За последние три года Центральный банк России лишил лицензии 280 банков — право работать потеряли крупные монстры из первой сотни и небольшие региональные игроки. К июню 2018-го в стране осталось 530 банков, но выбрать кредитную организацию для обслуживания по-прежнему сложно. В совместном проекте с банком «Нейва» мы выяснили, как не запутаться в тарифах и найти удобный и надежный банк для бизнеса. Разбираемся с финансовым экспертом.

эксперт

Татьяна Стерлина

директор департамента развития   корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

За что банки берут деньги

Внимательно изучите тарифы банка. Все призы и подарки, которыми банк одарил вас при открытии счета, могут вмиг померкнуть сразу после первой операции, когда автоматически начнут списываться комиссии за любое движение. Вот список самых популярных услуг, за которые банк может брать деньги:

  открытие расчетного счета и его ведение

В тарифах банка можно встретить отдельную комиссию за открытие расчетного счета и отдельную – за его ведение. Однако сейчас на рынке много предложений: банки формируют пакетные условия для ведения бизнеса и включают открытие и ведение счета в стоимость пакета. Тарифные пакеты имеют разное наполнение и, соответственно, стоимость.

  заверение копий учредительных документов

Чтобы открыть расчетный счет, владелец бизнеса должен предоставить пакет учредительных документов. В некоторых банках услуга по заверению документов платная, причем плата берется за заверение каждого листа, в среднем от 50 рублей за лист.

  оформление карточки с образцами подписей (коп)

Карточка с образцом подписи и оттиском печати оформляется либо в банке, либо у нотариуса. За оформление банк возьмет комиссию от 250 рублей за каждую подпись. Текущее законодательство позволяет банкам не работать с карточками с образцами подписей, но только в случае, если все операции клиента будут осуществляться с использованием электронной подписи и это условие будет закреплено в договоре с банком.

  платежи

Платежи можно разделить на несколько видов, от которых зависит их стоимость. Внутренние (внутри одного банка) платежи между корпоративными клиентами проводятся банками, как правило, бесплатно и круглосуточно. Внешние платежи имеют ограничение по времени обработки (длину операционного дня каждый банк устанавливает самостоятельно, у региональных банков операционный день чаще длится дольше: до 20-00 / 22-00) и тарифицируются в зависимости от:

 времени отправки

 срочности платежа

 условий тарифного пакета

 получателя средств

  внесение наличных средств на счет и их снятие

Пополнить и снять средства с расчетного счета можно через кассу банка или в банкомате. В большинстве случаев банки берут комиссию за взнос и выдачу наличных на счет — определенный процент от суммы взноса / выдачи.

  смс-информирование

Банки обязаны оповещать клиентов о каждой совершенной по счету операции. Уведомление клиентов происходит через смс, пуш-уведомления, электронную почту или в интернет-банке. За смс-сообщения, скорее всего, банк попросит заплатить около 100 рублей в месяц или зашьет эту сумму в стоимость вашего тарифного пакета.

  подключение и сопровождение интернет-банка

Современные банки разрабатывают удобные интернет-сервисы и мобильные приложения для предпринимателей. Иногда банк взимает комиссию не только за подключение к интернет -банку, но и за ежемесячное обслуживание. Лучше уточнить в банке, есть ли у него мобильное приложение для бизнеса.

  выпуск корпоративной карты

Корпоративная карта — это карта для бизнеса. Она выпускается банком и используется компанией, чтобы снимать наличные с расчетного счета в банкоматах или их вносить. При этом корпоративной картой можно рассчитываться в торговых точках, приобретая хозяйственные товары. Кроме этого, корпоративную карту можно выпустить на любого сотрудника фирмы, которому разрешено получать деньги компании для расходов на нее. Например, на корпоративную карту можно перечислить командировочные или оплатить ею канцелярские принадлежности в офис.

ТАТЬЯНА СТЕРЛИНА

директор департамента развития корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

«Обслуживание в банке — издержки для предпринимателя. Разумеется, каждый владелец бизнеса хочет их минимизировать. Для привлечения новых клиентов банки запускают акции: например, обещают бесплатное обслуживание в течение нескольких месяцев. Всегда уточняйте, во сколько будут обходиться услуги банка, когда заманчивое предложение закончится»

Почему сервисы должны быть удобными

Второй важный момент — насколько удобны сервисы банка. Оцените их по следующим показателям:

 сколько времени банк будет открывать счет

Иногда процесс принятия решения банком по открытию счета занимает несколько дней. При этом в условиях жесткой конкуренции скорость согласования открытия счета стремительно растет, в среднем сейчас банки готовы озвучить свое решение за один день. Не стесняйтесь спрашивать, сколько вам ждать решения по открытию счета.

 время оформления документов при открытии счета

Иногда для заполнения всего пакета документов перед открытием счета в банке приходится провести пару часов. Банки, ценящие свое время и время своих клиентов, к моменту открытия счета заранее подготавливают и распечатывают пакет документов, клиенту необходимо только поставить свои подписи.

 выезд персонального менеджера для открытия счета

Если банк не готов отправить менеджера, придется заложить время на дорогу и поиск парковки.

 скорость платежей и переводов

Закон разрешает банкам проводить платежи не позднее следующего рабочего дня, а деньги бывают нужны прямо сейчас. Для этого выбирайте банки с онлайн расчетами.

 продолжительность операционного дня

Многие банки берут повышенную комиссию за вечерние платежи, либо платеж остается «висеть» до следующего рабочего дня. Выбирайте банки с расширенным операционным днем.

  круглосуточный колл-центр

Рабочий день собственника бизнеса — не нормированный, поэтому бывает так, что помощь нужна даже ночью. Наличие круглосуточного центра клиентской поддержки — это отлично.

  валютный счет

Если вы будете вести внешнеэкономическую деятельность или обменивать валюту по выгодному курсу (совершать конверсионные операции), без валютного счета не обойтись. Узнайте, может ли банк открывать валютные счета.

ТАТЬЯНА СТЕРЛИНА

директор департамента развития корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

«Все клиенты хотят, чтобы банк с ними разговаривал. И чтобы диалог шел на простом и понятном для клиента языке. Многие устали от автоответчиков и ботов, и меньше всего хотят сидеть в офисе банка для совершения какой-либо операции. Именно поэтому так важно внимательно оценить, насколько удобны сервисы, которые предлагает банк»


Каким должен быть интернет-банк

Выгодные тарифы могут отойти на второй план, если предпринимателю неудобно работать в конкретном интернет-банке. На банковских сайтах нередко можно встретить демоверсии или наглядные картинки, чтобы понять, как выглядит интернет-банк и какими функциональными возможностями обладает.

ТАТЬЯНА СТЕРЛИНА

директор департамента развития корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

«Помимо основной функции формирования платежей, нужно оценить, какие полезные сервисы есть в интернет-банке. Уже сейчас там можно проверять контрагентов, получать уведомления по операциям, настраивать периодические или отложенные платежи, открывать депозиты, уведомлять контрагентов о том, что платеж отправлен, формировать отчетность в интеграции с бухгалтерскими программами»


Зачем дружить с финансовым мониторингом

Государство фактически делегировало банкам функцию финансового и налогового мониторинга. Это значит, что банки обязаны пристально следить за операциями клиентов, за тем, добросовестно ли они перечисляют налоги и необходимые бюджетные взносы. В крупных банках, как правило, массивы клиентских транзакций анализируют программы и блокировки счетов происходят автоматически. Предприниматель может не получить никаких предварительных запросов и предупреждений от банка и остаться постфактум уже с заблокированным доступом к интернет-банку.

ТАТЬЯНА СТЕРЛИНА

директор департамента развития корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

«Финансовый мониторинг в последнее время — острая боль бизнеса. Банки вынуждены внимательно изучать деятельность клиентов, его операции, понимать их суть. Банк, который бережно относится к своим клиентам, готов смотреть на бизнес его глазами, стремится разобраться в специфике этого бизнеса, понять его структуру. Это очень ответственная задача, к которой нужно отнестись с максимальной осторожностью. Бизнес — это, прежде всего, живой организм, задача банка — не навредить. Клиентоориентированный и неравнодушный банк никогда внезапно не заблокирует доступ к интернет-банку, ведь это — паралич бизнеса»


Как оценить надежность банка

Сложнее всего оценить надежность банка. Место в списке крупнейших российских банков — не гарантия надежности. Центробанк отзывает лицензии у банков, а также назначает временные администрации в те кредитные учреждения, в которых не соблюдаются требования финансового мониторинга или есть высокие риски кредитной модели. Центробанк смотрит на качество финансовой модели банка, а не на его масштаб.

ТАТЬЯНА СТЕРЛИНА

директор департамента развития корпоративного бизнеса и продаж банка «Нейва»

«Почитайте новости о банках на независимых площадках — сайте Центрального банка и информационных банковских ресурсах — banki.ru и bankir.ru. На сайтах информационных агентств можно найти новости о резком повышении ставок по вкладам, о снижении рейтинга или незаконных комиссиях. Конечно, это не показатель того, что банк находится под ударом, но репутацию уловить можно. Также изучите сайты заинтересовавших вас банков, насколько часто там появляются новости, актуальны ли они. Когда банк ведет активную деятельность, это видно: он отвечает в социальных сетях, выпускает новые продукты. Спросите у знакомых, в каких банках они обслуживают свой бизнес. По нашей статистике, весомым аргументом в выборе банка является личная рекомендация»

Коротко, чтобы не забыть: на что смотреть при выборе банка

 банковские комиссии

 качество сервиса: время на открытие счета, время работы колл-центра, корпоративная карта

 удобство интернет-банка

 человечный финансовый мониторинг

 надежность и репутация банка

Акция "На старт!"

для новых клиентов банка — начинающих предпринимателей и представителей малого бизнеса, с даты регистрации которых прошло менее 6 месяцев

Бесплатное подключение к тарифному пакету "Базовый" на 6 месяцев


В тарифный пакет входит:

 открытие счета;

 подключение к интернет-банку;

 корпоративная карта для круглосуточного доступа к средствам на расчетном счете;

 30 платежей в месяц;

 оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати.

По истечении полугода стоимость обслуживания в месяц составит 1 200 рублей, а при приобретении пакета на год — всего 900 рублей в месяц.

С подробными условиями и сроками действия акции можно ознакомиться на сайте Банка.

НейваБанк.рф

8 800 7000 213

(звонок по России бесплатный)

БАНК "НЕЙВА" ООО, ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ №1293

материал подготовлен при поддержке