Дорожной ситуацией в городе недовольны, кажется, все. Автомобилисты жалуются на пробки, пешеходы — на долгие светофоры, пассажиры общественного транспорта — на время, которое уходит на дорогу от одной остановки до другой. Проблему решают сразу на многих фронтах: увеличивают количество полос, расширяют тротуары, анализируют проблемные точки в городе. В 2018 году к этим мерам подключили другие, более наукоемкие. Технология умного перекрестка сама анализирует трафик на дороге и решает, кому сейчас идти или ехать. Вместе с авторами этого проекта мы узнали у трех горожан из разных районов Москвы, какие транспортные проблемы их беспокоят и можно ли решить их в ближайшее время.

placeholder+image
Женя
Пешеход и активный пользователь общественного транспорта.
Живет в Красносельском районе.
Я очень люблю гулять по городу и глазеть на людей, поэтому часто хожу пешком. Если маршрут позволяет, то между метро и наземным транспортом предпочту второе: в студенческие времена я очень много времени проводила под землей, добираясь от дома до университета.
Я очень обрадовалась, когда ввели магистральные маршруты автобусов. С хаба на Китай-городе можно уехать по разным направлениям: один из них мог меня перевезти от дома до работы. Когда есть сомнения насчет пробок, я спускаюсь в метро — там время передвижения легко предсказуемо. Иногда пользуюсь такси.
При установке на улице умных перекрестков приоритет в движении получает общественный транспорт. Это значит, что трамваи, троллейбусы и автобусы одновременно смогут быстрее перевозить пассажиров и не будут создавать заторы для личного транспорта.
placeholder+image
Со сменой места жительства я открыла для себя новый транспорт — электрички. Они оказались даже быстрее метро (от «Комсомольской» до «Дмитровской» электричка едет 11 минут, а метро — около 35). Теперь это МЦД, и электрички ездят очень часто, нет прежнего дневного перерыва. Раньше на этом маршруте был один очень досадный затык: чтобы пройти 500 метров до станции, надо было преодолеть два светофора, которые превращали пять минут пути во все десять. По утрам это очень важно: опаздывать на работу нельзя, у электричек расписание, и следующая может быть очень нескоро. Эти светофоры были ужасно рассинхронизированы. На перекрестке Каланчевской и улицы Маши Порываевой сошлись автомобильные полосы, трамвайные пути и два пешеходных перехода, людей много — рядом три вокзала и куча офисов. Я много раз представляла, как бы мне упростила жизнь правильная настройка этих светофоров. Иногда их регулировали вручную, и тогда ждать приходилось еще дольше. Случались и пробежки — чтобы потом не смотреть на уходящую электричку.
placeholder+image
Для пешеходов вроде Жени умный перекресток может сократить время ожидания зеленого на 16–28% — до двух или двух с половиной минут вместо трех. Для Жени это означает, успеет ли она на поезд или будет ждать следующего — от шести до 12 минут.
Сама я пока не планирую становиться автомобилистом — права я не получила, бросив автошколу. Мне вполне удобен городской транспорт. Может, попробую прокатные самокаты, когда их станет больше. Еще я мечтаю о речных трамвайчиках, эдаких водных маршрутках, по всей реке и в черте города. Мне нравятся результаты программы «Моя улица»: хоть она и длилась очень долго, а центр каждое лето перекапывали, пешеходные зоны в результате стали шире, а провода убрали под землю. Стало свободнее, удобнее и приятнее гулять. Здорово, когда думают не только о транспорте, но и о пешеходах.
placeholder+image
Алина
Пешеход, пользуется метро.
Живет в Ломоносовском районе.
Я пешеход и всегда им была. Я очень люблю ходить: иногда дохожу из дома до центра (а это прогулка на три-четыре часа), а в отпуске всегда стараюсь находить пешеходные маршруты и избегаю общественного транспорта. Если надо уехать на другой конец Москвы или нет времени на прогулки, я спускаюсь в метро. Оно очень предсказуемо — в отличие от столичных пробок.
Умные перекрестки сами адаптируются к ситуации на дороге. Если нет машин на одном из направлений, эта фаза просто не загорается, а остальные участники движения не ждут своей очереди. По данным ЦОДД, занимающегося внедрением технологии в Москве, это увеличивает пропускную способность перекрестка на 30%.
Москва — автомобилецентричный город, и это очень чувствуется. Здесь сложно найти район, где не было бы хотя бы одного проспекта или шоссе. Рядом с моим домом их сразу два: Ленинский и Вернадского. И они максимально друг на друга непохожи. Как мне нравится Ленинский с его зелеными островками, обилием наземных переходов и верандами летних кафе, настолько же отталкивает Вернадского — огромная магистраль с оживленным движением и куцыми газонами. Я бы хотела, чтобы городские дороги были больше похожи на Ленинский проспект в его северной части, где деревья гасят шум дороги и отделяют пешеходов от машин. К сожалению, это, скорее, исключение — уже на юге тот же проспект становится типичным московским шоссе, с которого хочется поскорее уйти.
placeholder+image
Путешествуя на работу и обратно и гуляя по соседним районам, я все чаще замечаю микроблагоустройство, которое мне нравится: островки безопасности, кадки с зеленью, светофоры с кнопками для пешеходов. Быстрее стал ходить общественный транспорт, и я понемногу осваиваю троллейбусы и автобусы, чтобы чаще ездить по земле и видеть город, а не тоннели метро. Рядом со мной нет умных перекрестков — скорее, наоборот: переход через проспект Вернадского невозможно преодолеть в один заход, приходится стоять посреди дороги и ждать зеленого. Не представляю себе, как можно решить эту ситуацию, ведь там всегда много машин. Но между подземным переходом и таким я всегда выберу дорогу по поверхности.
placeholder+image
Алексей
Пешеход, активно пользуется такси.
Живет в Зеленограде.
Обычно я перемещаюсь на такси, лонгборде или пешком. В Москве, как мне кажется, проблемы одни на всех: это пробки и очереди. Так же и с ситуацией на дороге, все в равных условиях. Дорожное движение дружелюбно для всех, но, когда появляется новый адаптивный светофор или переход через дорогу, должно пройти какое-то время, чтобы он настроился на нужды участников движения.
Чтобы превратить обычный перекресток в умный, в дорожное покрытие на глубине 15 сантиметров монтируют специальные датчики. Их не затронет смена асфальта и ремонт покрытия. С помощью датчиков светофор понимает, какой полосе сейчас нужен зеленый сигнал.
placeholder+image
Там, где я живу, в Зеленограде, умные перекрестки появились первыми — и тут же вызвали недовольство автолюбителей. Я тут же обратил на них внимание, так как почти каждый день оббегаю весь город. Один из них сломался — и появилась огромная пробка на весь город в обе стороны. Пропала, только когда починили. В другой раз я получил штраф во время пробежки из-за неработающей кнопки вызова зеленого сигнала для пешеходов. Пришлось переходить так.
Умные перекрестки Зеленограда работают в режиме приоритета общественного транспорта — отчасти чтобы он не запирал движение машин. Поэтому иногда водителям может казаться, что они ждут дольше других участников движения, даже если пропускная способность перекрестка при этом растет.
placeholder+image
Лучшее транспортное нововведение в последнее время — это электробусы. Хотелось бы добавить к ним дополнительные прогулочные зоны и новые полосы для альтернативного транспорта. Тогда менять одни виды транспорта на другие станет проще — а иногда и вовсе обходиться без них.
Город становится умнее
Вслед за Сингапуром, Данией и Нидерландами в Россию пришли умные перекрестки: система технологичного управления дорожным движением. В 2020 году ЦОДД планирует установку 465 перекрестков, оборудованных такими системами. Дорожное движение с умным перекрестком становится удобнее для всех: общественный транспорт проходит умные перекрестки на 15–20% быстрее обычных, пешеходы ждут зеленого на 16% меньше, а пропускная способность повышается на 30%. Установить умный перекресток в своем районе и перестать опаздывать на работу по утрам легко — достаточно отправить заявку на сайте программы.
placeholder+image

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ