Воздушный транспорт дал нам возможность путешествовать по всему миру. Но сегодня просто летать — мало. Важно делать это так, чтобы не вредить планете. Поэтому фокус многих авиакомпаний сместился на экологичность. Сегодня на долю гражданской авиации приходится до 3 % выбросов CO2. Но ведущие мировые компании пытаются уменьшить этот показатель. Как именно — рассказываем в совместном проекте с авиакомпанией KLM Королевские голландские авиалинии. Один из лидеров в области устойчивого развития, голландский перевозчик предлагает другим представителям отрасли объединить усилия в движении за ответственную авиацию, своим примером показывая, как можно сокращать отходы, переходить на альтернативное топливо и использовать переработанные материалы — все для того, чтобы быть уверенным, что будущие поколения смогут добраться в любую точку планеты и сделать это без ущерба для нее.
Модернизация авиапарка
Уже не одно десятилетие ученые думают над тем, как сделать полеты более экологичными и уменьшить их влияние на окружающую среду. Один из способов — модернизация авиапарка.
В декабре 2009 года в воздух впервые поднялся Boeing Dreamliner 787. А спустя два года он начал выполнять коммерческие рейсы. Dreamliner стал первым в истории лайнером, на 50 % построенным из композитного материала на основе углерода. У его предшественника — Boeing 777 — эта цифра составляла лишь 9 %. Boeing 787 удалось сделать прочнее и легче самолетов с алюминиевым фюзеляжем. Но главное, инженеры смогли на 20 % сократить расход топлива лайнера, а вместе с ним и количество вредных выбросов.
Еще больше новейших материалов (52 % от веса самолета) инженеры использовали при проектировании Airbus A350. Он стал первым лайнером концерна, фюзеляж и крылья которого изготовили из углепластика. В свой первый коммерческий рейс A350 отправился в январе 2015 года. И на сегодняшний день его называют самым экологичным лайнером. Airbus A350 расходует на 25 % меньше топлива, а количество его загрязняющих выбросов в окружающую среду на четверть ниже, чем у самолетов аналогичного типа.
Пока Boeing Dreamliner 787 и Airbus A350 парят в небе, ученые не стоят на месте. Недавно авиакомпания KLM совместно с Делфтским техническим университетом представила прототип нового, V-образного самолета Flying-V. Уникальность модели в том, что пассажирский салон, грузовой отсек и топливные баки машины располагаются в крыльях. «Разрабатываемые электрические самолеты не смогут перевозить людей через Атлантику ни сейчас, ни через 30 лет. Поэтому мы должны придумать новые технологии, которые снизят расход топлива другим способом», — отметил руководитель проекта Рулоф Вос.
Ввести в эксплуатацию V-образный самолет планируют не раньше 2040 года. Но уже сегодня пилоты активно применяют экопилотаж. Учитывая вес самолета и метеоусловия, летчики оптимизируют полетные планы, тем самым сокращая расход топлива.
Альтернативное топливо
Еще один способ сделать полеты более экологичными уже сегодня — альтернативное топливо. Искать замену привычному керосину активно стали в начале 2000-х, чтобы сократить объем вредных выбросов. Получать биотопливо пробовали из сахарного тростника, кукурузы, ячменя и картофеля. А в 2017 году лайнер Boeing 787 Dreamliner совершил первый перелет через океан — из Пекина в Чикаго — на смеси авиакеросина и растительного масла вторичного использования, собранного на кухнях ресторанов Китая (его содержание составило 15 %).
Тестовые полеты на альтернативном горючем в Европе начались еще раньше. В 2009 году Boeing 747-400 авиакомпании KLM совершил рейс на топливе, частично состоявшем из биокомпонентов, произведенных из рыжиков. А в 2016-м перевозчик первым в мире запустил ряд регулярных коммерческих рейсов на экологичном топливе.
Дальше — больше. К 2022 году в Нидерландах планируют построить первый в Европе завод по производству устойчивого альтернативного топлива. Инвестировать в объект будет в том числе амстердамский аэропорт Схипхол. На сегодняшний день именно недостаточность инфраструктуры стоит на пути распространения биотоплива в авиации. Пока объемы его производства таковы, что могут обеспечить лишь ряд рейсов ограниченного числа компаний. Но перевозчики уже поняли, что горюче-смазочные материалы из растительного и альтернативного сырья (например, отходов) могут стать решением глобальной экологической проблемы.
Человечество производит огромное количество мусора. И авиаотрасль здесь не исключение. Бумажная документация в офисах компаний, форма экипажей и сотни стаканчиков, которые используют пассажиры на борту. Это лишь малая часть того, что создает проблемы для окружающей среды. Как же их решают авиакомпании?
Еда на борту
и посуда
Экологичный подход начинается на земле. В зданиях аэропортов сегодня курсирует электрокары, до трапов самолетов пассажиров доставляют электробусы, в терминалах используют энергосберегающие и возобновляемые источники энергии и ставят урны для раздельного сбора мусора.
Перевозчики заботятся о том, чтобы избегать перерасхода пищевых продуктов на рейсах. Количество порций рассчитывают к каждому конкретному перелету, а если остаются излишки, то их передают благотворительным организациям. Не менее важно сотрудничество перевозчиков с теми поставщиками, которые выращивают продукцию без вреда для окружающей среды.
Дизайнеры, в свою очередь, думают над изменением формы бортовой посуды, чтобы на ее производство шло меньше материала. Перевозчики снижают вес одноразовых стаканчиков и предлагают использовать их повторно, если пассажир захотел дополнительную порцию напитка. Новой становится и упаковка сэндвичей, что позволяет экономить до 50 тонн картона в год. А миски для салата делают из переработанного пластика.
Мойка лайнеров
и бумажные носители
Альтернативный способ нашли в Нидерландах. Там подсчитали, что на одну мойку самолета Boeing 777 требуется 12 тысяч литров воды. И перешли на полусухой метод. Жидкость с моющими средствами разбрызгивается на фюзеляж и крылья. Такой способ позволяет сэкономить в год 8 миллионов литров воды.
Кроме этого, как в небе, так и на земле к минимуму стараются свести использование бумажных носителей: пилоты получают планы полетов в электронном виде, а на борту отказываются от бумажной прессы. Свежую газету теперь можно прочесть в мобильном приложении. Все это сокращает вес самолетов, а вместе с ним расход топлива.
А что может пассажир?
Не только авиакомпании способны сделать перелеты более экологичными — внести свой вклад могут и пассажиры. Например, перед покупкой билетов можно не только изучать карту маршрутов и цены перевозчика, но и узнавать о принципах развития компании, ее социальных и экологических инициативах. Или рассчитать углеродный след от полета. Сделать это можно прямо на сайте перевозчика. Так, на рейсе Москва — Амстердам (расстояние 2 400 километров) на каждого пассажира тратится 74 литра топлива, а компенсировать углеродный след от полета можно, заплатив около трех евро.
Ряд авиакомпаний действительно предлагает путешествовать с компенсацией эмиссии CO2 и применяет простую схему «один билет = одно дерево». Часть средств от стоимости перелета идет на высадку деревьев по всему миру: от тропических лесов Центральной Америки до выгоревших территорий в Европе. Но не только на это: средства идут на научные исследования, поиск новых видов биотоплива, установку климатических датчиков на борту, поддержку местных комьюнити и создание рабочих мест в различных регионах.
Еще один способ для пассажиров не остаться безучастными — передача своих миль на благотворительность. Их авиакомпании переводят в различные фонды и НКО (Wings of Support, Acting for Life) или на покупку билетов «Врачам без границ».
В путешествии пассажиры также могут отказаться от бумажных носителей. В мире растет число аэропортов, которые оборудованы устройствами для считывания электронных посадочных талонов.
Путешествуйте ответственно.
KLM уделяет большое внимание вопросам
экологичности как в небе, так и на земле.
Заполните форму и получите скидку на перелеты.
Отправить