Истории известны примеры, когда путешествия становились возможными только благодаря щедрым пожертвованиям. Так, Христофор Колумб снарядил свою первую экспедицию через Атлантику, получив финансовую поддержку испанской королевы Изабеллы и андалузских купцов. А, например, первое русское кругосветное плавание под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского было оплачено императором Александром I при участии Российско-американской компании и графа Николая Румянцева. Правители и состоятельные меценаты готовы были жертвовать средства только на путешествия государственного значения. Это были исследовательские экспедиции, сулившие присоединение новых территорий, расширение торговых связей или важные научные открытия. Сегодня ваш трип не обязан иметь статус исторической миссии, а вы — завоевателя новых земель, и собрать недостающую сумму для путешествия намного проще благодаря краудфандинговым платформам.

Хотя современный краудфандинг — это явление относительно новое, оно стремительно набирает популярность: по данным Forbes, в 2014 году мировой оборот краудфандинговых платформ вырос на 94 % по сравнению с предыдущим годом, и это не предел. В России также есть возрастающий интерес к подобного рода проектам.

КРАУДФАНДИНГ — в буквальном переводе «народное финансирование» (от англ. crowdfunding, crowd — «толпа», funding — «финансирование») — это добровольное сотрудничество людей с целью финансовой помощи другим людям или организациям — как в виде денег, так и любых других ресурсов.

 

Даже если вы не планируете совершить открытие восьмого континента или отыскать йети, идея путешествия вашей мечты должна быть достаточно креативной и значительной, чтобы людям захотелось пожертвовать на неё свой рубль, доллар или юань. На популярных краудфандинговых сайтах собирают деньги на самые разные проекты: один хочет отправиться в Индию, чтобы найти духовного гуру, другой — в Кению для участия в конференции, на которой будет выступать его кумир Барак Обама. Есть те, кто планирует путешествие по 14 европейским столицам, чтобы снять документальный фильм о местных бездомных. По статистике, наиболее популярные кампании связаны с разработкой видеоигр, затем идут инновационные технологии и кино. 

 

 

Стас Аммосов, DJ Mos, организатор мотопутешествия по Европе, реализованного с помощью краудфандинга

 

Когда я был маленьким, мечтал о мотоцикле, чтобы уехать на нём далеко-далеко. Потом я перестал быть маленьким, а абстрактные мечты приобрели конкретные формы и превратились в цели. Так я накопил на красный спортстер Harley-Davidson. Однажды я натолкнулся в сети на сериал Goin’ to Baja, судьба как будто шепнула мне: «Ну, пора!» Я рассказал о своей идее мотопутешествия товарищам, и она была воспринята на ура! Настолько на ура, что некоторые даже специально купили мотоциклы, и было решено ехать в Европу.

Я был уверен, что будет здорово, и мне очень захотелось всё это задокументировать на видео, поэтому нам понадобились оператор и водитель, который бы его возил. Честно говоря, я боялся, что мы никого не найдём. «Откуда возьмутся ребята, которые вот так запросто смогут рвануть с незнакомцами за тридевять земель, да ещё и выполнять работу?» — думал я. Мы кинули клич в Facebook, и, к моему удивлению, водитель и оператор нашлись: оба согласились работать практически бесплатно.

Оставалось только разжиться небольшой суммой на бензин и проживание для новых рекрутов. Моя подруга Юля тогда работала в Planeta.ru. Она-то и предложила попробовать организовать общественный проект по сбору средств, модно называемый краудфандингом.

 

 

Как правило, даже у самых успешных проектов задача — собрать только недостающие средства: не стоит рассчитывать, что, если у вас есть только желание увидеть мир и ни копейки в кармане, вам удастся убедить кого-то полностью проспонсировать вашу поездку. Тем не менее дополнительная помощь, и не обязательно финансовая, может превратить рабочую поездку в запоминающийся эксперимент. 

 

 

 

 

Алёна Ермакова и Анна Бичевская, организаторы фуд-маркетов, участники поездки Москва — Калининград при поддержке автомобильного бренда

Мы не ставили перед собой больших краудфандинговых целей, просто хотели сократить расходы участников фестиваля в Калининграде, которые ехали из Москвы с миссией показать, как можно развивать стрит-фуд-движение. Ехали все за свой счёт, а заработать столько, чтобы покрыть все расходы, в том числе и на логистику, за один день фестиваля никто бы не смог. Поэтому мы стали искать варианты и подумали о дружественном нам автомобильном бренде. Он согласился дать нам машины на всех — благодаря этому мы не просто организовали фестиваль, но и устроили себе маленькое путешествие.

 

 

Так как же создать свой успешный проект? Сегодня краудфандинговых платформ очень много, поэтому важно выбрать ту, которая подходит именно вам. Многопрофильные платформы, как Kickstarter, Indiegogo и FundAnything, помогают проектам в диапазоне от запуска независимого арт-журнала до празднования дня рождения любимой бабушки, и путешествия составляют только малую часть от общего числа заявок. Есть сайты более узкоспециализированные — как Go Fund Me, Rocket Hub, — и среди последних есть сайт Trevolta, созданный исключительно для путешественников.

Условия проведения краудфандинговой кампании на разных сайтах отличаются, поэтому, прежде чем регистрироваться и публиковать свою заявку, узнайте, обязательно ли набрать целиком заявленную сумму, чтобы получить собранные деньги, сколько составляет комиссия сайта, предусмотрены ли дополнительные сборы в случае международных транзакций, какие максимальные сроки проведения кампании и ожидаемый трафик? Например, на Kickstarter необходимо собрать заявленную сумму полностью, иначе вы не получите ничего; Indiegogo собирает 4 % комиссии от полученной суммы, если цель достигнута, а если нужную сумму собрать не удалось, вы получаете то, что собрали, но с вычетом 9 % комиссии. Зарегистрировавшиеся на Trevolta могут бесплатно создать свой тревел-блог и при необходимости активизировать или приостановить краудфандинговую кампанию; при этом комиссия от каждого пожертвования составляет 6 % плюс дополнительный сбор за транзакцию.

 

 

СТАС АММОСОВ

 

Условием проекта было то, что мы не просто собираем денежки, а продаём различные ништяки, связанные с поездкой: от открыток из городов, которые мы планировали проезжать, до моего мотоциклетного шлема. Мы рассчитывали собрать 80 или 100 тысяч, не помню. Деньги мы получали, если собирали хотя бы половину нужной суммы.

Мы снимали различные промовидео, просили всех и каждого сделать репост наших взываний к народу, напрягли тогда все свои интернет-мощи. В результате — слава Вселенной и нашим дорогим друзьям — мы собрали чуть больше половины от заявленной суммы и одним летним московским утром отправились в путешествие — четыре мотоциклиста и водитель с оператором.

Скажу только одно: это путешествие перевернуло мою жизнь с ног на голову. Я до путешествия и после него — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У каждого мужчины свой путь к взрослению. Я повзрослел через свой проект.

 

 

Приступая к созданию своего суперпроекта, хорошо узнать, какие заявки сейчас в топе, и попытаться понять почему. На какие поездки обычно собирают средства и сколько? Какие из увиденных вами проектов вы бы сами хотели поддержать и почему? Но, пытаясь понять причины популярности той или иной заявки, стоит иметь в виду, что даже наличие полумиллиона пользователей или тот факт, что проект собрал заветную сумму на этом сайте всего несколько месяцев назад, не является гарантией того, что этот же формат непременно «выстрелит» снова.

Также важно быть предельно честным насчёт того, сколько вам требуется средств и на что вы планируете их потратить. Как правило, кампании, ставящие перед собой задачу собрать реалистичную сумму в одну—две тысячи долларов, наиболее успешны. Предложите предельно минимальный размер пожертвования, скажем, один доллар — таким образом вы даёте большему количеству людей возможность помочь вам. Подумайте, что вы можете предложить взамен донорам-бекерам (от англ. backer) для дополнительного стимула вас поддержать, — например, открытки, фотографии, письменную благодарность во вступлении к книге или совместную встречу после путешествия.

Для промоушена активно используйте социальные сети и не стесняйтесь рассказывать о своём путешествии друзьям и друзьям друзей: они будут рады поддержать вас, так как знают вас и верят в ваш проект, а также поделятся ссылкой на своих страницах, расскажут о вас своим знакомым. Примеры успешных краудфандинговых кампаний доказывают, что количество собранных средств пропорционально количеству личных контактов и активности участников кампании в социальных сетях. Регулярно обновляйте информацию о ходе кампании (среди успешных кампаний 59 % используют этот приём) и обращайтесь к тревел-блогерам или сообществам путешествий. Так те, кто уже помог вам, почувствуют вашу благодарность, а те, кто ещё не сделал этого, будут уверены в серьёзности ваших намерений.

  

 

АЛЁНА ЕРМАКОВА И АННА БИЧЕВСКАЯ

 

Cвои фото мы выкладывали просто потому, что вся наша команда помешана на Instagram и всегда выкладывает сотни фотографий, а когда такой повод и фотогеничные авто на фоне природы — сам бог велел постить больше обычного. В поездке нас было человек 20, все с айфонами и инстаграмами, хэштеги придумали вместе и соревновались на количество лайков. Мы не просили постить фотографии, так как все постили и так: для каждого участвовавшего в фестивале проекта было важно пиарить то, что их позвали на фестиваль в Калининград. Мы припарковали машины на территории фестиваля, поэтому пришедшие на фестиваль тоже фотографировали разноцветные автомобили, привлекавшие внимание абсолютно всех, и постили их с нашими хэштегами в социальных сетях.

 

Суть краудфандинга — в безвозмездной помощи другим, и финансовая успешность вашего проекта зависит в первую очередь от того, насколько ваша история тронула людей. Здесь имеет значение не только насколько ваша идея интересна, но и насколько интересно и активно вы ее «продаете». Вложите максимум энергии в проект — и путешествие мечты станет реальным.

  

 

 

Набирать высоту

S7 Airlines создала краудфандинговую платформу для путешественников — «Набирать высоту». Ее «валютой» стали авиамили: всем зарегистрировавшимся на сайте авиакомпания дарит 1000 миль программы S7 Priority, которые нельзя оставить себе, но можно дарить другим. Чтобы получить поддержку, участники в течение почти двух месяцев рассказывают о поездках мечты в социальных сетях. Таким образом, обращаясь к друзьям, знакомым и просто пользователям в интернете, путешественники могут накопить мили, необходимые для осуществления путешествия мечты, а затем перечислить их на реальный счет S7 Priority и оформить премиальный авиабилет. 

Проект «Набирать высоту» объединяет около 25 тысяч пользователей, чей общий виртуальный фонд составляет 25 миллионов миль.

ДМИТРИЙ АКАБУШКИН

https://dream.s7.ru/night/dream/554

«В краудфандинговых проектах для путешественников я участвую впервые. О проекте „Набирать высоту“ узнал из электронной рассылки авиакомпании и сразу захотел попробовать сэкономить на перелётах. Я играю в регби, у меня куча знакомых среди футбольных фанатов — эти ребята меня всегда поддерживают. Я мечтал о Новой Зеландии — они ведь действующий чемпион мира по регби, и мне очень хотелось бы хотя бы просто потренироваться с какой-нибудь командой в Новой Зеландии. В итоге собранных миль мне хватит на билет туда и обратно».

Большое количество миль набирают те, у кого много друзей, кто интересно и ясно рассказывает, куда и зачем хочет поехать — всё это приближает к исполнению желания. 

Валерий Грушевский

https://dream.s7.ru/night/dream/611

«Очень хочу на Гавайские острова, где самые лучшие в мире волны, — заняться сёрфингом, увидеть легендарный Пёрл-Харбор и просто побывать там, где „сегодня“ превращается в „завтра“. У меня очень много друзей в разных городах, много путешествующих. После того, как узнал об акции, попросил всех друзей, друзей друзей, знакомых, с которыми виделся пару раз в жизни, чтобы те помогли мне осуществить мечту. Как же я удивился, когда мне стали приходить мили от незнакомых людей — это значит, что мою мечту оценили! Нужное количество я набрал довольно-таки быстро и уже собираю чемодан».