СпецпроектыЗачем мы покупаем ненужное, и как компании изучают наши желания
Почему только три из десяти новых товаров оправдывают наши ожидания
![Зачем мы покупаем ненужное, и как компании изучают наши желания — Спецпроекты на The Village](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post-cover/0M6oJTdgSI4haWkE65WvWA-default.jpg)
Часто мы не можем найти по-настоящему полезный товар и остаемся недовольны результатом шопинга. Существуют даже гайды по походам в магазин: как составлять списки, игнорировать маркетинговые уловки, не вестись на акции и высчитывать скидки. Но только это не помогает. По статистике семь из 10 товаров не удовлетворяют запросам потребителя, а люди покупают то, что им на самом деле не нужно. В совместном материале с веб-студией Aiger, работающей по модели ценностных предложений, мы разбираемся, почему так происходит, и что с этим можно сделать.
Итак, вы хотите приготовить легкий здоровый обед и идете в супермаркет за продуктами. Тут на глаза попадаются чипсы, сайра по акции и две бутылки вина по цене одной. В итоге деньги потрачены, здорового обеда не получилось, осталось ужасное ощущение неудовлетворенности, которое мозг пытается заглушить. Так, почти всё, что мы покупаем, не делает нас счастливыми и довольными, покупки товаров и услуг состоят из компромиссов и самообмана, а поиск нужного предложения чаще всего не приводит к изначально поставленному результату.
Такое положение вещей изучает поведенческая экономика — это комплекс теорий о том, как различные факторы влияют на экономическое поведение. То есть, почему мы выбираем именно эту зубную пасту и как заставить нас инвестировать в акции. Всё очень серьезно: в 2017 году за эти разработки специалист по поведенческой экономике Ричард Талер получил Нобелевскую премию.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/L5xc8YdvIWljh2RFg0_4aw-wide.png)
Почему мы покупаем не то, что хотим
Если вы думаете, что вы просто покупаете то, что хотите, вы глубоко ошибаетесь. На нас одновременно влияет огромное число факторов: от принятых традиций до запаха в магазине. Однако стратегии продаж, в которых человеку просто рассказывают, какой товар замечательный, перестают работать.
Александр Левиков
исполнительный директор агентства азиатского маркетинга Rusapai
Маркетинг умер. Причем дважды. Первый раз еще при Форде, второй раз в начале XXI века, и третья форма маркетинга сейчас только зарождается. Стандартные методы продвижения уже не работают, а это — почти 90% того, что делают современные маркетологи. Мы переходим от экономики потребления к экономике опыта. Любой товар мы пропускаем через себя и как-то транслируем. Мы делимся опытом с друзьями и в сети, сами стремимся получать рекомендации.
Мы можем наблюдать новые тренды современного потребления. В первую очередь, это цифровизация, использование новых технологий, продажи без посредников. К тому же набирает обороты использование «излишков», экологически осознанное потребление, переработка. Другой актуальный тренд — большие данные и работа с ними коммерческих компаний.
Параллельно с этим идет тренд на анонимность. Например, недавно появился стартап, который во время собеседований полностью скрывает личность, дабы избежать стереотипов о поле, возрасте, сексуальной ориентации. И на собеседовании работодатель общается с человеком через эту специальную программу.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/MIv6MD_X8396SjvjbFlycQ-wide.png)
Ценностные предложения и макет бизнеса
Современные компании отходят от идеи навязывания и переходят к концепции ценностных предложений, впервые предложенной автором Business Model Canvas Александром Остервальдером. Согласно этой концепции, компании строят свой бизнес, опираясь на то, что у каждого потребителя есть потребности, он хочет получить некие выгоды, а также у него есть страхи, которые не дают принять решение. Анализ этих факторов помогает сформулировать идеи по улучшению товаров или создать стратегию продвижения.
Ценностная карта — это логическое схематическое описание спроса на продукт и его предложения, где друг друга уравновешивают с одной стороны потребности, выгоды и страхи клиента, с другой — возможности и ресурсы компании по их удовлетворению. Каждый участок схемы заполняется большим списком вопросов: «Как мы помогаем клиенту?», «Какие его проблемы решаем?», «Какие страхи он испытывает по поводу приобретения продукта?», «Кто мы помогает клиенту справлять со страхами?» и другие. Если правильно на них ответить, получится успешное взаимодействие на всех этапах.
Иными словами, производитель должен сыграть в «игру» — поставить себя на место потребителя и посмотреть на предлагаемый продукт с его точки зрения. Надев маску клиента, компания сможет объективно подойти к продвижению своих товаров и заинтересовать целевую аудиторию.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/erUvhpjo582zCjMeeiTfCw-wide.png)
Даниил Гайдуков
консультант по маркетингу компании "Окна Эталон"
Описание модели звучит сложно, но сама модель довольно простая. Надо только хорошо понять свою аудиторию, понять клиента, которому ты продаешь свой продукт. В модели нет ничего манипулятивного, в отличие от классического формата продаж. Эта технология часто служит для разработки нового продукта. Условно говоря, ты перекрашиваешь товар в нужный цвет или делаешь упаковку товара такой, чтобы она нравилась клиенту.
С применением принципов позиционирования товара по ценностным сегментам была разработана линейка воды завода «Славда»: каждый вид бутилированной воды подходит разным клиентам. На «Монастырской детской» нарисован ребенок, такую воду берут мамы для детей или люди, которым важна усиленная очистка. А вот «Славда детская» с мультяшной картинкой пользуется успехом у детей, которые сами выбирают воду: их привлекает яркая этикетка. Из сладких напитков люди старшего возраста выбирают «Таёжную» линейку, а молодежь и подростки пьют Grink. Так одна компания заполняет все потребительские сегменты у разной аудитории.
Еще один пример работы с отдельным сегментом потребителей — рекламные кампании «Макдональдса». Большинство из них направлены на детей. Позиционирование компании рассчитано на то, что человек сохранит все эти детские позитивные ощущения от посещения их кафе и будет приходить снова и снова уже взрослым, приводить своих детей, потому что это история про его детство. В таких конкурентных сферах, как фастфуд, очень заметно разделение аудитории. Так, несколько лет назад «Бургер кинг» также изменил свою рекламную стратегию, и из «котлет на настоящем гриле» превратился в фастфуд для «злых школьников» — с рекламной на грани фола.
Таким образом, чтобы лучше удовлетворять нужды клиентов, их разбивают на группы по потребностям, по привычкам, и это гораздо важнее, чем стандартные «пол и возраст», хотя иметь значение может всё. Так выделяются потребительские сегменты, и взаимоотношения с ними нужно строить по-разному.
Эта технология применима почти для любых услуг и товаров, но все-таки на разном уровне рынка она работает по-разному. Компании, у которых и так безумный спрос, не задумываются ни о каких бизнес-моделях, монополисты и государственные корпорации тоже не нуждаются в новых маркетинговых веяниях.
К примеру, яркое позиционирование есть у авиакомпании S7 и отсутствует у «Аэрофлота». Первым необходимо было сделать ребрендинг для сохранения репутации. И сейчас в рекламных кампаниях они продают идеи и ощущения, а не просто билеты на самолет. Авиакомпания S7 сконцентрировалась на одном сегменте потребителей — путешественниках. На их баннерах даже нет самолетов, только места, куда можно попасть и впечатления от их посещения. А «Аэрофлот» не нуждается в таком в ярком брендинге, так как это компания с государственным капиталом и они работают и без того на максимально широкую аудиторию.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/nPVYyCsuctL9sO8ZxiFYMQ-wide.png)
Также бывает, что один и тот же товар может с одинаковым успехом покупать разная аудитория. В маркетинге известен кейс рекламы тестов на беременность.
До какого-то периода все тесты выглядели одинаково, но потом производители поняли, что девушки покупают тесты в двух случаях: в состоянии страха или в состоянии счастья и надежды. И одна американская компания сделала две разные упаковки для одинаковых тестов. Одну — простую и неброскую, максимально экономичную, с невысокой ценой. Другая упаковка была «праздничной», тест был сделан так, что его можно было вклеить в памятный альбом. И с феерической накруткой на стоимость. Это пример очень хорошего понимания своей аудитории. Продукт просто переупаковали, продемонстрировав его разные качества. В итоге продажи выросли в разы.
Как работает ценностная карта для конкретных людей
Роман Бабеев
руководитель веб-студии Aiger
Почему семь из 10 компаний не могут продать ничего полезного? Потому что они фактически обладают мышлением производителя, который больше взаимодействует с продуктом, нежели с аудиторией. Они говорят: «Вот мы делаем такой прекрасный качественный продукт, очень красивую одежду, самую чистую воду». И весь их маркетинг построен на том, какие они хорошие. Их ключевая ошибка в том, что они забыли задать себе вопрос, зачем они нужны своему клиенту.
Классическая схема продаж в России — это попытка заставить клиента купить ваш товар, убедить, уговорить. У нас даже менеджер по продажам ассоциируется с агрессивным и очень навязчивым человеком, который будет надоедать со своим предложение. И в итоге человек у него что-то покупает, что оказывается на самом деле пылесосом «Кирби», который покупателю и не был нужен.
Американская система продаж в этом плане совершенно другая. Там менеджер по продажам — эксперт в своей области, к которому хочется прийти, обратиться, потому что он лучше знает, как решить твою проблему. И он, понимая тебя, предложит такое решение проблемы, которое поможет в твоей жизненной ситуации.
Модель ценностных предложений позволяет понять, кто твоя аудитория, ее проанализировать. Всё начинается с того, что вы задаете себе вопрос: «Какие выгоды хочет получить клиент? Какие у него есть страхи от этого продукта?». Если компания уже работает на рынке какое-то время, то мы общаемся с их продажниками или с самим предпринимателем, это те люди, которые совершают ключевые продажи в малом и среднем бизнесе.
Зачастую у таких людей уже есть в голове интуитивное понимание аудитории. Когда ты сам продаешь товар, ты видишь прямую реакцию потребителя, какие из характеристик продукта ему важны, а какие нет. Проблема только в том, что эти знания витают на неосознанном уровне и не используются в принятии решений компанией во время развития.
Еще чаще ошибка в том, что компания, когда делает рекламу, вообще не использует эти знания. Получается, что менеджеры по продажам говорят одно, они общаются с аудиторией, а на билборде и на сайте написана совершенно другая тема. И в связи с этим, человек который ищет, не находит ту замечательную компанию, даже если у нее есть те самые необходимые продукты. Просто они поданы не так.
Мы занимаемся только сайтами, но наша особенность в том, что мы делаем сайты с использованием маркетинга. Если обычно клиент приходит в веб-студию, и ему говорят: «Здравствуйте, какой вам сделать сайт?», а потом просят заполнить бриф на 40 листов из 150 вопросов, то у нас совсем не так. Сначала мы общаемся с клиентом. Задаем вопросы о бизнесе, о целевой аудитории, о том, как построены продажи. Это и есть сессия по созданию ценностной карты. Исходя из задач заказчика, из потребностей его клиентов мы и представляем ему структуру сайта, как раз используя для этого модель ценностного предложения.
На опыте веб-студии «Айгер» мы проверили результативность этой модели. При правильном подходе эффективность сайтов возрастает в разы.
Материал подготовлен при поддержке