Даже самые успешные и масштабные бизнес-проекты с чего-то начинались — росли, развивались, прибегали к помощи и поддержке, в том числе использовали услуги банков. В совместном спецпроекте The Village Нижний Новгород и Промсвязьбанк записали три истории бизнесменов, которые точно знают, что такое востребованность и коммерческий успех. Рассказываем, какие инструменты они использовали на своем пути.

История первая —
о высоких технологиях


Студия Dream Laser, выросшая из идеи трех однокурсников в крупную успешную компанию, на сегодняшний день является лидером в сфере проведения лазерных и световых шоу по всей России и уверенно совершает интервенцию на мировой рынок, не забывая при этом о развитии родного города, — в апреле студия организует в Нижнем аудиовизуальный фестиваль Intervals. О философии компании и ее пути к успеху рассказывает генеральный директор Андрей Тубольцев.

Студенческий стартап

В 2005 году, будучи студентами, мы с тремя одногруппниками организовали небольшую компанию, которая предоставляла уникальные услуги, — начинали с рекламы при помощи лазерных проекций. До сих пор, кстати, такая услуга у нас есть, но это не топовая сфера нашей деятельности. Мы были ребятами из обычных семей: учились ни хорошо, ни плохо, подрабатывали кто где и очень хотели создать свой актуальный бизнес. Стартап у нас был в одиннадцать тысяч долларов. Собрать сумму помогли семьи, и эти деньги удалось отдать буквально через полгода.

Шоу-бизнес и мультимедиа

По сути, мы занимаемся техническим обеспечением шоу-бизнеса. Наша компания представляет собой нечто среднее между креативным агентством и техническим подрядчиком: мы оказываем полный спектр услуг по проведению и разработке шоу, работая исключительно в визуальной среде. Продукт, который мы создаем, — световые мультимедийные шоу. Наши клиенты — огромный арсенал людей, компаний и сообществ. Мы делали шоу для Филиппа Киркорова, Димы Билана, Ани Лорак; сотрудничаем с большим количеством госкорпораций, на различных правительственных форумах. Недавно, например, делали экономический форум с Медведевым. Работаем как технические и креативные подрядчики на крупнейших фестивалях: Sensation, AFP, Transmission.

Уникальные услуги

В России очень мало компаний, которые занимаются маппингом зданий в таком объеме, как мы. У нас есть своя студия по созданию контента, свой креативный кластер и арт-директора, также мы располагаем огромным парком оборудования. Отечественный рынок делим с тремя-четырьмя компаниями. Сейчас очень серьезно уходим в новейшие технологии, такие как трекинг, дополненная реальность, виртуальная среда. Поскольку ряд наших услуг предоставляем только мы, то с нами активно работают заказчики всего мира. С некоторых пор к клиентам из стран бывшего СНГ присоединились заказчики из ОАЭ, Катара, Бахрейна, Китая, Гонконга, Америки и Европы.


Мы постоянно используем кредиты, овердрафты, рассрочки. Наш огромный парк оборудования требует большого количества денег


Креатив в бизнесе

Мы готовим аудиовизуальный фестиваль Intervals, который будет проходить в апреле. Он посвящен медиаискусству — это нестандартный, переломный для всей России вид искусства, который мы продвигаем. Привозим художников со всего мира: из Стамбула, Токио, Берлина, Праги. Будем использовать двенадцать локаций, которые станут основой для крутых медиаинсталляций. Все их можно будет посетить абсолютно бесплатно. Также будет блок образовательной программы с интересными лекторами и спикерами и мощное клубное мероприятие. Это имиджевая история не только для нашей компании, но и для города. С площадками нам помогает администрация, но артистов мы привозим за свой счет, технический райдер обеспечиваем тоже сами. Проект для нас затратный, но мы хотим показать нижегородцам новое искусство, привлечь большое количество гостей, молодежи, интересующихся творческих людей. Мы — нижегородцы по духу, по рождению, по месту расположения компании. Для нас важно сделать город уникальным и развить здесь творческий кластер.

Кредитные средства и валютные счета

Развитие нашей компании плотно связано с использованием банковских услуг. Мы постоянно используем кредиты, овердрафты, рассрочки. Наш огромный парк оборудования требует большого количества денег. Мы договариваемся с поставщиками из Канады, Англии, Китая о рассрочках. Все позиции в нашем автопарке постоянно находятся в лизинге. Для приобретения оборудования мы, конечно, пользуемся кредитными деньгами. К сожалению, есть проблемы с оценкой остаточной стоимости того оборудования, которое мы используем, так как оно уникально и потому непонятно для российской финансовой структуры. Но я уверен, что ситуация скоро поменяется — и мы придем к европейским стандартам в этом вопросе. Ведь все современные музеи, арт- и образовательные центры оснащаются подобным оборудованием. Конечно, в бизнесе всегда есть определенные финансовые риски. Их просто нужно уметь просчитывать и предвидеть.

У компании есть валютные счета в долларах и евро, мы — активные участники внешнеэкономической деятельности. Последнее время у банков появляется большое количество уникальных депозитных предложений, которыми мы с удовольствием пользуемся, получая проценты с тех денег, которые лежат на счетах. Работая по всей стране и миру, деньги мы платим в Нижегородском регионе, и я считаю, это важно: поддерживать свой регион и финансово, и в плане развития городской среды и культуры.

История вторая —
о пространстве для души


Лофт-пространство «Чердак души» появилось как дополнительный фановый проект бизнесмена Александра Сиюкова, создавшего в свое время предприятие «СЕГА-Строй». Площадка-трансформер для проведения любых мероприятий оказалась востребованной в городе, и сегодня там проводится по несколько ивентов в день. Ее создатель размышляет о том, как проект для души может стать финансово успешным.

Выход из кризиса

В 2009 году я остался без работы в результате волны сокращений, которая прокатилась после кризиса. Тогда и появилась моя первая компания — предприятие по торговле строительными материалами «СЕГА-Строй». Развивались активно и стихийно, а к 2016 году оборот компании достиг одного миллиарда рублей. Мы сделали серьезный скачок, начав с абсолютного нуля и придя к таким внушительным результатам. В 2017 году я понял, что в этом бизнесе все отлажено, и решил открыть новый проект — «Чердак души». Это лофт, пространство-трансформер, которое подходит для проведения любых мероприятий — у нас разве что поминки не проходят. Все остальное — легко! Детские праздники, свадьбы, вечеринки, квизы, концерты, презентации, тренинги. Загрузка очень плотная: бывает, делаем до четырех мероприятий в день. За час можем полностью переделать пространство для следующего события.

Конечно, это больше фановый проект, но деньги тут тоже зарабатываются. Разумеется, не такие, как в случае с моим первым бизнесом, но финансово начинание можно назвать успешным, просто в других масштабах. Залог успеха оказался в том, что мы смогли предложить городу что-то новое. Да, у нас есть разные пространства, но мы сделали площадку-трансформер, которая действительно универсальна и может принять практически любой ивент.


Наиболее удобным инструментом для нас оказался овердрафт. Для нас важны были скорости, а с овердрафтом можно было и оперативно получить деньги, и быстро погасить задолженность


Оперативные деньги

В процессе развития компании «СЕГА-Строй» мы открывали филиалы, реализовывали крупные контракты, и конечно, приходилось прибегать к услугам банков. Наиболее удобным инструментом для нас оказался овердрафт. Для нас важны были скорости, а с овердрафтом можно было и оперативно получить деньги, и быстро погасить задолженность.

Новое направление развития моего бизнеса — отрасль IT. 15 марта мы запустили цифровую платформу для outdoor-рекламы. Это очень перспективная история с использованием высоких технологий. Через год планируем выход на мировой рынок, и тогда, конечно, понадобятся дополнительные инвестиции, но пока используем для развития внутренние ресурсы.

История третья —
о грузоперевозках


Транспортная компания ООО «ТЭК Управление транспортом» — пример успешного семейного бизнеса. Ее генеральный директор Максим Кленин вспоминает, как от ИП с двумя подержанными машинами фирма пришла к лидирующим позициям на рынке грузоперевозок.

По стопам отца

История компании началась в 1995 году, когда отец решил выкупить два подержанных КамАЗа, нанял рабочих и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В 2000 году взял в кредит рефрижератор для перевозки продукции фирмы «Велрус». Этот кредит удалось погасить уже через шесть месяцев. В том же году было принято решение взять в кредит первую иномарку — тягач Volvo FH 12 с прицепом-рефрижератором. Так парк автомашин стал наполняться собственным транспортом. Я решил помогать отцу развивать бизнес после окончания Высшей школы экономики.

Транспорт в лизинг

К 2008 году у нас было четыре машины Volvo, и появилась необходимость развивать новое направление деятельности компании — экспедирование. Для этого мы используем и собственный, и привлеченный транспорт. Перевозка грузов — одно из самых востребованных направлений в современном бизнесе: спрос на подобные услуги огромный. И успех в этой отрасли опирается, разумеется, на транспортные средства — их количество и качество. А стоимость грузового транспорта в последнее время серьезно выросла, даже на самые простые и доступные модели. К счастью, проблему высоких цен можно решить с помощью услуг лизинговых компаний. Нам не пришлось урезать свои расходы по другим статьям при выборе качественного, мощного и функционального транспорта. Наш автопарк ежегодно расширяется, пополняясь надежным транспортом фирмы Volvo.


Стоимость грузового транспорта в последнее время серьезно выросла, даже на самые простые и доступные модели. К счастью, проблему высоких цен можно решить с помощью услуг лизинговых компаний


Рост и развитие

За последние несколько лет существенно возросло число клиентов. Большинство из них являются сетевыми компаниями-ритейлерами. Х5 Retail Group — одна из крупнейших компаний современной розничной торговли, ее доля на рынке составляет более 65%. Наша фирма входит в пятерку перевозчиков грузов Х5 Retail Group.

Для расширения компании требуются большие финансовые вложения. В этом нам помогают банки-партнеры, с которыми мы сотрудничаем. Это позволяет не только расширять собственный автопарк, но и развивать собственный автомобильный сервис.

Какими услугами банка пользуются бизнесмены

Банковские инструменты, необходимые предприятию, зависят от отрасли и финансовой модели. Если для пополнения оборотных средств компания использует заемные средства, и маржа это позволяет, то она пользуется кредитами банка.

Если речь о другой модели — например о расчете с партнерами при помощи авансов — то предприятию может понадобиться услуга факторинга. При этом всех бизнесменов без исключения интересует удобный интернет-банк и зарплатные проекты.

Кто пользуется услугами банков В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

31 % занимаются оптовой и розничной торговлей;
15 % клиентов строят;
10 % работают в производстве;
5,2 % кормят людей;
3,6 % работают в сфере образования

Так распределяются самые популярные сферы бизнеса.

Сколько денег нужно предприятиям

Средняя сумма кредитного запроса в регионе, когда речь идет о среднего размера бизнесе, составляет от 50 до 100 миллионов рублей.

Клиенты, чья выручка превышает 4,5 миллиарда в год, обращаются за финансовой помощью в районе 500 миллионов рублей.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ