Бухгалтер — консервативная профессия, которая сильно изменилась за последние годы. Поток законодательных изменений не дает специалистам расслабиться, а малый бизнес все чаще пользуется услугами бухгалтеров на аутсорсе. Для предпринимателей это выгоднее, чем иметь штатного сотрудника — а потому конкуренция среди профильных компаний растет. В совместном проекте с ДелоБанком мы попросили востребованных бухгалтеров из Екатеринбурга рассказать, в чем разница между аутсорсингом и работой в штате компании, как меняется профессия и какой стала их жизнь с открытием своего дела.

Надежда Нестерова

директор компании «Бухгалтерские услуги.рф»

У меня длинная история: после окончания исторического факультета в Иваново я смогла устроиться на крупное предприятие помощником главбуха. Получила профильное образование, а потом помогла маминой компании пройти проверку без начисления штрафов, и ко мне потянулись клиенты со стороны. Когда мы с семьей переехали в Екатеринбург, большинство клиентов остались сотрудничать со мной на удаленке, и сейчас я строю свою компанию.

На аутсорсе я работаю почти три года. Когда начинаешь работать по такой схеме, уровень ответственности и сознание меняются. Появляется другая мотивация: чем больше работаешь, тем больше получаешь. Как говорят, если у вас нет цели, вас наймет тот человек, у которого она есть.

Тенденция к автоматизации бизнеса все сильнее, и некоторые компании даже объявляют, что бухгалтеры в принципе не нужны. Но есть и обратная сторона медали: когда бухгалтер постоянно на связи и в курсе дел предпринимателя, это лучше, чем звонить на горячую линию и узнавать, где тот человек, который занимался срочными документами.

Аутсорсинг сейчас очень выгоден: иметь штатного сотрудника при небольшом обороте предпринимателям зачастую невыгодно, он будет просто просиживать штаны. К тому же компания при заключении договора перекладывает все бухгалтерские риски на аутсорсера.

Гуманитарное образование дало мне умение общаться с людьми: я умею слушать и слышать

Клиенты становятся очень экономными — выбирают услуги с самыми низкими ценами. И в то же время более требовательными, потому что рынок бухгалтерских услуг сейчас очень конкурентен. Но, как бы ни был автоматизирован бизнес, человеческий фактор очень важен: предприниматели хотят видеть за программой того, кто принимает ответственные решения, кто всегда на связи и готов ответить на возникшие вопросы. Гуманитарное образование дало мне умение общаться с людьми: я умею слушать и слышать. Поэтому я сначала всегда общаюсь с клиентами сама, а потом уже передаю их сотрудникам. 

Банки сейчас очень лояльны к бухгалтерским компаниям и предлагают выгодные условия при открытии счетов. В некоторых банках сообщают о сомнениях по поводу некоторых платежей и дают немного времени, чтобы доказать законность операции. Но были ситуации, когда счет блокировали без разъяснения причин — как выяснилось позднее, по ошибке работника налоговой. Однажды из-за такой ошибки работа компании встала на две недели. 

Предприниматели нанимают того, кто всегда на связи и готов ответить на вопросы

Конечно, с открытием своей компании я стала работать еще больше. Но плюс — в распределении своего времени. Тем более что мы работаем с компаниями в разных регионах и часовых поясах. Переход на удаленку выгоден и работодателю, и работнику.

Бухгалтеры — это в первую очередь системные люди, и в жизни это очень помогает. В свободное время я прохожу тренинги по бухгалтерии и личностному росту, люблю театр, музыку, художественную литературу и шумные компании. Представление о бухгалтере как о тетеньке, которая целыми днями считает цифры на калькуляторе — стереотип. Сейчас все по-другому. 

Ирина Пределина

директор компании «АП-Консалт»

В бухгалтерии я больше 20 лет: прошла путь от самой простой работы до главного бухгалтера федеральных компаний. Пять лет назад ко мне начали обращаться знакомые предприниматели с просьбами о помощи, и я поняла: у малого бизнеса часто нет денег на квалифицированных специалистов. Так я решила запустить свою бухгалтерскую компанию.

Будучи штатным бухгалтером, ты ведешь только свое предприятие. На аутсорсинге становишься полезен большему кругу бизнесменов. Это сарафанное радио: ты кому-то помог, а тебя порекомендовали еще и еще.

Уровень загрузки на аутсорсинге сопоставим с работой в федеральных компаниях. Ты работаешь дольше, чем с девяти до шести, потому что возникает ответственность за людей. На аутсорсинге ты сам по себе: чем выше квалификация, тем больше спрос. А еще это интереснее: появляются нетипичные задачи, новые проекты и люди, работа становится более гибкой и творческой. Бухучет — весьма консервативная наука, но на аутсорсе добавляются смежные услуги: налоговые консультации, внутренний аудит, экономические расчеты. Тем, кто хочет перейти на аутсорс, предстоит сделать выбор: либо ровно сидеть в «болоте», либо каждый день сталкиваться с проблемами и решать их. 

С развитием технологий в работе меняется очень много, но нельзя сказать, что через пять лет бухгалтеров не будет. Тех, кто работает с первичными документами, выполняет операторскую работу — возможно. А специалисты-аналитики будут востребованы всегда — наше законодательство меняется быстрее, чем IT-технологии.

Сейчас происходят очень мощные изменения в налоговом контроле. Например, теперь НДС невозможно оптимизировать — будьте добры платить честно. Многие были не готовы к этому, приходится им объяснять: так, как 10 лет назад, работать уже нельзя — мир меняется. Нужно более ответственно подходить к выбору партнеров и контрагентов, методам работы. Сейчас нельзя действовать по схеме «отгрузил непонятно кому и забыл».

Финансовое законодательство меняется быстрее, чем IT-технологии

Среди наших клиентов очень много молодых предпринимателей, едва за 20 лет. Они себя пробуют, причем у них очень хороший подход — изначально говорят: «Я хочу заниматься определенной деятельностью, скажите, как правильно сделать». А у бизнесменов постарше любимая фраза: «Я всю жизнь так работаю. Давайте так и делать». Когда помогаешь стартаперам, то знаешь все гаджеты и приложения — если смартфон не прирос к руке, ты просто потеряешь 20-летних клиентов. Бухучет им неинтересен — они готовы отдать его специалисту, чтобы не тратить время.

За время работы на аутсорсинге я стала более активной. Бухгалтерская работа — сидячая, к тому же есть стереотип о бухгалтерии с чаем и печеньками. Сейчас никаких соблазнов на печеньки нет — не хватает времени. Ты постоянно в движении, за пределами работы тоже: ходишь в зал, катаешься на лыжах, велосипеде. Темп жизни меняется и ускоряется во всех сферах.

Ты уже не бухгалтер, а аутсорсер, и отдыхаешь более динамично

Я люблю путешествовать, при этом отпуск всегда планирую самостоятельно, пакетные туры — это обыденно и скучно. Даже не помню, когда мы с семьей последний раз приехали на море и лежали две недели. По привычке, разве что, привожу из отпуска традиционные сувениры: уже 20 лет я собираю кукол в национальных костюмах, в моей коллекции 163 куклы из 64 стран. Видимо, это следствие работы: ты уже не бухгалтер, а аутсорсер, и отдыхаешь более динамично.

Татьяна Бараева

директор бухгалтерской компании «Бараева финанс»

Я выбрала профессию бухгалтера сразу после института — пошла на «первичку». Потом очень быстро добралась до заместителя главного бухгалтера и главбуха, а когда уходила в декрет, завела в инстаграме аккаунт «БухгалтерЕкатеринбург». В нем я до сих пор рассказываю о финансовой стороне бизнеса: сдаче отчетности, налоговых режимах, ведении бухгалтерии, выборе банка, историях из жизни клиентов. Это очень круто работает в плане рекламы. Люди заочно с тобой знакомятся, понимают, подходит ли им твой стиль работы. Директор и бухгалтер должны идти в ногу, чтобы бизнес развивался.

Тогда же я перешла в категорию самозанятых: люди заказывали у меня бухгалтерское обслуживание. В 2015 году открыла ИП, а в 2018-м возглавила аутсорсинговую компанию: у меня появились штатные сотрудники и офис.

Работа бухгалтера очень сильно изменилась за последние годы. Сейчас заказчики и предприниматели не боятся удаленной работы. У меня много клиентов из Челябинска и ХМАО. Мобильные банки и 1С очень изменили работу — автоматизация экономит кучу времени. Ведь раньше приходилось снимать наличные в банке, чтобы выдать зарплату, а также подписывать и привозить платежки. 

Инстаграм круто работает в плане рекламы. Люди заочно понимают, подходит ли им твой стиль работы

На аутсорсинге работают многозадачники: они должны держать в голове очень много информации и уметь быстро переключаться. Не каждый бухгалтер так сможет. Нужно отслеживать очень большой поток изменений в законодательной базе. Раньше можно было сходить на один семинар в начале года, а сейчас нововведения — каждые полтора месяца. Тем, кто не следит за информацией, в наше время опасно быть бухгалтером.

Мой образ жизни очень сильно изменился после того, как я начала работать на себя. Одно дело — быть сотрудником: отработал до шести часов, и голова не болит. Вторая стадия — самозанятость через ИП, ее плюс — в самостоятельном планировании дня, но работы становится больше. Быть управленцем — третий уровень. Постоянно нужно быть в тонусе: только упал — нужно сразу вставать, потому что иначе затопчут и конкуренты, и клиенты.

Времени постоянно не хватает: постоянная загруженность, встречи с клиентами и консультации. К тому же нужно думать и о своем бизнесе и его развитии, его подстройке под жизненный уклад и автоматизации. Владеть компанией и самому работать бухгалтером с другими организациями — трудносовместимые роли, между ними приходится разрываться. По сути, это два параллельных образа жизни.

Тем, кто не следит за информацией, в наше время опасно быть бухгалтером

Я успеваю справляться со всеми задачами и стараюсь больше времени уделять семье — я жена и мама двоих детей. Выходные мы стараемся проводить активно. Летом катаемся на роликах или велосипедах, ездим за город на пикники и озера — например, озеро Банное под Магнитогорском. Зимой ходим на лыжные прогулки. В отпуск ездим в теплые страны.

Работа бухгалтера нанесла отпечаток и на семейный бюджет: у нас очень четкое планирование расходов и доходов. Знание, как правильно инвестировать, чтобы получить большую прибыль, как распределять средства по статьям расходов — все это помогает наладить денежный поток в семье, позволяет жить без ипотеки и других кредитов.

В ДелоБанке есть встроенная облачная бухгалтерия — делокасса, с помощью которой можно самостоятельно вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет. Сервис сам рассчитает платежи, сформирует платежки и напомнит заплатить в срок. Отчетность можно вести с любого устройства из любой точки мира, где есть интернет.

Облачная бухгалтерия ДелоБанка включает более 200 нетиповых форм в базе, предусмотрен автоматический обмен данными с другими банками. Сервис позволяет сэкономить на бухгалтере:


5 800 рублей в год

— стоимость услуги для ИП без сотрудников, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

14 000 рублей в год

— для ИП или ООО со штатом до пяти человек на УСН или ЕНВД;

25 000 рублей в год

— для ИП или ООО, в штате которых до 100 сотрудников.


Применяемые налоговые режимы: УСН, ЕНВД, общая система налогообложения.


Чтобы подключить облачную бухгалтерию, откройте расчетный счет в ДелоБанке и активируйте сервис в личном кабинете. Первые три месяца услуга бесплатна.

ДелоБанк — филиал «Дело» ПАО «СКБ-банк». Условия действительны на момент выхода рекламы. Публичной офертой не является. Обслуживание, совершение расчетно-кассовых операций и подключение дополнительных услуг — в соответствии с тарифным справочником филиала «Дело» ПАО «СКБ-банк». Подробности — по телефону 8 800 5000 700 или на сайте delo.ru.

ДелоКасса «под ключ» стоит 1 700 рублей в месяц, при этом клиент получит фискальный накопитель на 15 или 36 месяцев, договор с оператором фискальных данных, выпуск электронной цифровой подписи и регистрацию онлайн-кассы в налоговом органе. Платить за само оборудование не нужно.

материал подготовлен при поддержке


Текст: Андрей Пермяков

Фото: Мария Семакова