В преддверии десятой, юбилейной Велоночи, которая пройдёт с 16 на 17 июля, The Village подготовил велосипедные маршруты по театральной Москве. Пять маршрутов позволяют последовательно проехать весь город, начиная с истоков театра при Елизавете и заканчивая современными театральными фестивалями.

Материал подготовлен при поддержке ВТБ Банк Москвы.

Маршрут 1.
Театр прошлых столетий

9,5 километров

 

Театральный музей имени А. Бахрушина

Начнём наш первый маршрут с главного хранилища истории русского театра — театрального музея Алексея Бахрушина. Он находится здесь с 1896 года: усадебный дом купца и мецената был сразу спроектирован с учётом помещений для коллекции. Бахрушин собирал её сам: помимо старьёвщиков и антикваров, он ездил по стране и привозил театральные реликвии из-за границы. Многое в собрании Бахрушина — подарки актёров и режиссёров того времени, которые собирались у него в гостях на «Бахрушинские субботы». Здесь бывали Станиславский и Немирович-Данченко, Мария Ермолова и Фёдор Шаляпин.

Коллекция продолжила пополняться в советское время и увеличивается до сих пор. Сейчас в ней содержится более полутора миллионов экспонатов, а сам музей считается крупнейшим театральным музеем в мире. Весь фонд объединён в восемь отделов: архивно-рукописный, отделы декорационно-изобразительных и фото-негативных материалов, отдел афиш и программ, мемориально-вещевой фонд, отдел видео-, звукозаписи и киноматериалов, фонд детских и кукольных театров и библиотеку.

                                                                               

 

Малый театр

Дальше едем в сторону центра: с Бахрушинской улицы через 1-й Новокузнецкий переулок выезжаем на Пятницкую, потом на Большой Москворецкий мост. Проезжаем Рыбный переулок, Ильинку, Лубянскую площадь и с Пушечной улицы выезжаем к Театральному проезду и Неглинной. Здесь под стать всему центру Москвы сезона лето-2016 в зелёных лесах стоит Малый театр. 

Истоки Московской императорской труппы, переехавшей в это здание в 1824 году, восходят к середине XVIII века, когда вслед за Петербургом Елизавета Петровна велела открыть театр при Московском университете. Играли в нём студенты, к которым позже присоединились музыканты, танцовщики и певцы. Содержали их частные предприниматели, пока в 1806 году труппа не перешла на казенный счёт и не стала, собственно, Императорской. Малым театр назывался из-за здания: рядом уже стоял Большой.

В этом месте живёт история: спектакли по «Руслану и Людмиле», «Бахчисарайскому фонтану» и «Цыгану» тут шли ещё при жизни Пушкина; в 1831-м здесь впервые были поставлены все четыре акта «Горя от ума»; Гоголь объяснял лично актёру Михаилу Щепкину (да, «Щепка» — это в честь него), как играть «Ревизора»; «Холостяка» и «Нахлебника» Тургенев написал специально для Малого. Но главный автор театра, конечно, Островский: здесь были поставлены все его 48 пьес, которые драматург сам читал актёрам! В общем, недаром театр имеет статус национального достояния. Правда, Малый так и остался в позапрошлом веке (с современностью не заладилось ещё во времена Чехова). До сих пор репертуар театра основан на текстах XIX столетия, и премьеры особо не отличаются от спектаклей, которые идут здесь уже 20 лет (а «Недоросль» Фонвизина — 30). После реставрации можете зайти сюда как в музей, освежить в памяти школьную программу. Карету мне, карету, едем дальше.

 

 

 

Высшее театральное училище имени М. Щепкина

Но недалеко, через переулок, находится та самая «Щепка» (Неглинная улица, 6/2) — Высшее театральное училище имени М. Щепкина, основанное по указанию Александра I в 1809 году. Учат здесь исключительно актёров. Артисты XIX века, вошедшие в историю, создавали здесь с нуля Школу русского сценического реализма со своими учебными программами, концепцией образования и так далее. Михаил Щепкин преподавал здесь с 1830 по 1863 год, Константин Станиславский считал его своим учителем: создавая свою знаменитую систему, он обращался к актёрским поискам и основам работы над ролью своих предшественников, изучал переписку Щепкина с его учениками, общался с ними в жизни.

Принцип работы «Щепки» основан на амплуа, поэтому тут рады абитуриентам с характерными для разных типажей и персонажей внешностью и темпераментом. А ещё тут очень ревностно относятся к традициям (институт работает при Малом театре), воспитывают любовь к классике, учат психологическому проживанию роли и ходить в кринолинах. Здесь учились многие прекрасные советские и российские актёры: Олег Даль, Рина Зелёная, Инна Чурикова, Светлана Немоляева. В этом здании на Неглинной улице институт находится с 1863 года.

 

 

Музей-квартира В. И. Немировича-Данченко

Доезжаем до Петровки и сворачиваем во дворы, попадаем на Большую Дмитровскую, с которой поворачиваем в Глинищевский переулок. Здесь в доме № 5 на третьем этаже жил Владимир Иванович Немирович-Данченко, а теперь находится его музей-квартира (Глинищевский переулок, 5/7). Здесь создатель МХТ прожил пять лет. Вообще-то известный режиссёр учился на физико-математическом и юридическом факультетах, после он стал публиковать критические рецензии на спектакли под разными псевдонимами, написал несколько пьес (которые, кстати, ставились в Малом театре), а потом встретился со Станиславским в «Славянском базаре» и основал МХТ.

Немирович-Данченко был поистине великим театральным деятелем, он не только стоял у истоков Художественного театра и долгое время работал его директором, но и преподавал в школе при Московском филармоническом обществе, которая воспитала плеяду великих актёров МХТ — Ивана Москвина, Ольгу Книппер, Всеволода Мейерхольда — и потом стала ГИТИСом. В 1919-м он собрал при МХТ Музыкальную студию, которая в 1925-м ездила в Америку на гастроли, после которых её режиссёра оставили работать в Голливуде на несколько лет. К 1941 году эта студия станет полноценным музыкальным театром, а после объединения с оперной студией Станиславского — Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, который находится здесь за углом.

Школа-студия МХАТ — тоже его проект. С 1898 по 1939 год он поставил невероятное количество спектаклей — больше 50, написал десяток пьес, несколько повестей и романов, не говоря уже о театральной публицистике. Вместо вывода приведём фразу мастера из стенограммы встречи с молодыми актёрами: «Старые театры так переполнены штампами, что они стали невыносимы. Можно привести целый ряд примеров. Я не очень давно слышал одного крупного актёра, чуть ли не народного. Он читал монолог Чацкого из четвёртого действия. Хороший актёр, но это было невыносимое зрелище! Каждое слово, каждая фраза были сыграны». Это было сказано в 1936 году.

 

                                                                                                           

 

Дом-музей К. С. Станиславского

Пересекаем Тверскую и едем к дому Константина Сергеевича в Леонтьевском переулке (Леонтьевский переулок, 6). Семья Станиславского переехала сюда в 1921 году: он выбрал этот дом из-за театральной сцены с колоннами и зрительным залом на 100 мест, который после премьеры здесь оперы Чайковского «Евгений Онегин» стал называться Онегинским. В нём проходили репетиции, а в своём кабинете, на стенах которого висят эскизы Гордона Крэга
и Александра Бенуа, Станиславский работал над системой и книгой «Моя жизнь
в искусстве». В 1920-е годы, когда появились уже 1-я, 2-я, 3-я и 4-я студии МХАТ, и сам Художественный театр стал терять популярность, Станиславский признавал, что его театр «устал и ни к чему не стремится». Из-за разногласий с Немировичем-Данченко он практически перестал ставить спектакли, а после сердечного приступа в 1928-м очень редко выходил из дома. В 1934-м он последний раз бывал в МХТ, который тогда уже назывался МХАТом СССР имени Горького, и занимался своей Оперно-драматической студией.

Станиславский скончался в 1938-м, через десять лет в этом доме открылся музей. Здесь много фотографий молодого режиссёра, его кофры для костюмов и кожаное кресло, в котором он сидел во время репетиций, фонограф, который ему подарил Эдисон, письма Булгакова о том, как он рад быть трудоустроенным
в театре и другие реликвии. В музее, который является частью Художественного театра, работают прекрасные люди. Например, одна из экскурсоводов много лет проработала на Байконуре, а теперь вот рассказывает посетителям о театральной жизни Москвы первой половины XX века. Как говорят сотрудники музея, сюда чаще всего приходят в двух случаях — проникнуться (если вам завтра сдавать вступительный в «Щепку») и помолчать (если вы Джек Николсон).

 

                                                                                                                           

 

ГИТИС

Наша следующая и конечная точка этого маршрута тоже недалеко — через Большую Никитскую попадаем в Малый Кисловский переулок и наблюдаем группы волнующихся молодых людей. Это происходит здесь с 1902 года, с тех пор как в особняке купеческой семьи Солдатенковых разместилось Музыкально-драматическое училище, впоследствии ставшее ГИТИСом (Малый Кисловский переулок, 6).

Как мы уже говорили выше, история начинается в 1878 году, когда Музыкально-драматическое училище ещё было просто школой для приходящих, открытой пианистом Петром Шостаковским при Московском филармоническом обществе. В 1920 году училище стало Государственным институтом музыкальной драмы (ГИМДр) с драматическим отделением. Учебная программа здесь планировалась на семь лет: два года техникума, три — института, ещё два — вольных мастерских, то есть практики. ГИТИСом ГИМДр стал спустя два года в связи с объединением с Государственными высшими театральными мастерскими Всеволода Мейерхольда (тут в том числе была мастерская опытно-героического театра Бориса Фердинандова).

Ещё через два года Совнарком счёл театральное образование недостаточным и упразднил все театральные институты Москвы и Петербурга. ГИТИС стал техникумом, а в 1931-м снова ГИТИСом по постановлению того же Совнаркома, на этот раз надолго. Тут появился первый в Европе директорский факультет для театральных управленцев, тогда же открылся факультет театроведения. Сейчас здесь работают восемь факультетов, в том числе балетмейстерский и эстрадный, для поступления на который нужно знать Вертинского, Утёсова и Райкина.

 

Маршрут 2.
От Станиславского до Любимова

14 километров

 

Театр имени Е. Б. Вахтангова

Маршрут, который расскажет об истории и метаморфозах советского театра, начнём с Арбата, в середине которого уже почти 100 лет (с 13 ноября 1921 года) стоит театр имени Вахтангова. До этой даты группа студентов-любителей из разных нетеатральных учебных заведений Москвы в течение шести лет сначала добивалась от профессионального сообщества внимания, а потом уже под руководством молодого актёра и режиссёра, ученика Станиславского Евгения Вахтангова — права носить почётное имя 3-й студии МХАТ. С 1913 года они собирались в квартирах друг у друга, репетировали и играли спектакли, пока после удачной премьеры «Чудо святого Антония» по Метерлинку не обрели этот свой дом.

Студийцам принадлежит одна из ярчайших постановок 1920-х годов — весёлая и очень современная «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци с импровизацией, остроумными комментариями и смешным реквизитом (бороду делали из полотенца, а костюмы актёры надевали поверх своей одежды). Театр уловил послереволюционный запрос времени, сделав реалистичность своим главным методом. В 1920-е и 1930-е здесь ставились пьесы советских драматургов — Горького, Погодина, Олеши. В 1925-м студийцы обратились к Булгакову с просьбой написать лёгкую комедию про НЭП: поставленная в 1926-м «Зойкина квартира» спустя три года была запрещена на последующие 60 лет за «искажение советской действительности». Лёгкий, комичный вахтанговский стиль в этой действительности вообще оказался не особо востребованным.

В период оттепели была возобновлена «Принцесса Турандот», но идеологическое вмешательство в культуру делало своё дело, и уровень театра падал. Зато здесь играли многие известные актёры: Владимир Этуш пришёл сюда в 1945-м, Юрий Яковлев — в 1952-м, Михаил Ульянов, чей голос до сих пор обращается к зрителям с просьбой выключить мобильные телефоны, — в 1950-м, Василий Лановой — в 1957-м. Из сегодняшних звёзд тут работают Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Сергей Епишев, Владимир Вдовиченков, идут спектакли Римаса Туминаса (худрука театра с 2007 года), Юрия Бутусова, Юрия Любимова. Театр очень любят критики, а вот молодым поклонникам «Гоголь-центра» или «Практики» игра здешних актёров, в основном выпускников Щукинского училища, может показаться старомодной.

 

 

Московский академический театр имени В. Маяковского

Через Серебряный переулок попадаем на Новый Арбат, съезжаем в Малый Кисловский переулок и оказываемся на Большой Никитской. Здесь находится театр Маяковского (Большая Никитская улица, 19/13), в репертуаре которого много классики, но старомодным его назвать не получается. Вот уже пять лет его худрук, ученик Петра Фоменко литовец Миндаугас Карбаускис ставит здесь Толстого, Островского, Брехта, и ставит по-своему — тонко, лирично, без ора и надрыва, выдаваемых за систему Станиславского, которые можно часто терпеть в российском театре. При этом внутри этого известного здания из красного кирпича — какая-то особая камерная атмосфера и совершенно уютный буфет. Театр этот был построен ещё в конце позапрошлого века (в 1886 году) специально для европейских гастролёров, отчего назывался интернациональным.

После революции творчество Сары Бернар и Элеоноры Дузе потеряло актуальность: в 1920 году здесь обосновывается Театр революционной сатиры со странной аббревиатурой Теревсат, который в 1922-м становится всё-таки просто Театром революции с художественным руководителем Всеволодом Мейерхольдом. Великий режиссёр, который параллельно занимался своим собственным театром, поставил тут несколько работ — конструктивистские агитационные спектакли «Земля дыбом» и «Смерть Тарелкина», новое прочтение «Доходного места» Островского в стиле фантастического реализма, «Озеро Люль» со сложно устроенной движущейся сценой и некоторые другие. Спустя два года Мейерхольд сделает выбор в пользу ТИМа (театра имени Мейерхольда) и покинет Театр революции, оставив вместо себя режиссёров Алексея Грипича, Алексея Дикого, позже Алексея Попова и других, в том числе своих учеников, многие из которых подвергались репрессиям или травле, обвиняемые в «мейерхольдовщине», другие становились жертвами борьбы с формализмом. С 1943 по 1954 год место называлось Московским театром драмы, а после стало театром имени Маяковского. Идите сюда на «Русский роман» или «Плоды просвещения» Карбаускиса, «Декалог», написанный Сашей Денисовой в 2014 году по серии вербатимов обитателей Сретенки, или новый «Кавказский меловой круг» Никиты Кобелева.

 

 

МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького

Через Брюсов переулок попадаем на Газетный, пересекаем Тверскую и попадаем в Камергерский — к альма-матер российского режиссёрского и общедоступного театра, а также актёрской системы, известной во всем мире. В этом здании МХТ стал работать в 1902 году, когда спустя четыре года после первой премьеры, спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» в театре сада «Эрмитаж», стало понятно, что МХТ нужен свой по-другому устроенный дом. Тогда на средства мецената Саввы Морозова, чей бюст вы можете сейчас найти в здании на Камергерском, был реконструирован театр домовладельца Лианозова. Архитектор Фёдор Шехтель не только автор проекта сцены с поворотным кругом и помещений театра, он же придумал оформление интерьеров и символ МХТ — летящую чайку. И не взял за свою работу денег. Другой символ здания, горельеф «Пловец» появился над правым входом в 1903-м.

МХТ в XX веке — это три больших периода, последний из которых закончился разделением труппы и образованием двух совершенно разных театров — МХТ имени Чехова и МХАТа имени Горького (то самое здание на Тверском бульваре). Всё это время советский театр существовал под знаменем МХАТа: после революции его постепенно превращали в идеологически выверенный пример для подражания, запрещая одни пьесы и рекомендуя другие, контролируя критические публикации и так далее.

Первый большой период закончился с уходом создателей — Константина Станиславского, который последний раз бывал здесь в 1934-м и до 1938-го занимался своей Оперно-драматической студией, и Владимира Немировича-Данченко, который скончался в 1943-м. После были десятилетия кризиса, пока аж в 1970 году главным режиссёром в МХАТ не был приглашён выпускник Школы-студии и создатель театра «Современник» Олег Ефремов. Вместе с ним в театр пришли артисты Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, режиссёры Анатолий Эфрос, Лев Додин, Марк Розовский, драматурги Михаил Рощин и Александр Гельман, художники Давид Боровский и Валерий Левенталь. После разделения труппы Ефремов руководил МХАТом имени Чехова до 2000 года, после его смерти худруком стал приглашённый им самим из «Современника» в 1983-м Олег Табаков.

 

                                                                                                                         

 

Театр «Ленком»

Объезжаем стройку дворами через Глинищевский и Козицкий переулки, попадаем на Тверской бульвар, проезжаем МХАТ имени Горького. И тихими переулками едем к «Ленкому» (Малая Дмитровка, 6), который находится в здании с богатой историей. Оно было построено в 1909-м для московских купцов, в 1917-м на некоторое время их сменил политический клуб «Дом анархии», после чего тут быстро появилась Центральная школа партийной и советской работы. Ещё через два года здесь разместился Коммунистический университет имени большевика Якова Свердлова, в 1923-м — кинотеатр «Малая Дмитровка», и только в 1927-м сюда переехал агитационный Театр рабочей молодёжи, ставший в 1938-м театром Ленинского комсомола.

«Ленком», каким мы его знаем, — это позднесоветский феномен, эдакий московский Бродвей. Нынешний худрук Марк Захаров пришёл сюда в 1973-м, а его легендарная «Юнона и Авось» в этом году отмечает 35-летие. В 1970-е и 1980-е это был очень модный, рок-н-ролльный театр: в перестройку Захаров ставил здесь «Диктатуру совести» по пьесе Шатрова, когда митинг разыгрывался прямо в зрительном зале, артисты бегали между рядами с микрофонами, обсуждая повестку дня, демократическую повестку! Захаров много сотрудничал с драматургом Григорием Гориным, а костяком труппы тогда были Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, спектакли с их участием шли десятилетиями. Все они сейчас сняты с репертуара в связи с уходом их главных участников, в театре идут в основном постановки Захарова 2000-х годов, а также «Борис Годунов» и «Князь» Константина Богомолова, который теперь отвечает здесь за современность.

 

                                                                                                                         

 

Театр «Современник»

Прямо по Успенскому переулку и Петровке, через 1-й Колобовский переулок, Цветной бульвар и Большой Сухаревский переулок съезжаем на проспект Академика Сахарова и через несколько переулков попадаем в следующее место на карте советского театра — в «Современник» (Чистопрудный бульвар, 19а). В апреле 1956-го, в первые годы разоблачения культа личности, выпускники актёрского курса Школы-студии МХАТ сыграли спектакль «Вечно живые» о войне по пьесе Виктора Розова (на основе этой же пьесы написан сценарий фильма «Летят журавли»). Это стало событием: Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачёва, Олег Табаков, Игорь Кваша будто разрушили стену между сценой и зрителем. Они были своими, говорили с людьми на одном языке — довольно сложная задача для того времени.

Авторы «Современника» по-новому воссоздавали старый МХАТ — театр-дом, с единым актёрским коллективом, в котором сообща решают задачи театра, в том числе выбирают пьесы для постановок. Это единство десятилетие помогало коллективу театра отстаивать пусть не все, но многие замыслы, пока к началу 1970-х оттепель постепенно не закончилась. В 1970-м же по приглашению во МХАТ из театра ушёл Олег Ефремов, забрав с собой ряд артистов. Тогда все предрекали конец «Современника», но в 1972-м после коллективного голосования худруком стала Галина Волчек, которая работает здесь по сей день.
В то же время театр получил это здание кинотеатра «Колизей», построенного в 10-е годы XX века. Здесь первыми начали ставить пьесы Галины Петрушевской, Николая Коляды, Александра Галина, а многие спектакли Волчек, которая всегда здесь ставила классику, идут до сих пор. Это, например, «Три сестры», «Вишнёвый сад» или «Три товарища», в которых в конце 1990-х впервые на большую сцену вышла Чулпан Хаматова. До сих пор также можно сходить на «Крутой маршрут» 1989 года — спектакль по автобиографической книге Евгении Гинзбург об ужасе сталинских репрессий.

 

                                                                                                                         

 

Театр на Таганке

По Барашёвскому переулку доезжаем до Земляного Вала, спускаемся к Яузе и по Верхнерадищевской улице попадаем к Театру на Таганке, где мы закончим этот маршрут. Здание это, как и многие другие, было перестроено из кинематографа 1911 года. Театром на Таганке он был не всегда. С 1946-го это был Театр драмы и комедии, в который к середине 1960-х уже совсем никто не ходил. Тогда в 1964-м главным режиссёром и был назначен Юрий Любимов, в то время актёр театра имени Вахтангова, который первым делом перенёс сюда дипломный спектакль студентов Щукинского училища «Добрый человек из Сезуана» по Брехту — легендарный спектакль «Таганки». Вместе с Любимовым сюда пришли Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов. Любимов был увлечён эпическим театром, традициями Вахтангова, Мейерхольда.

Здесь, как и в «Современнике», не было занавеса и почти не было декораций, спектакли могли начинаться в фойе, по ходу действия переходя на основную сцену, пелись брехтовские зонги. Это был эпицентр театральной смелости и авангардной мысли, купить билеты было невозможно, а на площади перед театром выстраивалась огромная очередь, которая могла начинаться с вестибюля станции «Таганская». Помимо Брехта и Шекспира, Любимов ставил спектакли по прозе («…А зори здесь тихие», «Мастер и Маргарита») и по поэзии («Товарищ, верь…» по Пушкину, «Послушайте» по Маяковскому).

В середине 1980-х «остров свободы в несвободной стране» подвергся жёсткому цензурированию, ряд спектаклей и репетиций был запрещён, а в конце концов, будучи в Лондоне в 1984 году, Юрий Любимов получил известие о том, что его лишили гражданства СССР и созданного им театра. Вернувшись после перестройки, он осуществил запрещённых «Бориса Годунова», постановку «Владимир Высоцкий», но возродить «Таганку» не получилось. В 1992-м труппа раскололась на две части: «Содружество актёров Таганки», в который ходить особо незачем, и, собственно, Театр на Таганке. Здесь до сих пор можно посмотреть «Доброго человека из Сезуана», «Владимира Высоцкого» и спектакли Любимова 2000-х годов.

 

Маршрут 3.
О театре в 1990-е

12,7 километров

 

«Школа драматического искусства»

«Школа драматического искусства» (Сретенка, 19) была основана в 1987-м режиссёром и педагогом Анатолием Васильевым, который положил в основу её работы систему лабораторий, существующую по сей день. В 1990-е «Школа» занимала помещения подвала и нескольких квартир на Поварской, 20. Это был одновременно учебный и исследовательский театр, эксперименты которого становились известными и за пределами страны. Впрочем, сами спектакли показывались довольно редко: в приоритете была не работа на результат, а процесс — изучение природы театра, способов существования на сцене, теории и практик драматического искусства.

В 2001 году, когда в Москве проходила Всемирная театральная олимпиада, «Школа» переехала в этот дом на Сретенке, построенный по проекту самого Васильева и художника Игоря Попова. Это необычное для современного зрителя здание театра: две сцены, одна из которых создана по принципу шекспировского «Глобуса», связаны большим светлым фойе с растениями в кадках и картинами на стенах под прозрачной крышей.

Сходите сюда на постановки Дмитрия Крымова, который ведёт здесь свою лабораторию с 2002 года. Например, до сих пор идёт его известный спектакль 2006 года «Демон. Вид сверху» по Лермонтову: события тут буквально вырисовываются актёрами-художниками из литров краски, рулонов бумаги и разнообразного реквизита на глазах зрителя, наблюдающего за происходящим с верхних ярусов. В этом году Крымов поставил сюрреалистическую эпопею «Русский блюз. Поход за грибами» и получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы» за «О-й. Поздняя любовь» по Островскому.

 

 

«Школа современной пьесы»

По переулку с прекрасным названием Последний и дальше по Трубной улице попадаем на одноимённую площадь, на углу которой уже несколько лет в реставрационных лесах стоит здание «Школы современной пьесы». Здесь
с 1860-х годов до революции находился знаменитый ресторан «Эрмитаж» купца Якова Пегова и кулинара Люсьена Оливье, который, по красивой городской легенде, придумал наш новогодний салат именно здесь. Но это не всё: архитектором, которому будущие рестораторы заказали проект здания, был Михаил Чичагов, главной специализацией которого были театры (в Москве по его проектам построены театр имени Пушкина и Театр Корша).

После 1917-го место гуляния знаменитых писателей и профессоров, где пел Шаляпин и праздновал премьеру «На дне» Горький, было перепрофилировано в Центральный дом крестьянина. После войны здание отдали издательству «Советская наука», переименованное позже в «Высшую школу». А в 1989-м здесь наконец открылся театр — «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза
с труппой из молодых артистов и звёзд советского театра и кино, среди которых были Альберт Филозов, Любовь Полищук, Михаил Глузский.

В 1990-х сюда ходили за драматургическими новинками, как сейчас в «Практику» или «Театр.doc»: первыми постановками стали спектакли по пьесам Семёна Злотникова «Пришёл мужчина к женщине», «Всё будет хорошо, как вы хотели»
и «Уходил старик от старухи», Сергей Юрский ставил здесь «Стулья» Эжена Ионеско, Леонид Хейфец — «Антигону в Нью-Йорке» польского драматурга Януша Гловацкого. После премьеры «Как я съел собаку» Евгения Гришковца
в Москве в 1998-м Райхельгауз пригласил его в «Школу», где тот поставил и свой второй спектакль «Одновременно». В 2013 году в здании театра произошёл пожар, и на время реконструкции «Школа» переехала в ДК имени Серафимовича на Тишинке.

 

                                                                                                                         

 

Театр юного зрителя

По Крапивенскому, Петровскому и Козицкому переулку едем в сторону другого московского феномена — Театра юного зрителя (Мамоновский переулок, 10). Вообще СССР был первой страной, в которой ещё в начале 20-х годов прошлого века стали возникать театры для детей и молодёжи, правда, все они, понятно, должны были заниматься не искусством, а формированием советского человека. Свободным творчество стало только во время перестройки. Тогда у ТЮЗов, существующих по разнарядкам о детских спектаклях, и появилась возможность заниматься театром и говорить на человеческом, а не эзоповом языке, изобретённом советским театром для общения со зрителем не только
о коллективных ценностях.

В 1987 году МТЮЗ возглавила ученица Георгия Товстоногова режиссёр Генриетта Яновская, чья первая работа «Собачье сердце» — посвящение возникновению любви в человеке — стала знаковым событием для театральной Москвы. Вместе с мужем, тоже режиссёром Камой Гинкасом, они одни из первых нащупали способ говорить со зрителем о наболевшем и вечном по-новому в новой стране. В 1990-е Гинкас ставит в МТЮЗе совсем не пьесы, а Достоевского («Записки из подполья», «Играем „Преступление“» и «К.И. из „Преступления“») и Пушкина («Золотой петушок»).

Возникает новый статус актёра: трилогию по рассказам Чехова («Чёрный монах», «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда») Гинкас сочиняет совместно с артистами, чья роль в спектаклях постоянно перетекает от персонажа к рассказчику, от рассказчика — к точному воплощению человеческой природы. У Гинкаса получалось вынимать из своих артистов в этих спектаклях — Сергея Маковецкого, Игоря Ясуловича, Игоря Гордина и других — саму человеческую суть. Многие из этих спектаклей идут до сих пор. Помимо прочего, это ещё и выдающиеся работы художника театра, создателя кафедры сценографии в ГИТИСе Сергея Бархина. Здание это МТЮЗ получил в 1950 году. С октября 1918-го здесь находился «Театр петрушек, марионеток и теней», фактически первый детский театр в Москве.

 

 

Бывший штаб фестиваля новой драматургии «Любимовка»

Совсем недалеко от МТЮЗа находится легендарный подвал в Трёхпрудном переулке, где долгое время находился штаб фестиваля новой драматургии «Любимовка» (Трёхпрудный переулок, 11/13, строение 1). Фестиваль появился в 1990-м и первые годы проходил в подмосковной усадьбе Станиславского «Любимовка», в честь которой был назван. То есть уже 26 лет молодые, никому не известные авторы присылают на суд группы критиков около полумиллиона пьес в год. В итоге остаётся 20, все их можно круглые сутки слушать в формате режиссёрских читок в сентябре на недельном фестивале в «Театре.doc».

Многие известные современные режиссёры и драматурги вышли из «Любимовки». Один из них — Кирилл Серебренников, который в 2000-м приехал в Москву из Ростова-на-Дону и познакомился на телевизионном проекте с Михаилом Угаровым, одним из организаторов фестиваля. Молодого режиссёра позвали поставить читку, а из пьес тогда остался только «Пластилин» Василия Сигарева, за который никто не хотел браться (его считали «чернухой» и «уральской эсхатологией»). Серебренников сделал из этой страшной социальной истории смешной спектакль про маргиналов с травести, говорящих на очень современном языке. Этот язык потом получил название «новой драмы» и дал толчок стихийному движению молодого театра, основанного на современной драматургии.

 

                                                                                                                         

 

Первая в России частная антреприза

По Ермолаевскому, а затем Вспольному, Гранатному, Малому и Большому Ржевскому переулкам попадаем на Новый Арбат (Новый Арбат, 21). Здесь
в 1989-м режиссёр Леонид Трушкин и актёр Евгений Рогов открыли первую
в России частную антрепризу, которая до этого запрещалась декретом 1919 года о национализации театров.

Первым делом в Театре Антона Чехова Трушкин поставил «Вишнёвый сад» с Татьяной Васильевой и прогорел. Постановка классической пьесы с принятым размахом — дорогими декорациями, костюмами, которые меняются каждую сцену, и многочисленными актёрами оказалась не по силам частному театру. Впредь Трушкин стал играть спектакли, где три-четыре артиста играют в одной выгородке, которая не меняется и легко транспортируется по всей стране. Так главным манком антрепризы стали актёры — звёзды кино, а теперь сериалов, которых людям просто очень хочется увидеть вживую. Большие надежды на создание в России альтернативы государственному театру скатились к примитивным мелодрамам или простецким комедиям, единственная цель которых — развлечь и заработать. Мечта о русском Бродвее, в принципе, сбылась, только в более скромных масштабах.

 

                                                                                                                         

 

«Мастерская Петра Фоменко»

Наш маршрут о театральной Москве 1990-х заканчивается в шести километрах, благо ехать с горки и по прямой по Новому Арбату, а затем по Кутузовскому проспекту, где по адресу Набережная Тараса Шевченко, 29, находится «Мастерская Петра Фоменко». Театр был основан в 1993 году из выпускников режиссёрского курса Петра Наумовича в ГИТИСе, однако в это здание, построенное специально для них, студия переехала только в 2008-м.

Фоменко очень любил своих студентов, из-за чего их обожал и весь университет, и ещё во время учёбы они создали несколько прекрасных спектаклей. Так возник особенный театр со своим отношением к режиссуре, своей актёрской игрой, которая рождалась из этюдного подхода в преподавании и создании спектаклей. Актёры работают здесь не по системе Станиславского, когда нужно играть персонажа в предлагаемых обстоятельствах, а постоянно продолжают сочинять спектакль вместе с режиссёром. Их игру называли лёгкой, утончённой и очень личной: в лихие годы, когда все вокруг стремительно менялось и взрывалось, фоменки предложили зрителям альтернативный мир, некое спасение, став любимым театром москвичей. В то же время он был очень современным, поэтому спектакли, которые появились тогда, не потеряли своей живости, в чём вы можете сами убедиться (если ещё не убедились).

До сих пор можно посмотреть «Волков и овец» 1992 года (как раз одну из ещё учебных постановок) или спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», в котором практически без декораций актёры создают мир русской деревни времён Великой Отечественной войны. Абсолютный гвоздь этого сезона, на который очень сложно достать билет, — «Сон в летнюю ночь» ученика Фоменко Ивана Поповского, выигравший в этом году «Золотую маску» в номинации «Драма/Спектакль большой формы». Помимо прочего, «Мастерская Фоменко» — редкий случай ещё и потому, что спектакли здесь сопровождаются субтитрами аж на четырёх языках.

 

Маршрут 4.
Театр сейчас

12,2 километров

 

Театр «Гоголь-центр»

Этот маршрут начнём с «Гоголь-центра» (улица Казакова, 8). Кирилл Серебренников пришёл в театр имени Гоголя в 2012-м и создал из старого театра с мизерной посещаемостью театр нового типа, главный плюс которого — отсутствие фиги в кармане.

Реконструкция началась непосредственно с места: была разрушена входная группа, вместо неё появилось свободное пространство, которое иногда превращается в выставочное, с большим кафе, книжным магазином и стеной с автографами наших известных современников. Эта открытость — часть миссии «Гоголь-центра», который создавался как пространство общения, где люди разговаривают между собой, где существует диалог. Это один из первых театров в Москве, где заработала своя лекционная программа, дискуссионный клуб и медиатека, где проходят кинопоказы и концерты, где нет ограничений ни по каким существующим признакам. Театр обращается к широкой аудитории, призывая её к честному разговору на важные темы, будь то вопросы веры или ограничения свобод, прямо, без подтекста и недомолвок.

Основу труппы театра составляет «Седьмая студия» — выпускники актёрского курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ того же 2012 года, уже ставшие звёздами. «Гоголь-центр» — первый российский театр, который спустя долгое отсутствие был приглашён на крупнейший театральный фестиваль в Авиньоне: в прошлом году со спектаклем «Идиоты» по мотивам одноимённого фильма Ларса фон Триера, в этом — с «Мёртвыми душами» по Гоголю. Главной премьерой этого сезона стала откровенная постановка Серебренникова «Машина Мюллер» по текстам немецкого драматурга Хайнера Мюллера, перевернувшего европейский театр и почти не известного российскому зрителю.

 

 

 

Театр «Театр.doc»

Пересекаем Садовое кольцо и оказываемся около третьего по счёту помещения «Театра.doc» в Малом Казённом переулке (Малый Казённый переулок, 12). Этот негосударственный, по-настоящему свободный театр со всеми вытекающими последствиями родился в 2002 году в маленьком подвальном помещении в Трёхпрудном переулке, о котором мы рассказывали в предыдущем маршруте. Команда драматургов, режиссёров, артистов — Елена Гремина, Михаил Угаров, Иван Вырыпаев, Максим Курочкин и другие — создали редкий для России и по сей день театр современной пьесы, который одним из первых в стране стал заниматься вербатимом и документальными текстами.

В первый год существования здесь поставили аж десять спектаклей, многие из которых обращались к жизни представителей субкультур, часто затрагивая болезненные темы, рассказывали реальные истории реальных людей разного возраста и социального положения. Суть документалистики и главная художественная позиция «Театра.doc» — в беспристрастности: из исследования современности и открытого высказывания вкупе с экспериментом с театральными формами и рождается искусство, двигающее культуру. Подобного рода открытия нечасто происходят в больших репертуарных театрах, поэтому за тем, что завтра может стать тенденцией или просто дать новый взгляд на действительность, стоит хоть раз сходить сюда, в театр, существующий без денег, во многом силами волонтёров.

Как и в любом месте, где эксперимент значит многое, здесь можно наткнуться на чью-то ошибку, но, скажем, из премьер можно точно смотреть «Топливо» Семёна Александровского и «Молодого и рассерженного» Михаила Угарова (спектакли будут идти и в августе). Этим летом «Театр.doc» запустил ещё два уличных проекта-квеста: «Преступление & наказание» и «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского.

 

                                                                                                                         

 

Спектакль Remote Moscow

Кстати, об уличном театре. По Барашёвскому переулку съезжаем на Покровку, через Лубянский проезд и улицу Большая Лубянка попадаем на Большой, а потом Нижний Кисельный переулки и выезжаем к Высоко-Петровскому монастырю на Петровке (Петровка, 28/2). Здесь почти ежедневно можно встретить группу людей в одинаковых наушниках, голос в которых водит их по разным локациям, заставляя делать странные для пешеходов вещи.

Спектакль Remote Moscow — проект немецкой театральной компании Rimini Protokoll, который год назад привёз в Москву импресарио Фёдор Елютин. Здесь нет артистов и специально созданных декораций, ими становится городское пространство вместе со случайно оказавшимися рядом прохожими, которые удивлённо наблюдают, как 30 человек бегают спиной вперёд или машут ногами на эскалаторе в метро. Для этих же людей артистами становятся сами участники спектакля, и в этой смене ролей и есть суть современного театра. Он осваивает необычные пространства, где его раньше не было и быть не могло, например этот монастырь, бульвар и многое другое, о чём не стоит рассказывать из-за спойлеров.

Проект Remote, променад и исследование одновременно, идёт во многих городах по всему миру, так что, оказавшись в Берлине, Нью-Йорке или Бангалоре, вы вполне можете встретить подобную компанию на улице или же стать одним из них.

 

 

Центр имени Всеволода Мейерхольда

С Петровки выезжаем на Каретный Ряд и по Краснопролетарской улице движемся в сторону Новослободской, где находится следующая точка на нашей карте — Центр имени Всеволода Мейерхольда. Если другим театрам приходится доказывать, что они способны на эксперимент, здесь в нём заключена основная задача. Создал ЦИМ Валерий Фокин, известный режиссёр-экспериментатор, в 1991 году, а современная история театра началась в 2012-м, когда сюда пришла команда режиссёра Виктора Рыжакова, назначенного худруком, а арт-директором стала театральный критик Елена Ковальская. Это они придумали ШТЛ — Школу театрального лидера, через которую прошли почти все молодые режиссёры, художники, сценаристы, продюсеры и критики, существующие в профессии. Это первый блэк-бокс (чёрная коробка, сцена-трансформер) в России, основная миссия которой — поддерживать небольшие негосударственные творческие коллективы и театры. Здесь они могут попробовать себя и испытать новые форматы, найти коллег и обрести своего зрителя.

За год тут случается действительно много премьер, например «Сван» Юрия Квятковского и «Мастерской Брусникина», которая является резидентом Центра, или «В чаще» — итоговый проект композиторской лаборатории ЦИМа и Московского ансамбля современной музыки. Помимо всего перечисленного, фестиваль «Золотая маска» показывает здесь свою экспериментальную программу, идут спектакли фестивалей NET и «Территория», ЦИМ становится площадкой для инклюзивных проектов. Кроме театральной части, Центр богат кружками, в которых можно научиться понимать современный театр, писать пьесы вместе со штатным драматургом Сашей Денисовой, выступать с собственными стендап-программами и создавать перформансы. Например, в основе спектакля «Москва и москвичи» — целый альманах пьес, написанных зрителями, о просвещении которых ЦИМ нежно заботится.

 

                                                                                                                         

 

Театр «Практика»

По переулкам за РГГУ мимо Миусской площади выезжаем к Большому Козихинскому, где нас ждёт театр «Практика» (Большой Козихинский переулок, 30). Это тоже центр новой драмы, только на этот раз государственный, созданный по инициативе Эдуарда Боякова в 2005 году, без труппы — на каждый спектакль сюда собирались артисты отовсюду. В 2013-м художественным руководителем стал Иван Вырыпаев, чьи пьесы составляют основу репертуара. «Практика» — маленький театр, где главным героем является современный человек. Здесь всё происходит на расстоянии вытянутой руки, где ты смотришь в глаза актёрам, реальным людям, которые не играют роли, а общаются со зрителем напрямую от своего лица. В следующем сезоне главным резидентом театра станут брусникинцы: здесь уже идут спектакли с их участием (вербатим «Это тоже я» и премьера этого года «Девушки в любви»), а осенью появятся новые, среди которых, например, «Чапаев и Пустота» Пелевина в постановке Максима Диденко.

 

                                                                                                                         

 

Электротеатр «Станиславский»

Для завершения маршрута нам остаётся только свернуть в Мамоновский переулок к обновлённому театру имени Станиславского (Тверская улица, 23), который с приходом режиссёра Бориса Юхананова в качестве худрука в прошлом году вновь стал Электротеатром. Вновь, потому что 100 лет назад, в 1915-м, из бывшего доходного дома здесь сделали «синематографичекий дворец», который назывался Электротеатр «Арс» и был закрыт вскоре после революции.

Театральная же история этого здания начинается в 1921-м с появлением Детского театра Наталии Сац. С 1937 года здесь находился МТЮЗ, до тех пор пока в 1950-м сюда, наконец, не переехал драматический театр имени К. С. Станиславского, с 1935-го существовавший в соседнем здании как Оперно-драматическая студия мастера. В советские годы театр переживал разные времена. Он был очень популярен в 1950-е, когда главным режиссёром здесь работал ученик Станиславского Михаил Яншин, или в конце 1970-х, когда «Первый вариант „Вассы Железновой“» и «Взрослая дочь молодого человека» Анатолия Васильева стали событиями мирового масштаба.

1990-е были не самым благополучным периодом в истории театра, зато сейчас, пожалуй, он самый продвинутый в Москве — начиная с помещения, реконструкцией которого занималось модное архитектурное бюро Wowhaus, заканчивая репертуаром и образовательной программой. Юхананов приглашает в Электротеатр главных театральных режиссёров мира: тут идут «Вакханки» Теодороса Терзопулоса, «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи, «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Геббельса, а сам ставит многодневные мистерии в шикарных декорациях. Его первый здешний спектакль «Синяя птица» — это трёхдневное путешествие, в котором текст Метерлинка переплетается с личными воспоминаниями актёров театра Станиславского — супружеской пары Алевтины Константиновой и Владимира Коренева, известного по главной роли в фильме «Человек-амфибия».

Помимо прочего, сюда нужно идти за современной академической музыкой (музыкальный руководитель театра — композитор Дмитрий Курляндский), интеллектуальной литературой и периодикой (в фойе открыт магазин «Порядок слов»), на лекции про оперу и философию искусства (в театре работает Школа современного зрителя) и за коктейлями в обновлённый Noor Bar, наконец. Хороший, кстати, повод оставить велосипед на ближайшей стоянке и отдохнуть.

 

Маршрут 5.
Москва фестивальная

6,5 километров

 

Премия «Золотая Маска» 

В Москве проходит несколько театральных фестивалей, попробуем в этом маршруте охватить их историю. Начнём с главного. «Золотая маска» — российская национальная премия, учреждённая в 1993 году Союзом театральных деятелей (СТД РФ), который находится здесь, на Страстном бульваре (Страстной бульвар, 10). Эксперты премии из театрального сообщества ежегодно отсматривают десятки спектаклей, чтобы каждой весной привезти их в Москву, дать возможность увидеть другим и наградить самых лучших. За 20 лет работы фестиваль оброс множеством номинаций и дополнительных программ вроде «Маски плюс» с яркими неформатными (до определённого времени) постановками или «Легендарных спектаклей и имён», в рамках которой привозили работы Хайнера Мюллера, Джорджо Стрелера, Кристиана Люпы, ставшие легендами в Европе.

«Маска» создавалась по инициативе Михаила Ульянова, о котором мы рассказывали в абзаце про театр Вахтангова, в начале 1990-х он был председателем СТД, его заместителя Владимира Урина, который сейчас руководит Большим, и драматурга Виталия Павлова. Всероссийской премию в 1996 году сделал Эдуард Бояков, который возглавлял дирекцию фестиваля десять лет — с 1994 по 2005 год, а потом ушёл открывать «Практику».

«Золотая маска» — большое событие, за которым нужно следить, если вы хотите знать современных российских режиссёров, а не только ритуально ходить в театр на бородатые спектакли. Список номинантов ежегодно объявляют в конце осени, тогда же становятся известны и дополнительные события вроде гастролей или ретроспектив. Так, например, в 1999 году во время «Золотой маски» в Москву приезжали британцы из театра Ройал-Корт, который в 1950-х годах стал центром современной драматургии и известного литературного движения «молодых и рассерженных». Спустя несколько лет после этого визита в Москве впервые прошёл фестиваль «Новая драма».

 

 

Театр наций

Поднимаемся на Большую Дмитровку и оттуда сворачиваем в Петровский переулок к следующему фестивальному центру Москвы — Театру наций. Здесь находится штаб фестиваля-школы современного искусства «Территория» и идут показы фестиваля Нового европейского театра NET. Первый проходит десять лет, его делают Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Роман Должанский, Андрей Ураев, Теодор Курентзис, Чулпан Хаматова и Василий Церетели. Его главная особенность — школа, набор в которую объявляется примерно за полгода до начала фестиваля в октябре.

«Территория» — редкая возможность для наших студентов или начинающих театралов не только посмотреть современное театральное искусство вживую, а не на YouTube, но и познакомиться с теми, кто его делает. Странные перформансы, эксперименты с новыми технологиями, новые форматы и локации для спектаклей, лаборатории инклюзивного театра — всё это можно увидеть здесь.

NET на десять лет старше «Территории», его придумала в 1998-м группа прогрессивных театральных критиков: Марина Давыдова, тот же Роман Должанский, Алёна Карась и другие. Это первый негосударственный театральный фестиваль в России, который задумывался как некий обзор молодой европейской режиссуры, а теперь уже привозит и мэтров вроде Михаэля Тальхаймера. NET многие считают скандальным, но это не повод вам считать так же, лучше ходить, смотреть всё самим и учиться отделять действительно дешёвый эпатаж от чего-то, что злит и раздражает новизной и непривычностью формы и содержания. Например, в 2009 году организаторы привозили в Москву бельгийца Яна Фабра и его «Оргию толерантности»: услышав название, зрители смели билеты, а потом кричали, как это неприличие можно считать искусством. Ян Фабр — триумфатор этого театрального сезона в Европе: его новый спектакль «Гора Олимп» длится 24 часа, и жалоба на то, что там люди голые, звучит примерно так же, как обвинение в том, что вы дома ходите в майке и трусах, а не в выглаженном костюме-тройке.

 

 

Театр имени Моссовета

Едем в сторону Тверской и после Маяковской поворачиваем налево на Большую Садовую улицу. В сквере в её начале находится Театр имени Моссовета (Большая Садовая улица, 16), сцена которого часто становится фестивальной площадкой. Здесь поговорим о фестивале «Сезон Станиславского», который проводится фондом мастера с 2004 года и ежегодно заканчивается вручением премии за вклад в театральное искусство. В прошлом году её, например, получил Энтони Хопкинс. Фестиваль возник в честь десятилетия премии, что определило его участников — все они были её лауреатами. Тогда в рамках фестиваля в Москве шли десять постановок, в том числе мировых звёзд Роберта Уилсона, Эймунтаса Някрошюса и, например, Дмитрия Чернякова, который тогда звездой только становился. Теперь фестиваль проходит ежегодно, тоже осенью, и длится примерно два месяца: с начала октября по конец ноября.

 

                                                                                                                         

 

Международный театральный фестиваль имени Чехова

В театре Моссовета в том числе проходит другой фестиваль, который тоже можно назвать главным, но закончим мы этот маршрут не здесь, а перейдём Садовое кольцо и через Васильевскую улицу подъедем к костёлу Непорочного зачатия Девы Марии (Малая Грузинская улица, 27/13).

Международный театральный фестиваль имени Чехова возник в 1995 году как возможность прервать годы изоляции и посмотреть спектакли режиссёров, которые определили европейский театр второй половины XX века и о которых, конечно, слышали в Союзе, но не видели никогда. Первые годы сюда привозили Петера Штайна, Питера Брука, Джорджо Стрелера, Теодороса Терзопулоса. Как пишет критик Марина Давыдова в своей книге «Конец театральной эпохи»: «Лишь в афише третьего по счёту фестиваля в 98-м появились актуальные фигуры театрального процесса, чьи имена практически ничего не говорили тогда русскому зрителю». Фестиваль продолжает быть знаковым событием: например, в прошлом году завершала карьеру великая балерина Сильви Гиллем, которая включила в свой заключительный тур выступление в России в рамках фестиваля как раз в театре Моссовета.

И напоследок о том, что привело нас на Малую Грузинскую. В 2001 году Чеховский фестиваль совпал с проведением в Москве III Всемирной театральной Олимпиады. Это уличный фестиваль, грандиозное событие, ради которого Юрий Лужков даже снял троллейбусные провода на Тверской. Театр был везде, в том числе и тут — в Римско-католическом кафедральном соборе. «Апокалипсис» композитора Владимира Мартынова в постановке Юрия Любимова не был похож на просто концерт: певцы в тёмных одеждах двигались по пространству со специально придуманной сценографией. Больше двух часов хор а капелла исполнял полный текст «Откровения Иоанна Богослова», положенный на музыку, соединяющую восточные и западные традиции богослужебного пения как образ церкви, которая больше не едина. Тогда театральный фестиваль шёл с апреля по июнь, и более масштабного театрального события в Москве с тех пор, пожалуй, не было.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала Елене Ковальской и Насте Николаевой.

 

 

Если у вас нет своего велосипеда,

воспользуйтесь городским велопрокатом:

Зарегистрируйтесь на сайте Velobike.ru, в мобильном приложении или через терминал на станции проката

Получите логин и PIN по почте и СМС

Найдите удобную велостанцию на сайте или в приложении и выберите велосипед

Нажмите на его панели «ОК», введите логин или приложите привязанную карту «Тройка», введите PIN

Дождитесь звукового сигнала и отправляйтесь исследовать город

Стоимость проката
=
абонентская плата по выбранному тарифу («Сутки», «Месяц» или «Сезон»)
+
повременная часть арендной платы (для поездок продолжительнее 30 минут)