Россия находится на втором месте в мире по уровню пиратства. На сайты с нелегальным контентом россияне только в прошлом году заходили более 20 миллиардов раз. Копии фильмов появляются в Сети на следующий день после премьеры, а на каждого пользователя приходится порядка 110 просмотров украденных копий. Если в целом по миру все больше людей отказывается от пиратского контента, наши показатели не снижаются. Вместе с «Билайн ТВ» составили подробный гид, в котором объясняем, почему платить все-таки нужно. Скачав приложение «Билайн ТВ» и оформив подписку на ivi за 199 рублей, вы становитесь участником розыгрыша iPhone XR — уже весомый аргумент.

Конкурс завершен. Спасибо за участие!
При помощи генератора случайных чисел (подробнее см. Правила)
мы выбрали трех победителей:
8903****916
mm****moj@gmail.com
pyas***ko@mail.ru
С вами свяжутся в ближайшее время.

Краткая история платного контента

С чего все началось

Платный контент — изобретение не эпохи интернета. Первые телевизионные каналы, на которые можно было оформить подписку за деньги, появились в США еще в 1973 году. В 1991-м платное телевидение добралось и до России. Выбор, правда, был скромным: всего несколько каналов с иностранными передачами.

В 2003 году открылся онлайн-магазин iTunes Store. Стив Джобс считал, что большинство людей скачивают музыку нелегально только потому, что у них нет выбора. Покупать физические носители с треками, а затем через компьютер переносить их на iPod было просто неудобно, и в Apple предложили альтернативу. Музыка из iTunes Store скачивалась с помощью простой программы, а платить можно было не за весь альбом, а только за понравившиеся песни. Со временем, помимо музыки, в онлайн-магазине появились книги, видео и игры. В России сервис стал доступен только в 2012 году.

В 2007-м электронные книги в США продавались сразу вместе с устройством для чтения. Тогда появился первый Kindle, память которого вмещала порядка 200 электронных книг прямо из собственной библиотеки Amazon. За год до этого в России заработал «ЛитРес» — сайт, где можно было бесплатно прочитать фрагмент книги и затем приобрести ее целиком.

Не так давно модель продажи контента стали перенимать и средства массовой информации. Бесплатный доступ к материалам ограничила, например, французская газета Le Figaro, американские журналы New York Magazine и The New Yorker, онлайн-издания The Cut и Vulture, а также наши «Ведомости» и Republic. Медиа не придумали ничего нового: еще не так давно мы платили за бумажные газеты и журналы.

Пиратство пиратству рознь

В УК РФ под термином «пиратство» до сих пор понимают только нападение на морское и речное судно с целью грабежа. Все, что касается украденных фильмов, книг и музыки, нужно искать в статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Также нормы об ответственности за интернет-пиратство есть в Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях и законе об авторском праве и смежных правах.

Реакция на появление платного контента была спорной. В 2000-х в США работал Napster — пиратская файлообменная сеть с сотнями тысяч популярных песен. После судебных разбирательств и блокировок сеть перекупила компания, попытавшаяся переделать ее в музыкальный сервис, но уже легальный. Из этого ничего не вышло, а Ассоциация американской звукозаписывающей отрасли, судившаяся с пиратами, заработала репутацию врага всех любителей музыки. Возмущение продолжалось, пока правообладатели не поняли, что бороться с пиратством нужно не только блокировками, но и предоставлением легальной альтернативы.

В России платный контент до сих пор не вызывает восторга. После блокировки популярных торрент-трекеров продолжают появляться зеркала этих сайтов. А инструкциями, как, несмотря на все запреты, скачивать файлы бесплатно, делятся в соцсетях. Пиратские фильмы и сериалы все еще смотрят 67 % пользователей Рунета.

Использование — тоже пиратство

Пиратством часто ошибочно считают только производство и распространение нелегального контента. Однако, согласно закону об авторском праве, правонарушением является в том числе и использование контента без согласия правообладателя. Чтение книги, просмотр фильма или установка игры, которые вы скачали нелегально, — тоже пиратство.

Почему компании переходят на платный контент

И какая от этого польза вам

Переход на платную модель не означает, что у компании плохо идут дела или что она нашла еще один способ залезть к вам в карман. Дело в том, что платформы, которые просят вас платить за контент, сами приобретают права на его распространение у правообладателей. У каждого фильма, песни, игры или книги есть создатели, и они получают отчисления за то, что люди пользуются продуктами их творчества. Если вы платите определенной компании, часть этих денег — в зависимости от условий договора — доходит до авторов. Схема простая: за тех, кто вам нравится, вы голосуете рублем, а остальное просто не покупаете.

Также, предлагая вам платить за контент, платформы, и в частности СМИ, избавляют вас от рекламы и предлагают вам самим оценить их эффективность. Модель с платной подпиской или добровольными пожертвованиями часто выбирают и те издания, реклама в которых может показаться неуместной — например, медиа о криминале или политике. Пейволл используют и деловые издания. Информация, которую они публикуют, может быть полезна бизнесменам и биржевым трейдерам — людям, которым эти знания помогают зарабатывать.

В 2013 году появился Patreon — платформа, на которой художники, музыканты, писатели и другие создатели контента делятся своим творчеством с поклонниками по платной подписке. За авторами либо закрепляются ежемесячные фиксированные платежи, либо им начисляется определенная сумма от патронов за каждую новую публикацию.

А я точно пират?

Если вы купили книгу и дали почитать ее маме или собрали друзей для просмотра фильма по вашей онлайн-подписке, пиратством это не считается. В этом случае вы не получаете прибыли, то есть используете купленный контент в некоммерческих целях. Если бы вы брали за это деньги, это бы считалось нарушением авторского права.

Почему мы
не хотим платить

И какие находим этому оправдания

Считается, что некоторые люди не видят ничего плохого в пиратстве просто потому, что не могут относиться к контенту так же, как к осязаемым вещам. Заплатить за обычную книгу, пахнущую бумагой, — это пожалуйста, но отдать деньги за что-то, что существует только в цифровом мире, как оказалось, готовы не все. Возможно, срабатывает психологический эффект привязки, когда при оценке пока неизвестного значения ориентируешься на уже встречавшиеся числа. Достаточно долго контент в интернете можно было найти бесплатно, так что заплатить за фильм даже 99 рублей для многих пока просто непривычно.

Многие не платят за контент принципиально, оправдывая себя тем, что у больших киностудий или музыкальных лейблов и так достаточно денег. Но гигантские корпорации от такого идейного пиратства вряд ли пострадают, а достанется как раз энтузиастам, работающим практически бесплатно.

Еще одно распространенное оправдание пиратства — желание получить тестовый доступ к контенту. Выходит новая игра, рейтинги не очень высокие, отзывы противоречивые — так почему бы для пробы пера не воспользоваться нелегальной копией? «Глянуть одним глазком» — тоже пиратство, вместо этого лучше воспользоваться бесплатным тестовым периодом или внимательнее изучить отзывы.

Не весь контент платный

Обычно сервисы и издания открывают часть контента для бесплатного доступа. Это может быть сезон сериала, после которого точно захочется узнать, чем все кончилось, и оформить подписку, или несколько книг, чтобы вы могли оценить преимущества мобильного приложения. Чаще всего доступ к части контента дают издания — например, бесплатно размещают новости, но просят заплатить за аналитические и эксклюзивные материалы.

Почему платить
все же нужно

Как тратить и не плакать

В первую очередь отказаться от пиратского контента имеет смысл потому, что это противозаконно. Если мысли украсть понравившуюся вещь в магазине у нас не возникает, то к контенту мы относимся по-другому. Нам всем пора бы уяснить: пиратство — тоже воровство.

Поскольку мы движемся в сторону осознанного потребления материальных вещей (тщательно обдумываем, какие приобрести продукты, занимаемся буккроссингом и ходим на свопы), стоит принять ту же позицию и в отношении цифрового контента. Ежемесячная трата пары тысяч рублей вполне может помочь дисциплинировать себя и научиться расставлять приоритеты — постепенно вы привыкнете покупать только то, что действительно нужно. Такой подход избавит вас от залежей на жестком диске игр, фильмов, книг и альбомов, до которых годами не доходят руки.

Кроме того, платный контент — это возможность показать, что вам нравится и чего бы вы хотели видеть больше. И, что немаловажно, быть услышанными. Оплачивая музыку, игры, книги или фильмы, мы поддерживаем их создателей и тем самым, хочется верить, влияем на индустрию.

Что вы получаете
за свои деньги

На примере видео-контента

Никто не спорит с тем, что за билет в кино нужно платить. Конечно, кинотеатр — это большой экран и мягкое кресло, но, если хочется посмотреть фильм без соседей, хрустящих попкорном, как раз пригодится подписка на онлайн-кинотеатр. Здесь вы не ограничены репертуаром, а сами выбираете, что смотреть: фильмы, телепередачи или сериалы. И никакой рекламы и чужих комментариев. Плюс начать смотреть можно дома, а закончить в метро по дороге на работу.

Иногда, чтобы скачать пиратскую копию фильма, нужно обойти множество сайтов с вредоносным контентом, потратить час на скачивание — и в итоге получить фильм в ужасном качестве, да еще и с китайской озвучкой. Найти то, что вам нужно, в сервисе онлайн-подписки можно за минуту, а тратить время на скачивание и выделять для файла место в памяти устройства не придется.

Об информационном ожирении

Чрезмерное потребление контента ведет к так называемому информационному ожирению — состоянию, когда мозг просто отказывается перерабатывать поступающие объемы данных. Также пассивное потребление большого количества ненужной информации может привести к утрате критического мышления.

С чего можно
начать

Где и за сколько можно покупать контент

Apple Music — музыкальный сервис, где собрано более 50 миллионов песен, которые можно скачивать и слушать офлайн. Подписка на одного человека — 169 рублей в месяц, для семейного аккаунта — 269 рублей. Есть скидки для студентов и бесплатный тестовый период. Сегодня сервисом пользуется более 44 миллионов человек.

«Билайн ТВ» — сервис, дающий доступ к более чем 200 телеканалам и фильмам от новинок до классики. Что важно, пользоваться сервисом могут абоненты любого сотового оператора. Фильмы стоят от 99 рублей, а за 150 рублей можно подписаться на 70 телеканалов. Смотреть видео можно и на большом экране, и на мобильных устройствах, а на основе того, что пользователь уже посмотрел, составляют индивидуальные рекомендации. *С 21 декабря по специальному промокоду бесплатно доступен ТВ-пакет на два-три месяца или фильмы на ivi на один месяц.

«Литрес» — огромный цифровой книжный магазин, где можно найти практически все. Цены на книги обычно не превышают 399 рублей.

Google Play — магазин, где представлен самый разный контент от Google для владельцев Android. Многие популярные книги здесь можно найти примерно за 200 рублей, а музыкальные альбомы могут стоить меньше 70 рублей.

«Яндекс.Музыка» — еще один сервис для прослушивания музыки, работающий на любых платформах. Здесь хранится около 35 миллионов треков и можно получать рекомендации, что послушать. Первые 90 дней сервисом можно пользоваться бесплатно, а затем стоимость составит 169 рублей в месяц. Подписка на музыку дает скидки и на другие сервисы «Яндекса» — например, 10 % на поездки на такси.

Steam — сервис, в котором собраны тысячи игр для Windows, MacOS и Linux. Цены разные — можно найти как бесплатные варианты, так и заплатить больше 2 тысяч рублей за популярные новинки. Также сервис регулярно проводит распродажи, на которых можно поймать скидку больше 70 %.

Во сколько вам все это обойдется

Попробуем собрать базовый набор. Премиум-подписка на книжном сервисе обходится в среднем в 399 рублей в месяц, за музыку ежемесячно будем платить 169 рублей, ну и добавим подписку на онлайн-телевидение за 150 рублей и пару свежих фильмов по 99 рублей. Выходит 916 рублей. Примерно столько же можно потратить на три поездки на такси, пять чашек кофе или два билета в кино.

BOOM — приложение для тех, кто привык слушать музыку во «ВКонтакте». Бесплатное прослушивание здесь ограничено 30 минутами в день, а между треками неожиданно выскакивает реклама. За 149 рублей в месяц Boom снимает эти ограничения.

Bookmate — сервис подписки на тысячи книг. Первые три месяца подписка будет стоить 100 рублей, потом стандартный пакет обойдется в 299 рублей, а годовую премиум-подписку с расширенным доступом можно купить за 4 490 рублей.

Steam — сервис, в котором собраны тысячи игр для Windows, MacOS и Linux. Цены разные — можно найти как бесплатные варианты, так и заплатить больше 2 тысяч рублей за популярные новинки. Также сервис регулярно проводит распродажи, на которых можно поймать скидку больше 70 %.

Как не потратить лишнего

Не подписывайтесь на все и сразу. Конечно, идея иметь доступ к сотням книг и тысячам песен звучит заманчиво, но попробуйте оценить, действительно ли вам это нужно, в пределах тестового периода.

Если, попробовав сервис, вы остались недовольны, не забудьте отключить подписку, иначе деньги спишутся автоматически. Если вы оформили подписку внутри какой-либо программы, то даже удаление не приведет к отключению подписки. Это нужно будет сделать вручную.

Если вы ставите новое приложение, обязательно изучите отзывы. Если в комментариях слишком много негатива или, наоборот, сплошные хвалебные отзывы, еще и написанные примерно в одно время, программа может быть мошеннической.

В случае если сервис понравился и вы планируете продлевать подписку, обратите внимание на долгосрочные предложения. Обычно они выходят дешевле.

Даже если вы доверяете приложению, внимательно изучите, какие права оно требует при установке, что написано в лицензионном соглашении и какой продукт вы получите за свои деньги.

Если вы переходите с одной мобильной платформы на другую, отключите подписки во всех приложениях с музыкой, книгами и видео.

Пройдите тест и узнайте,
какой вы потребитель контента