-то этичного и радостного дела и открыли авторскую кондитерскую только с натуральными сладостями. Начали проводить в ней кондитерские курсы с уклоном в раннюю профориентацию, а затем запустили франшизу. Сейчас у нас появились первые дилеры, и мы продолжаем расти.

Я в предпринимательстве около семи лет, занимался и детскими аттракционами, и поставками из Китая, и ресторанным делом, и клинингом. Все учредители «Маруси» выросли в моногороде Нижний Тагил и продолжают растить здесь себя и детей. В основном у нас здесь сушильни, пиццундры, алкомаркеты и кулинарии — спрос на качественные натуральные авторские сладости невысок, и это постоянно вдохновляет нас на новые открытия. Несомненным плюсом является то, что мы в городе такие одни. Также очень помогает всесторонняя поддержка институтов предпринимательства. Минусы — низкие заработные платы и низкий культурный уровень покупателей, которые пока не задумываются о качестве потребляемых продуктов.

Урал

Игорь Линник

цветочная мастерская

Моё дело — это моя любимая цветочная мастерская, где вместе со своими коллегами я каждый день с удовольствием придумываю и создаю интересные букеты и композиции. Я родился и вырос в лучшем городе своего детства — Аше, приехал в Челябинск учиться, поступил и окончил Челябинский медицинский институт, после чего остался жить и работать в столице Южного Урала. Правда, врачом я так и не стал и ушёл в коммерцию. Моей мастерской скоро будет пять лет.

Сибирь

Татьяна Люжей

сеть магазинов подарков «Томат»

На сегодняшний день компания «Томат» имеет четыре направления — это розница, опт, франчайзинг и интернет-магазин. Розничное направление было стартовым и всегда оставалось для нас приоритетным. Общение с конечным покупателем вживую — на мой взгляд, лучший способ тонко чувствовать потребительский рынок. Первый магазин был открыт в декабре 2005 года. В сравнении с сегодняшней ситуацией было тяжело воплощать идею в жизнь в плане доступности специалистов и технологий. Если скажу, что тогда я в справочнике «Жёлтые страницы» искала рекламные компании и дизайнеров, которых на тот момент были единицы, то меня многие поймут. Но мы преодолели эти трудности, и бизнес сразу начал приносить свои плоды, поскольку конкуренция была крайне низкой.

Магазин задумывался как комплексный подход к решению вопросов праздника и подарка. Все остальные направления были продиктованы обстоятельствами времени и экономической ситуацией. В 2008 году возник дефицит товаров у поставщиков ввиду кризиса, и мы попробовали работать с китайскими производителями напрямую. Прямые поставки всегда связаны с большими объёмами, что и привело нас к опту и франчайзингу. Но и здесь всё было не так просто. Потенциальным покупателям казалось, что Иркутск — край света, и мало кто выказывал желание работать с компанией, находящейся непонятно где.

На сегодняшний день ситуация изменилась разительно. Наконец удалось убедить оптовых покупателей, что Иркутск — это середина страны, транспортные компании с каждым годом работают всё лучше, а аренды складов становятся дешевле, что сказывается на ценах на товар.

Сибирь

Андрей Дунаев

производственно-торговое предприятие «Том-Текс»

Наше предприятие производит повседневный трикотаж уже более 13 лет. В 2001 году мы с компаньоном начали выпуск продукции после почти полугодичного подготовительного этапа, который включал в себя поиск и обучение специалистов, закупку и пуско-наладку оборудования, установление партнёрских связей с поставщиками сырья, разработку и регистрацию собственной торговой марки «Милослава», сертификацию. Когда мы начинали своё производство, ситуация сильно отличалась от сегодняшней: в 2001 году заработная плата швеи составляла около 100 долларов. Поскольку в нашей сфере используется в основном ручной труд, вначале по уровню цен мы не намного отличались от Китая, Турции или Узбекистана. Сейчас конкурировать с ними непросто.

Понимая конъюнктуру рынка, мы выбрали в качестве основного приоритета выпуск недорогих изделий максимально высокого качества. Из-за значительной удалённости сырьевой базы данный вид бизнеса нехарактерен для сибирского региона: хлопок, к сожалению, здесь не произрастает. Наш основной конкурент — вся Юго-Восточная Азия. Большинство крупных торговых сетей размещают заказы именно там. Наш плюс — это оперативное выполнение заказов, частая смена ассортимента, развитая агентская сеть торговых представителей. Сегодня на предприятии используется более 150 единиц современного оборудования, за 13 лет сформирован коллектив настоящих профессионалов, накоплен опыт и понимание того, как развивать производство. Это и есть слагаемые успеха в настоящем и залог перспектив развития в будущем.

Дальний Восток

Павел Щучинов

доставка еды «Сё и сразу»

номинант премии Промсвязьбанка «Бизнес-успех»

Наша компания называется «Сё и сразу». Мы занимаемся приготовлением пиццы, суши и блюд на воке и их доставкой. Основной способ продаж — сайт seisrazu.ru. Мы запустили проект с первой попытки в мае 2014 года, но подготовительные работы начались ещё в декабре 2013-го. Я вырос в Хабаровске, но для получения опыта много поездил за границей и около полугода работал в сфере общепита в Москве в разных должностях.

Плюсы: город небольшой, уровень жизни средний, люди не так часто ходят в кафе и рестораны, но зато готовы заплатить хорошие деньги за доставку еды, когда собираются компаниями. Минусы: город очень растянут, и удалённость некоторых адресов влияет на общую производительность компании — курьер может уехать на один адрес надолго, а держать большой штат курьеров невыгодно.

Дальний Восток

Александр Колбас

инжиниринговая компания Terebra

номинант премии Промсвязьбанка «Бизнес-успех»

Благодаря нашей компании производители растительного масла, кормов, сахара, жома могут получить дополнительный доход: нам принадлежит технология повышения эффективности прессового и экструзионного оборудования в два раза, без капитальных затрат.

Я родился, учился и работаю во Владивостоке. Мой партнёр и разработчик технологии Марат Гришков занимается техническими решениями и инжинирингом уже более десяти лет. Я познакомился с ним и с проектом в 2012 году и стал помогать, в 2013 году мы основали компанию и с тех пор развиваем её сообща. Это не первый мой бизнес, но до этого у меня не было опыта предпринимательства в области технологий, промышленности и инноваций. Мы пока находимся на стадии стартапа: привлекли первых клиентов и внедряем технологию на реальном производстве растительного масла и кормов.

Специфика нашего бизнеса и региона, конечно, накладывает свои ограничения. Основная часть наших клиентов — в Центральном и Южном округах России, и из-за этого мы тратим много времени на коммуникацию. Также мы столкнулись с большими сложностями в изготовлении нашего «железа». Своего оборудования для металлообработки у нас нет, ведь мы только начинаем, а найти партнёра с необходимой инфраструктурой, который смог бы качественно производить наш продукт, в Приморском крае оказалось очень сложно: в регионе традиционно развивают транспортную инфраструктуру. Зато именно поэтому мы решили заняться ещё одним перспективным направлением в области технологий — переработкой рыбных отходов (голов и внутренностей). Рыбопереработка очень востребована на Дальнем Востоке, и для нашей компании это может стать серьёзной статьёй дохода.

Поволжье

Антон Роженков

крытый центр автомотоспорта «Академия»

Мы сами из мотоспорта, и главной нашей целью при создании центра было развитие авто- и мотоспорта в Нижегородской области. В основу бизнес-модели «Академии» была заложена последовательная работа в четырёх направлениях: прокат картинга и мототехники, создание школы профессиональной подготовки пилотов, организация соревнований среди любителей и профессионалов, формирование и поддержка команд для участия в чемпионатах федерального уровня. Простая формула «из проката в спорт» на сегодняшний день не только доказала свою эффективность, но и принесла первые результаты — победы наших учеников в региональных соревнованиях.

Первый раз я сел на мотоцикл в 14 лет и до момента образования команды и завоевания первого кубка на чемпионате России всему учился сам. Тогда и стало понятно, что в России просто не готовят профессиональных пилотов. Так начался поиск единомышленников, продолжавшийся в течение двух лет. Мы точно знали, что нужно делать, поэтому, как только у нас появились финансовые возможности, всё получилось сразу.

Я вырос в Нижнем Новгороде и уезжать никуда не собираюсь. У нас любят футбол, хоккей и баскетбол. На шоссейно-кольцевые и кроссовые мотогонки ходит гораздо меньше зрителей, чем на соревнования по вышеназванным видам спорта. С другой стороны, наш город — один из немногих в России, где есть профессиональная гоночная трасса с хорошим календарём соревнований на 2015 год.

С точки зрения условий для бизнеса в нашем регионе нельзя сказать, что нас задушили налогами, проверками или бюрократией. Администрация города положительно относится к проектам, направленным на пропаганду здорового образа жизни и развитие спортивной культуры, и не создаёт препятствий на нашем пути. Жители тоже тепло приняли появление «Академии» — сегодня прокат картинга пользуется в городе хорошим спросом. Быть может, потому, что он единственный. Из минусов, наверное, можно отметить отсутствие мотокультуры в нашем городе — это проявляется во многом, начиная от поведения участников дорожного движения и заканчивая отсутствием традиции ходить на гонки. Можно сказать, Нижний Новгород сейчас в самом начале пути развития мотоспорта.

Сравнение регионов России


Комментарии экспертов