Энергетики — люди, которые трудятся круглосуточно, чтобы у нас в домах были свет и тепло. 22 декабря специалисты этой отрасли отмечают свой профессиональный праздник. При содействии компании En+ Group мы побывали на Иркутской ГЭС и поговорили с ее сотрудником о том, каково это — работать на режимном объекте, который так много значит для всего региона.

Иркутская гидроэлектростанция 

Справка: первая из каскада гидроэлектростанций на Ангаре и первая крупная ГЭС в Восточной Сибири

Начало ЭКСПЛУАТАЦИИ: 1956 год

Высота: 56 м

ДЛИНА ЗДАНИЯ ГЭС: 2500 м

ВЯЧЕСЛАВ ГАРИМЫКО 

заместитель начальника оперативно-эксплуатационного цеха Иркутской ГЭС компании En+ Group 

Секретные документы и тесты на алкоголь

ГЭС работает круглосуточно. Я работаю с утра и до завершения дел. Бывает, что и в семь, и в восемь, и в десять вечера ухожу с работы. Все зависит от задач и объемов: иногда у нас проходят испытания оборудования, ремонтные работы, или есть масса документов, которые нужно подготовить. У большинства инженеров на станции ненормированный рабочий день, . Это, конечно, прописано в трудовом договоре, и за это есть компенсация.

На работе нужно быть к восьми утра, без опозданий. В этом году на проходной установили датчики, которые улавливают пары алкоголя. Я в том числе отвечал за внедрение этой системы. Сейчас подобные устройства работают на большинстве крупных предприятий в России. Главная цель — не допустить на территорию человека в состоянии алкогольного опьянения, потому что здесь есть риск для его собственной безопасности и безопасности работающих с ним коллег. С момента запуска этих датчиков никто из сотрудников ГЭС не был пойман на нарушении, хотя возмущались насчет них долго. А вот с представителями сторонних подрядчиков были случаи, что их не допускали на предприятие.

Детская мечта почти исполнилась — сегодня я действительно участвую в управлении сложным объектом

Рабочий день начинаю с посещения главного щита управления. Здесь коллеги из числа сотрудников оперативного персонала несут круглосуточное дежурство. Выясняю, какие проблемы, дефекты возникли за прошедшую ночь, уточняю планы на день. Затем рабочий день перетекает в производственные совещания, работу с документацией, посещение подразделений цеха с обсуждением текущих задач, обходы и осмотры оборудования, проверку рабочих мест персонала электростанции и подрядных организаций. Половину времени я провожу в кабинете, столько же стараюсь быть на производственной площадке и рабочих местах.

За день у каждого сотрудника есть еще два 15-минутных регламентированных перерыва — утром и днем. Кто-то пьет чай, кто-то покурить выходить. У меня нет такой потребности, я или их пропускаю, или отвлекаюсь на чтение новостей.

ГЭС — это стратегически важный объект. И у меня, как у административной единицы, есть допуск к секретным документам. Поэтому я подписывал бумаги о неразглашении: ни жене, ни другу, ни коллеге рассказать ничего не могу. Но нет и особого желания и интереса с их стороны — все понимают, что это работа и насколько она значима. Конечно, не все сотрудники ГЭС подписывают такие документы, только те, кто имеет доступ к определенным сведениям о работе предприятия.

ГЭС — это стратегически важный объект. Поэтому я подписывал бумаги о неразглашении: ни жене, ни другу, ни коллеге рассказать ничего не могу

Проблемы — люблю, а вот бюрократию не очень

Больше всего в своей работе люблю непростые задачи, которые перед нами ставят. Это же настоящий вызов для инженера — решить что-то, разработать что-то технологичное. Например, в свое время перед нами была поставлена задача: внедрить для каждого гидроагрегата систему виброконтроля. Мы пошли дальше. Помимо простого контроля и выдачи информации персоналу на щит управления, мы придумали алгоритмы защиты этой системы. И наша станция была одной из первых в России, кто разработал и внедрил ее. Это была самая запоминающаяся задача, которую нам удалось решить. Работа над ней была интересной - группа инженеров на «мозговом штурме» предлагала различные решения, вносила свои предложения, корректировки.

Самое сложное для меня — это документооборот. Компания очень большая, много звеньев участвует в работе. И бывает сложно уложить все в русло единого видения. Необходимо постоянно все согласовывать, получать разрешения. Иногда, чтобы решить какую-то задачу, нужно очень долго переписываться, совещаться. На это просто уходит много времени и бумаги. Но от этого никуда не уйдешь. В то же время, я сравниваю эти процессы с работой в государственных структурах, и понимаю, что у нас еще довольно быстро все решается.

Для поддержки корпоративного духа у нас проводится довольного много мероприятий. Спортивные выезды, обучения, интеллектуальные игры, экологические акции. Я активно принимаю участие в баскетбольных матчах между подразделениями ГЭС. Это позволяет выплеснуть негатив, который может иногда накопиться на работе. Мы же все в рабочем процессе, бывает, и сорвешься на кого-то, но в основном всё на игровом поле оставляем, чтобы в коллективе был рабочий настрой. Для многих из нас это не только работа, это еще и дружба, и общение. Мы знаем друг о друге не только то, что касается работы, но и о каких-то личных событиях. У нас небольшой и дружный коллектив, мы очень давно все вместе работаем.

Больше всего в своей работе люблю непростые задачи, которые перед нами ставят. Это же настоящий вызов для инженера — решить что-то, разработать что-то технологичное

О мечте

В раннем детстве я мечтал быть машинистом поезда. Если так подумать, то мечта почти исполнилась — сегодня я действительно участвую в управлении большим и сложным объектом. На Иркутской ГЭС первый раз побывал в 2007 году на экскурсии, впервые увидел большую часть оборудование и понял, что быть энергетиком – ответственная работа, на которой нужно постоянно себя совершенствовать, повышать квалификацию, принимать решения. Тогда еще раз подтвердил для себя, что профессию выбрал верно .

Я окончил политехнический институт в Иркутске. Еще студентом на практику устроился на Усть-Илимскую ТЭЦ. Там и заложились основные понятия о работе в энергетике, знания и навыки, которые нужно иметь непосредственно на производстве. Познакомился с людьми, которые там работают, с настоящими профессионалами. А в 2011 году, после окончания института, меня направили на Братскую ГЭС. Начинал электромонтером в цехе релейной защиты и автоматики, но довольно быстро руководство доверило мне стать инженером группы релейной защиты машинного зала, и я занимался эксплуатацией, обслуживанием и модернизацией устройств релейной защиты генераторов и трансформаторов главной схемы электростанции (они отвечают за защиту электрооборудования от повреждений и коротких замыканий и за своевременную передачу сигнала о неисправности оборудования для предотвращения аварии). На Братской ГЭС была самая настоящая школа производства, львиная доля моих профессиональных качеств и знаний была заложена специалистами и руководителями этой легендарной электростанции.

Сейчас занимаю уже административную должность — заместитель начальника цеха. И обслуживание устройств релейной защиты — лишь одно из направлений, которым мы занимаемся. Мне приходится, в том числе, налаживать процессы между разными подразделениями, разрабатывать и внедрять новые решения и, конечно, вести документооборот, разрабатывать распорядительную и техническую документацию.

В энергетике работают только профессионалы

«А когда плотину смоет?» — этот вопрос задает каждый, кто приходит к нам на экскурсию. И я отвечу — никогда. Вся наша работа заключается в том, чтобы плотина стояла и помогала вырабатывать электроэнергию. Мы каждый день следим за всеми процессами, разрабатываем новые решения, организуем и ведем эксплуатационные и ремонтные работы, устраняем дефекты. Даже сейчас реализуем большой проект по замене гидроагрегатов на станции. К 2023 году на ГЭС будут работать четыре новых и более мощных гидроагрегата.

Энергетик не обязательно должен работать на станции, он может быть проектировщиком, монтажником, наладчиком, который вводит оборудование в эксплуатацию, может работать в министерстве энергетики, заниматься разработкой документов и законов. Есть еще энергетики в различных отраслях промышленности, транспорта, социально-бытовом секторе. Они занимаются обеспечением работоспособности систем электроснабжения — взять любой торговый центр, там же есть отдел энергетики, который отвечает как раз за это.

Инженер — это тот, кто может из ничего при минимальных затратах и усилиях сделать что-то полезное за максимально короткое время. За эту вариативность, возможность проявить живость ума и гибкость, быстроту принятия решений люблю свою работу и уважаю свой коллектив. Считаю, что наша профессия — одна из самых ответственных среди всех отраслей экономики.

«А когда плотину смоет?». Я отвечу — никогда. Вся наша работа заключается в том, чтобы плотина стояла и давала электричество и тепло

Энергетик не обязательно должен работать на станции, он может быть проектировщиком, монтажником, наладчиком, может работать в министерстве энергетики, заниматься разработкой документов и законов


В Иркутской области все основные энергетические предприятия входят в компанию En+ Group — это 3 ГЭС и 9 ТЭЦ, тепловые сети общей протяженностью 1 715 км, сбытовая компания, обслуживающая более 2 млн потребителей электроэнергии. В общей сложности здесь трудятся более 20 000 человек. И во многом благодаря этим людям энергетическая безопасность региона — на высоте, а в каждом доме есть тепло и свет.

материал подготовлен при поддержке