Два года назад глобальная организация ИКЕА решила протестировать интеграцию магазина в торговый центр. МЕГА и ИКЕА в Екатеринбурге сразу же откликнулись и стали одной из трех локаций-участников во всем мире. Интеграция будет полностью окончена осенью, но уже сейчас бистро сильно изменилось: в нем появились фреш-бар с фруктовыми смузи и мороженым, новые посадочные зоны в скандинавском стиле, а стены украшает рисунок екатеринбургской художницы Натальи Пастуховой.

Новый проект объединит торговый центр и магазин единой яркой концепцией и позволит посетителям окунуться в атмосферу вдохновения и домашнего уюта. The Village рассказывает, как и зачем ИКЕА изменила концепцию, интерьер и ассортимент бистро.

Акмаль Касимов

IKEA FOOD project leader


Когда я пришел в проект в июне прошлого года, уже существовал набросок того, что компания хотела бы здесь видеть. Первоначально планировалось, что МЕГА предоставит нам 400 м2 для обновления фудкорта, но в итоге мы получили целую 1 000 м2. Первоначальный план больше не подходил, поэтому первое время мы пытались придумать, как наиболее эффективно использовать дополнительную площадь. Мы решили не просто обновить бистро, но и внедрить новые элементы фудкорта, которые позволят привлекать к нам еще больше гостей.

Сама концепция бистро не подразумевает посадочных мест, но мы решили немного ее изменить и создать дополнительный комфорт. Мы значительно увеличили количество посадочных мест — раньше их было 60, сейчас — в три раза больше.

Я рад, что сейчас мы работаем над чем-то новым, чего нет в других бистро ИКЕА: это зона фреш-бара с новым оборудованием и интегрированная в шведский магазин пекарня. Также мы будем первыми тестировать киоски для самостоятельной оплаты в бистро.

Виктория Статкевич

Com&In


Я отвечала за работу дизайнеров ИКЕА в проекте интеграции магазина ИКЕА в МЕГЕ. Все наши пространства должны быть выполнены в едином скандинавском стиле. Мы хотим, чтобы места для отдыха и еды отражали дух компании — чтобы люди в них чувствовали шведское, скандинавское настроение, видели нашу любовь к ассортименту.

Перед нами стояла задача сделать пространство интересным для покупателей и магазина ИКЕА, и МЕГИ в целом. Важно было уйти от ощущения монотонной столовой — мы хотим предлагать больше, чем просто еду в бистро. Хотелось создать своего рода митинг-плейс, где людям захочется находиться, общаться, что-то планировать. Мы продумывали каждый шаг человека: что он будет видеть, когда он заходит, куда попадет дальше. Интерьер должен вдохновлять и быть интересной локацией для фотографий.

Каждый уголок создавался для разных типов людей. Тот, кто захочет перекусить перед обратной дорогой, сможет сделать это быстро, но при этом комфортно. Есть места для семей с детьми. Есть — для более юных, студентов, — с лестницами и нишами для общения.

Для каждого пространства существует своя концепция. Для бистро — это «арт, фуд и поп». В Екатеринбурге темой арта и искусства хорошо интересуются — здесь любят и признают и галереи, и уличное искусство, на улице много граффити, хорошо развиваются фестивали вроде «Стенограффии» и «Карт-бланша». Мы хотели стать современными и включенными в город, чтобы людям было интересно проводить здесь время. Хотели внедрить в бистро что-то настоящее, живое, родное для каждого.

Мы попросили художницу Наташу Пастухову расписать стены в бистро. Цвета в оформлении решили использовать те же самые, что и на упаковках продуктов из Швеции: голубой, желтый и розовый.

Наталья Пастухова

художник

Рисунок для ИКЕА находится на территории бистро, поэтому мы решили рассказать историю про еду. Мы взяли симпатичные и довольно попсовые образы и сделали аллюзию на поп-арт. Использовали четкие контуры, вкусные цвета: желтый, розовый, голубой. Мы развили тему восприятия еды: нам важно смотреть на нее, получать визуальное наслаждение, ощущать ее тактильно, осязать — воспринимать всеми органами чувств. Работа хорошо живет в пространстве и классно смотрится на стене — надеюсь, она будет радовать посетителей и сотрудников бистро.

Мой опыт взаимодействия с бизнесом исключительно положительный. Как правило, такая связь требует проводника, потому что компании редко выступают непосредственным заказчиком работ. Проводниками обычно становятся дизайнеры и архитекторы, которые понимают, что интерьеру нужна картина художника или расписанная стена. Это работает и на узнаваемость и художника, и на уникальность заведения, в котором выполнена работа. Работа художника наделяет пространство магией. Коммуникация с жителями города полезна в том мире, где все общаются в основном в виртуальном пространстве.

Наталья Прокопенко

дизайнер интерьера


Мне нравится, что при планировании фудкорта ИКЕА мы исходили из принципа демократического дизайна — это правильное сочетание формы, функциональности, качества, экологичности и низкой цены. Здесь все товары изготавливаются именно таким образом, благодаря чему обустройство дома становится доступным каждому — в этом их ценность. В оформлении нового пространства нет чистого дизайна, все несет в себе функцию, влияние на экологию, устойчивое развитие — это круто.

Мы сделали двухуровневую лестницу для того, чтобы люди смогли использовать пространство вдоль стены. Сделали ниши — уютные пространства для общения. Сейчас зоны фудкорта ИКЕА прорисовываются достаточно ярко и как бы говорят, что компания гордится ассортиментом. Бистро теперь не только про то, чтобы поесть — здесь можно порефлексировать на тему того, что ИКЕА любит свои продукты, использует их в оформлении, рассказывает, как они создавались.

Самое приятное в моей работе — материализовывать идею: сначала она в голове, затем — в компьютере, после — на чертежах. А теперь я могу внутри этой идеи походить, потрогать изготовленные мной конструкции. Все получилось именно таким, каким было задумано — за два года наша команда проделала огромную работу.

Швеция чувствуется во всех зонах фудкорта и магазина — мы пытаемся это подчеркивать и гордимся этим. Шведский дизайн подразумевает большие открытые пространства. В этой стране не так много естественного света, поэтому в интерьере часто используют светлые стены. В интерьере бистро — тоже белые стены и цветные акценты. Такое оформление сейчас в тренде не только в Швеции, но и во всем мире.

Павел Киселев

начальник отдела питания


В последние годы ИКЕА активно работает над ассортиментом — как на уровне страны, так и на локальном. Концепция бистро изначально подразумевает небольшой ассортимент — это позволяет обеспечивать минимальные цены и самую быструю подачу. Скорость обслуживания не должна превышать тридцати секунд. За последние два года меню нашего бистро увеличилось, в меню появились позиции для вегетарианцев: кукуруза в початках, пицца кальцоне. Помимо чая и пакетированных напитков, стали доступны лимонады, сезонные горячие напитки. В целом ассортимент бистро не поменяется — основными элементами останутся мороженое и хот-доги. Будут появляться новинки — например, шоколадное мороженое.

Интересно, что по первоначальной задумке бистро ИКЕА должно быть одинаковым везде. Но во многих странах есть локальные предпочтения. Например, в мусульманских странах не едят свинину — поэтому сосиски там всегда были куриными. В Юго-Восточной Азии любят острые блюда, приправленные карри. В Адыгее, в Краснодаре сейчас тестируют молочные коктейли. Если их опыт будет удачным, то мы тоже включим их в меню.

Вегетарианское меню в разных вариациях существует в меню нашего бистро на протяжении последних трех лет, год назад мы ввели его на постоянной основе. Концепция ИКЕА не только в еде, но и в целом подразумевает подход к здоровой жизни, здоровому питанию, устойчивому развитию, осознанному потреблению и грамотному использованию ресурсов. Наше общество еще до конца к этому не готово. По нашим статистическим данным, только для 3% жителей Екатеринбурга актуально вегетарианское меню. Но мы также стараемся учитывать и людей, которые занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни. Мы даем им эту возможность. Для них мы придумали фреш-бар со смузи и свежевыжатыми соками от 100 рублей как ответвление от бистро.

Во фреш-баре можно будет купить свежевыжатые соки, смузи, фруктовые салаты. Там будут продаваться товары из магазина шведских продуктов, поддерживающие идею здорового питания. Также во фреш-баре мы собираемся использовать американское оборудование для производства смузи, мороженого и молочных коктейлей. Оно выглядит как огромный автоматический блендер. Интересно, что в России это будет первый такой аппарат — до этого его к нам не импортировали.

Нам хочется показать, что бистро теперь несет не то впечатление, которое оно создавало последние годы — с толпами непонятных людей, которые едят дешевый джанк-фуд. Мы собираемся вводить в ассортимент интересные позиции для тех, кто не экономит на себе, и предлагать им что-то более изысканное.

В начале августа в магазине шведских товаров в тестовом режиме начала работать пекарня. В ней есть несколько видов хлеба, несколько видов слоеных булочек. Это готовые полуфабрикаты, которые производятся в России.

В зоне бистро мы первыми из всех магазинов ИКЕА тестируем уже знакомую людям систему самообслуживания. Заказ можно будет сделать на специальных мониторах, оплатить по карте и забрать в зоне выдачи.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ