В 90-х мы все хотели полетать на машине из «Назад в будущее», а сегодня читаем обзор летающих автомобилей, готовящихся к релизу в 2020 году. Будущее уже наступило — многие технологии, которые казались нам фантастическими, уже доступны или разрабатываются прямо сейчас. В России многие из них представляет Сбербанк, который из финансовой структуры превращается в экосистему, затрагивающую все сферы нашей жизни. В совместном спецпроекте коротко и понятно рассказываем, что происходит в мире технологий сегодня и какие из них уже действуют в Екатеринбурге.

Умный город

Понятие умного города ввели на рубеже 20 и 21 веков при обсуждении того, что рост городского населения привел к транспортным коллапсам и огромной нагрузке на полицию и жилищно-коммунальные службы. Если коротко, в умном городе технологии должны самостоятельно следить за электросетями, водоснабжением, дорогами и общественными местами, собирать и анализировать данные для улучшения мобильности, рационального использования ресурсов и правопорядка, а в случае происшествий оперативно извещать специалистов.

Такие системы уже действуют в Сингапуре, Японии, Нидерландах, Лондоне, Нью-Йорке, Торонто, Сиднее, Тель-Авиве и в нескольких городах Испании. В России к 2024 году в разряд умных должны перейти 18 городов, включая Екатеринбург, на что выделено 100 миллиардов рублей. В Москве уже проводятся тесты разных составляющих умного города и прогноз многообещающий. К примеру, отечественная система видеонаблюдения с биометрической идентификацией за месяц работы на станциях метро помогла задержать 42 преступника, находящихся в федеральном розыске.

Голосовые помощники с анализом записи

Распознавать происходящее на записях научат не только камеры на улицах, но и персональные гаджеты. Сегодня голосовые помощники работают по принципу поисковой машины и выполняют команды, не распознавая смысла слов. Эксперты предсказывают, что в ближайшем будущем они будут определять значение и эмоциональную окраску звуков, что позволит им вести более содержательный диалог и оповещать специалистов в критических ситуациях. Например, отправлять запись в скорую, если владелец замолчал после подозрительных звуков, или в полицию после криков и угроз. Этому помогут и встроенные камеры с распознаванием телодвижений — известно, что смарт-спикер со встроенным экраном сейчас разрабатывает Amazon. 

Онлайн-медицина

Еще одна сфера, что становится умной — здравоохранение. Карточки и работницы регистратуры с тяжелым взглядом уходят в прошлое, все результаты обследований, рекомендации и рецепты хранятся в личном кабинете пациентов на закрытых онлайн-сервисах клиник — а при необходимости могут быть продублированы на иностранных языках. Кроме того, в 2017 году в России законодательно разрешили внедрение телемедицины, развитой в Америке и странах Европы. К дистанционным врачам часто обращаются за вторым мнением, для получения альтернативного заключения по первичному диагнозу. Такую услугу уже включили в свою работу некоторые крупные клиники в Екатеринбурге (областная клиническая больница, областная наркологическая больница, «Бонум»), есть и специализированные сайты телемедицины или медицинские порталы с широким спектром услуг. Один из них — DocDoc, где можно найти врача любых специализации и квалификации и записаться к нему на прием онлайн и оффлайн. Возможности сервиса позволяют проводить дистанционное медицинское освидетельствование сотрудников перед выходом на рейс или на смену — специальный аппарат без участия врачей замеряет у сотрудников пуль, давление, температуру тела и даже уровень алкоголя в крови. В 2019 году на базе DocDoc запустят аптечный маркетплейс, а также синхронизируют сервис с умными часами и браслетами. 

Маркетплейсы во всех сферах

Кажется, конкуренция еще не была такой здоровой и уважительной. Маркетплейсы позволяют ритейлерам вкладывать меньше денег в рекламу и анализировать деятельность конкурентов, покупателям — сокращать время на шопинг, а их создателям — тестировать технологии. 22 миллиона уникальных посетителей в месяц заходят на AliExpress, 9 миллионов — на Ozon, 7,5 миллионов — на «Эльдорадо». Предсказуемо, что передовые компании вкладываются в эту сферу. Так в России появились розничный гигант «Беру!», маркетплейс импортных товаров Bringly и экспорт-платформа Bank of Partners — первый в России бесплатный маркетплейс для поиска новых контрагентов, поставщиков и покупателей по всему миру. Сайт выполняет функции экспортного акселератора, проверки надежности контрагентов и аналитики успешности того или иного товара за рубежом.

Роботы-супервайзеры

Искусственный интеллект уже заменил операторов колл-центров во многих компаниях. Боты подтверждают заказы, уведомляют клиентов о задолженностях или изменениях условий сотрудничества, а также отвечают на некоторые вопросы, но разработчики уверены, что их возможности практически не ограничены. К примеру, сейчас тестируется роботизация бизнес-процессов на внутреннем и внешнем уровнях: искусственный интеллект согласовывает сотрудникам компаний отпуски и выдает справки, а клиентам — выдает кредиты и открывает счета. Более того, платформа EVA уже умеет наблюдать за работой сотрудников, анализировать поведенческие паттерны и выдавать рекомендации по оптимизации.

Образование на базе корпораций

По статистике, Россия находится в конце списка стран, где люди получают непрерывное образование в течение жизни. Это связано с тем, что далеко не все вузы здесь предоставляют докторантуру, курсы повышения квалификации или MBA, и многие россияне ездят получать дополнительное образование за рубеж. Поэтому крупные игроки рынка в России становятся источниками знаний для более мелких, создавая корпоративные университеты, где профи учат профи. Сейчас крупнейшим из них является корпоративный университет Сбербанка, занявший 26,5 гектаров под Москвой. Там обучают по 140 программам развития управленческих и профессиональных навыков, в том числе — совместно с мировыми бизнес-школами London Business School и INSEAD. Обучение проходят как собственные сотрудники, так и те, кто хочет работать в Сбербанке или компаниях его экосистемы, а также управляющие команды других компаний. Учиться можно очно и дистанционно, на базе среднего или высшего образования. Можно приобрести программу для своих сотрудников в Екатеринбурге, съездить на одно- или двухдневный семинар или остаться учиться на кампусе; для второго и третьего случаев там предусмотрен отель.

Одна структура для всех бизнес-процессов

Банки сегодня становятся одновременно проще и многофункциональнее. Вместо офисов с окнами и электронной очередью на платежи и кредиты — финтех-команды в разных городах, слаженно работающие над тем, чтобы все возможные функции были удаленно доступны пользователям на одном сайте. Например, Сбербанк разработал целую линейку сервисов, закрывающую все потребности малого бизнеса. На его сайте теперь можно зарегистрировать юрлицо без визита в налоговую, получить круглосуточную юридическую помощь, сделать грамотные договоры, найти бизнес-партнеров, а также заказать сайт и настроить рекламу в соцсетях с бюджетом в подарок и без мучений в рекламных кабинетах каждой из них. Есть даже CRM для контроля всех процессов в торговле. Полный список сервисов можно посмотреть на сайте банка.

Аналитика на основе банковских платежей

Бизнес также сможет обращаться в банк за клиентской аналитикой. Оперируя данными банковских платежей, аналитики расскажут о структуре покупателей и их поведении, о клиентах и потреблении, о конкурентах и ситуации в индустриях потребительского рынка. Это поможет сориентироваться в отрасли, увидеть тенденции и сформировать представление о путях развития бизнеса и отличия от конкурентов.

Бизнес-кешбэк

Кешбэк захватил мир так же, как мессенджеры и голосовые помощники — настолько, что в Казахстане даже планируют ввести кешбэк от государства за оплату налогов. В России такого, увы, пока нет, зато вводятся бизнес-карты с кешбэком. За все расчеты по карте на специальный бонусный счет зачисляются баллы, а после накопления определенного количества конвертируются в рубли и певодятся на расчетный счет компании.

Свой мессенджер у каждой компании

Число утечек данных неумолимо растет — так, за первое полугодие 2018 года в мире произошло 925 зарегистрированных случаев, а годичный объем украденной информации составил 2,39 миллиарда записей, в их числе паспортные данные, реквизиты банковских карт и корпоративные тайны. 51,8 % данных украли через интернет, при этом 64,5 % происходит из-за неосторожности сотрудников компаний. Совершить ошибку легко — уловки хакеров усложняются, а безопасными на сегодня эксперты считают лишь пять нераспространенных мессенжеров с ограниченным функционалом. Защитить свои данные и использовать все преимущества смартфонов можно с коммуникационной платформой Dialog. Это аналог Telegram и WhatsApp, созданный российскими разработчиками. Систему уже используют для обмена служебными данными в нескольких крупных российских компаниях, для которых наиболее актуальна тема защиты информации. На основе Dialog компании могут создать свой мессенджер с уникальным дизайном, аудио- и видеозвонками и чат-ботами, и интегрировать его с необходимыми офисными программами. 

Экосистема Сбербанка на ИННОПРОМ

С 2016 года Сбербанк развивает экосистему сервисов, закрывающих все нужды людей и компаний. В этой экосистеме пользователь получает не только банковские, но и сопутствующие услуги — государственные, коммерческие, медицинские, телекомуникационные и так далее. Система включает сеть независимых брендов, создающихся вокруг единой технологической платформы Сбербанка — одной из самых мощных в России. 

На выставке Иннопром-2019 Сбербанк представит сразу несколько компаний своей экосистемы и продемонстрирует новейшие технологии в действии.

Умные город, дом и автомобили

Биометрическая идентификация

Облачные сервисы

Роботы и искусственный интеллект

Информационная безопасность

Сервисы для предпринимателей

Корпоративный университет

Телемедицина

Технологии отраслевой трансформации

Телекоммуникации

Экосистема Сбербанка на ИННОПРОМ

«Екатеринбург-ЭКСПО»

8 —11 июля 2019 года

материал подготовлен при поддержке


Иллюстрации: Полина Головачева