В бизнесе два пути — влиться в тренд и предлагать популярный товар, либо придумать что-то новое и нишевое. Во втором случае можно не бояться конкурентов, зато придется много объяснять и за многое бороться. Вместе с ПСБ банком мы спросили руководителей небольших уральских бизнесов о том, какие трудности им приходится преодолевать, чтобы развивать дело своей мечты. Читайте наши интервью с создателями винной лавки «Кино-Домино», сыроварни «Соболев сыр», мастерской по производству ручек Presentree и марки носков с дерзкими надписями Super Socks.

Стать своим в торговых центрах

Бренд Super Socks — подразделение компании Local Retail Group, объединяющей сеть магазинов молодежной одежды HARD STORE, бренды одежды «Земля» и Omerta, а также производство корпоративной одежды MERCH. Когда Эдуард Казарян с командой развивал розничную сеть, не всегда получалось найти подходящий ассортимент, в итоге екатеринбуржцы решили производить одежду сами. Так в мае 2017 года появился первый магазин SUPER SOCKS в ТРЦ «Гринвич», а сейчас у компании восемь собственных точек по всей России. Оффлайн-стратегия была приоритетной с самого начала: ритейлеры поняли, что эпатажные носки — это импульсивная покупка, которую покупатель может позволить себе, проходя по торговому центру.

Эдуард Казарян

основатель бренда Super Socks

Самое трудное в оффлайн-продажах — это рост сети и поиск инвестиций: открытие одного магазина стоит от одного до нескольких миллионов рублей. Торговые центры — сложные контрагенты, и научиться договариваться с ними об арендных ставках — наша основная проблема, над которой мы работаем. Как правило, в каждом городе всего один топовый торговый центр, в котором все хотят работать, и аренда там очень дорогая. Все это вытекает в сумму инвестиций на открытие и развитие точки. Цена неуспеха в каждом торговом центре достаточно велика из-за огромных депозитов и штрафов. Вход в ТЦ стоит дорого, а выход — еще дороже.

Торговым центрам интересны федеральные игроки, никто не хочет работать с мелкими локальными компаниями. Поэтому чем больше магазинов мы открываем в России, тем с большим уважением к нам относятся. Год назад мы могли два месяца стучаться в один ТЦ, никто не отвечал нам по имейлу, наших агентов выгоняли из администрации, а сейчас они сами зовут нас работать. Только статус, качество работы и продукции повышают имидж компании. Нам нужно более серьезное отношение — сейчас мы нередко сталкиваемся с предвзятостью, просто потому что компания занимается носками. А мы продаем много всего, от открыток до рюкзаков собственной разработки.

Год назад мы могли два месяца стучаться в один торговый центр,  наших агентов выгоняли из администрации,
а сейчас они сами зовут нас работать

Если вы умеете работать на падающем рынке и повышаете эффективность, то со спросом все в порядке. Сложнее тем, кто привык работать при высоких продажах и не умеет перестраиваться. Сейчас рынок одежды в целом падает, но мы растем за счет необычного сочетания: делаем хайповые, понятные современной интернет-аудитории носки. Мы часто переносим на них шутки и мемы, обыгрываем их.

Да, носки Super Socks дороже обычных, но ведь они необычные. Это эмоциональная покупка: люди покупают такое, когда хотят поднять себе настроение. Носки — недооцененный продукт: все почему-то считают, что цена им 20 рублей, но хорошие изделия не могут столько стоить. У нас качественные материалы, зарубежная пряжа, мы много занимаемся дизайном и маркетингом — цена оправдана. На самом деле, цена у нас средняя по рынку — есть носки и дороже, не говоря уже про зарубежные аналоги.

За два года многие участники рынка увидели спрос на нашу продукцию и стали нас копировать: длину и ширину, шрифты, упругость резинки, те же самые сюжеты — визуально их носки похожа на наши. В Китае Super Socks копируют полностью. Это проблема — потребителя вводят в заблуждение, ему тяжело идентифицировать оригинал. Поэтому мы меняем цикл производства, работу с материалами, подачу. Придумали голограммы на упаковке, раз в три месяца меняем саму упаковку носков и рассказываем об этом, чтобы люди могли отличить оригинал от подделок.

Мы развиваемся за счет собственных средств, хотя я нормально отношусь к кредитам как к инструменту для развития. К этому вопросу нужно подходить осознанно и тщательно все подсчитывать — особенно вероятность отдать кредит. Мы совершили кучу разных ошибок, и такой опыт помогает нам строить сеть по всей России из Екатеринбурга.

Сейчас мы в процессе выхода на рынок США: там есть люди, готовые представлять наши интересы. Сейчас вся наша продукция выпускается в России и частично из российского сырья. Но, возможно, часть производства придется перенести в другую страну — делать товар в России и экспортировать будет дороже.

Всего у нас были заказы из 30 стран, и покупают носки не только русскоязычные клиенты. Однажды девушка из Испании наткнулась на наш инстаграм и заказала несколько пар носков, в том числе с надписью на кириллице. Людям в Азии и Европе может нравиться кириллица, как многим в России нравятся японские иероглифы — это не новый тренд. Например, в прошлом году во время ЧМ по футболу туристы активно покупали носки с надписью «Урал».

Научить россиян покупать качественные продукты

Основатель сыроварни «Соболев сыр» Максим Соболев начал варить сыр в 2015 году еще на домашней кухне. Затем производство переместилось в гараж, оттуда — в арендованный цех, а в 2017-м Соболев открыл собственный — при помощи инвестора. Сейчас в месяц он варит 4 тонны сыра 12-ти сортов от феты до чеддера. Но сварить хороший сыр мало — продать его гораздо сложнее, особенно когда он стоит в несколько раз дороже обычного «Российского», а доходы граждан почти не растут.

Максим Соболев

основатель сыроварни «Соболев сыр»

Самая больная проблема для нас — отсутствие культуры потребления сыра в России. Но она понемногу приживается, и люди начинают «гурманить»: некоторым нужен не просто сыр, а что-то интересное. Конечно, хорошие сыры продаются дороже обычных, но они стоят своих денег.

Мы работаем с винотеками, магазинами фермерских продуктов, рынками, но не с торговыми сетями — наш продукт нишевый и требует внимания продавца. Чтобы продать наш сыр, о нем нужно рассказать. Рядовой покупатель не понимает, чем сыр за 2 500 рублей отличается от того, что по 800, а прилично потратившись и выбрав сорт, не разбираясь в вопросе, рискует вовсе разочароваться в дорогих сырах. Поэтому нужна консультация продавца, который поможет выбрать сыр по вкусу и ситуации. Рекламироваться помогают фестивали, на которые ходят профессионалы ресторанного бизнеса и заинтересованные покупатели: «Гастроном», «О, да! Еда», Gastreet и другие.

Рядовой покупатель
не понимает,
чем сыр за 2 500 рублей отличается от того, что по 800

Сейчас у нас две собственных точки, и там мы продаем намного больше сыра, чем оптом через партнеров. Чтобы решить проблему сбыта, мы запустили франшизу по открытию фирменных магазинов и сейчас ищем партнеров в других городах. С помощью франшизы надеемся открыть 10 магазинов.

В планах есть и открытие более крупного производства, но пока у нас нет на него ресурсов. Кредиты мы не берем, чтобы относиться к бизнесу объективно. Если предприятие доходное, то возможность строить без займов и так будет — разве что не так быстро. А если убыточное, то зачем его развивать?

Если хочется быстрых денег, то сыроварение — неинтересный бизнес. За три года работы мы только вышли в операционный ноль. По расчетам, на возврат инвестиций потребуется 5-6 лет и только потом можно будет говорить о прибыли. Но настрой у нас позитивный: мы на рынке надолго, особо не боимся отмены санкций и надеемся, что наши дети будут продолжать дело.

Объединить единомышленников

Семен Анфиногенов открыл мастерскую по изготовлению ручек ручной работы Presentree в 2016 году на грант Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. В прошлом году выручка мастерской превысила 1 миллион рублей, однако росту мешает и сезонность, и разовый характер заказов, и падение покупательской способности. Чтобы удержаться на плаву, Анфиногенов с партнером планируют открыть сеть собственных розничных магазинов, где станут продавать изделия ручной работы других мастеров.

Семен Анфиногенов

основатель мастерской Presentree

Главный вызов для нас сейчас — это сезонность бизнеса. Мы зарабатываем в основном на корпоративных заказах: перед Новым годом, 23 февраля и 8 марта. Компании заказывают ручки большими партиями на эти праздники, но бывают месяцы с минимальной выручкой, такие как апрель, май и июнь. Поэтому я решил жестко подтягивать розничные продажи. Недавно мы поставили пробную партию ручек-патронов компании «Экспедиция», а пару месяцев назад вместе с Дмитрием Талайкиным, моим новым партнером, открыли розничный магазин с товарами ручной работы в ТЦ «Успенский».

Долгое время мы работали только в b2b. Однако компании не будут заказывать одну и ту же сувенирку для себя или своих клиентов три-четыре раза, им нужно что-то новое. Мы пробовали делать из дерева флешки, ежедневники, наручные часы, но наладка поточного производства качественного товара требует колоссальных затрат времени и денег. Это не очень выгодно, поэтому мы решили не вводить новый продукт, пока не снимем сливки с рынка подарочных ручек, которые доведены у нас до совершенства. Уверен, что на них можно зарабатывать больше, если выстроить отдел продаж, который в том числе будет представлять Presentree на различных маркетплейсах, и наладить розницу.

Лучше заработать 10 % от миллиона, чем 100 % от ничего

С розницей работать нелегко, покупательский спрос падает. Точка в «Успенском» пока убыточна — за май мы потеряли 33,7 тысячи рублей. Так мы решили объединиться с другими мастерами. Их продукция может стать фактором роста: зачем нам налаживать новое производство, когда фантазия заканчивается, а на рынке такой товар уже есть? Это поможет создать разнообразный ассортимент для розницы и познакомить горожан с новыми марками. Многие мастера, которые делают крутой продукт, ничего не понимают в ценообразовании и интернет-продвижении. Наша цель — в том, чтобы мастер получил у нас все необходимое для продажи товара. В идеале, он не должен переживать о чем-либо, кроме качества своих вещей.

Как и в любом бизнесе, нам необходимо оптимизировать расходы и увеличивать доходы. Сейчас мы ищем 5 миллионов рублей, чтобы открыть еще 10 магазинов и развивать свой отдел продаж. Хочется найти инвестора-единомышленника, хотя кредиты — тоже хороший вариант: если брать их под определенные цели и в начале четко все просчитать, то они могут дать очень хорошую прибыль. Иногда без кредита и не получится выполнить заказ — ведь лучше заработать 10 % от миллиона, чем 100 % от ничего.

Наша продукция также представлена и в зарубежных онлайн-магазинах: Etsy, eBay, Amazon. Но чтобы попасть на AliExpress, нужно организовывать предприятие в Китае, и для нас это не самая ближайшая перспектива. Мы планируем выйти туда с помощью программы СОФПП и Российского экспортного центра, и пока идут переговоры, мы готовим свою продукцию.

Выбрать правильный формат

Первая винная лавка «Кино-Домино» открылась в Екатеринбурге в июле 2017 года, а сейчас к открытию готова уже пятая точка сети в ЖК Clever Park. «Кино-Домино» входит в группу компаний, главная из которых — оптовая структура по продаже алкоголя, существующая с 2009 года. Формат винной лавки подразумевает баланс между ценой и ассортиментом, поэтому важно находить нужную аудиторию — выбирать подходящие места для открытия и форматы для продвижения с учетом законодательных ограничений. 

Яна Ефременко

Соучредитель и директор сети винных лавок «Кино-Домино»

— Мы запустили новый формат в нише между доступными алкомаркетами и премиальными винотеками. Формат винной лавки подразумевает баланс между ценой и ассортиментом, комфортом и сервисом, поэтому открыть винную лавку гораздо сложнее, чем алкомаркет, но значительно интереснее. У нас другая подача и другой подход к подбору ассортимента: мы любим вино, хорошо в нем разбираемся и хотим донести культуру потребления вина нашим гостям и друзьям. Для этого регулярно проводим дегустации — людям интересно попробовать много образцов за раз и найти свое любимое. Мы считаем, что формат попал в струю — запись на дегустации закрывается почти сразу после анонса в соцсетях.

С одной стороны, у нас вина, подобранные профессионалами с многолетним опытом работы, а с другой — цены на уровне алкомаркетов и федеральных сетей. При этом с нашими сотрудниками можно поговорить на винную и гастрономическую темы, они подберут вино для любого повода и подскажут блюда и закуски в сопровождение.

Когда открыли первую лавку,
то по закону
вообще никак
не могли позвать
гостей к нам

За последние годы люди стали лучше разбираться в вине. Многие уже знают, за чем они пришли и чего ожидать от ценников. Поэтому главное препятствие для развития — это не слабый потребительский спрос и недостаточно развитая винная культура, как думают многие, а тот самый баланс между ценой и ассортиментом. К сожалению, крупных импортеров не всегда интересует работа с небольшим бизнесом. Ведь куда проще продать фуру бутылок крупному сетевому игроку, чем возиться с небольшими лавочками. Но мы ломаем стереотипы, ищем варианты. А благодаря опыту нашей команды в итоге находим гораздо более интересные и качественные нишевые марки, в стоимость которых не заложены бюджеты на рекламу и бонусы — и это как раз наш вариант. 

У нас нет задачи завоевать мир — мы хотим открывать хорошие магазины, поэтому тщательно подходим к открытию каждой винной лавки: подбираем место, смотрим на трафик, оцениваем конкурентную среду, наших будущих гостей и корректируем ассортимент при необходимости. Безусловно, делая упор не на количество, а на качество. Пока нам есть куда развиваться в центре города, но гости просят открыть магазины и в других районах. Наверное, это следующий наш шаг.

Сейчас мы научились работать в действующих рекламных регламентах, но поначалу это было непросто. Когда открыли первую винную лавку, то фактически не могли дать никакую информацию вовне из-за законодательных ограничений, не могли описать вино и позвать к нам. Рассказывать о спиртном и приглашать на дегустации публично при действующих ограничениях сложно. В нашем случае работают соцсети и участие в мероприятиях наших партнеров. Но сейчас у нас уже есть узнаваемость, и открывать следующий магазин проще — сарафанное радио работает.

Бизнес-кредиты от ПСБ

 Кредиты до 250 миллионов рублей

При взвешенном подходе кредиты помогают существенно ускорить развитие бизнеса. Банк ПСБ предлагает компаниям и индивидуальным предпринимателям кредиты на сумму до 250 миллионов рублей по ставке от 9 % и сроком до 15 лет. Цели займа могут быть разными: пополнение оборотных средств, расчет с подрядчиками и поставщиками, инвестиции в развитие, покупка автотранспорта или недвижимости.

 Рефинансирование кредита другого банка

В ПСБ также можно рефинансировать действующий кредит стороннего банка, при этом займ может быть частично необеспеченным.

 Удобная форма залога

Компания может выбрать удобную форму залога, от гарантийного депозита до поручительства фондов содействия кредитования МСБ. Займ можно открыть в форме возобновляемой кредитной линии или кредита на исполнение контракта.

материал подготовлен при поддержке

ПAO «Промсвязьбанк»
109052, Россия, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, строение 22, +7 495 725 60 81

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 3251 от 17 декабря 2014