Заказать аниматора на детский праздник стало совсем привычным делом вне зависимости от того, празднуете вы дома или в кафе. Тем не менее мало кто задумывается, насколько сложна такая работа, сколько образов в день приходится сменить и как при этом продолжать любить свое дело. The Village Нижний Новгород вместе с профессионалами в вопросах детских праздников «MOLOKO. ПЕКАРНЯ» пообщались с одним из основателей аниматорского агентства «Насявки Кучей» Павлом Широковым о современных тенденциях в организации детских праздников.

Умение общаться с детьми

У меня есть два высших образования, никак не связанных с делом всей моей жизни. Я зооинженер и экономист, точнее бухгалтер-аудитор, но человек творческий, поэтому после учебы я отправился в театральное училище. Сначала в моей жизни появился театр визуального искусства — там преимущественно занимались цирковой пантомимой, и уже оттуда я отправился в театральное училище как кукольник. Так вышло, что с детьми был связан всегда. Начиналось все в конце 90-х, когда чувствовался такой переломный момент в развлекательной сфере: появлялись первые частные торговые центры, а значит были официальные открытия этих центров, куда приглашали различных артистов, в том числе и шоу для детей. Много было таких заказов у нас как у Театра визуального искусства Садовникова. Мы тогда базировались под эгидой ДК «Молодежный» на Автозаводе как самодеятельность, из которой все потихоньку и вырастало.

В определении для себя аниматорства как главной профессиональной деятельности большую роль сыграло не театральное начало, а все же умение общаться с детьми. В детстве я жил достаточно далеко от школы, и в нашем доме было не так много сверстников, зато много малышей вокруг. И я как-то всегда их вокруг себя объединял, придумывал всякие игры. Позже огромный багаж знаний принесли поездки в лагеря пионерского актива: игры, «Зарницы», песни у костра — все это вдохновляло.

Перемены в индустрии

Время, конечно, немного меняет образ работы на праздниках. Бывает, приходишь, а дети неразлучны с гаджетами — и от этого все меньше умеют общаться друг с другом. Трех- и четырехлетние дети сидят каждый со своим телефоном. Родители сами по себе отдыхают — главное, дети не шумят, не балуются, и хорошо. В последнее время стал замечать, что родители приглашают аниматора, чтобы от детей отдохнуть: «Мы готовы заплатить, сдать детей. Нам только не мешайте». Раньше этого меньше было, но и сейчас есть родители, максимально вовлеченные и в подготовку программы, и в участие в ней.

Вообще клиентов в моей жизни много самых разных. У меня, наверное, за двадцать лет работы были уже десятки тысяч заказов. Однажды вот пришлось на празднике сражаться на шпагах с настоящим английским лордом. Это было в начале двухтысячных на празднике, который организовывала Наталья Водянова для своего дедушки. Она тогда приезжала с первым сыном Лукасом и мужем лордом Джастином.

Мы с детьми собрали букет из шариков и подошли подарить его Наталье, я тогда был в образе Карлсона, с пузом и пропеллером, и в программе одной из игр была драка на шпагах. Так вот, лорд, немного навеселе со своим другом, возмутился, что я дарю букет его жене, и у нас вышла дуэль на этих самых шпагах.


Мы часто работаем в сфере благотворительности с ребятами разного типа, в том числе с ДЦП и со слабослышащими. Здесь нет какого-то конкретного сценария или специальных умений, все очень индивидуально


За столько лет случалось работать с разными детьми. Вплоть до того, что приходилось сутки проводить время с ребятами, которые вообще не говорят по-русски. Нередко бывает, что у клиентов приезжают деловые партнеры из других стран с семьями, они оставляют на аниматора детей и занимаются своими делами. Здесь все чисто на интуиции, на играх особых, на жестах. Тут очень помогают умения классической пантомимы, которая у меня была еще на театральных курсах.

Кроме того, мы часто работаем в сфере благотворительности с ребятами разного типа, в том числе с ДЦП и со слабослышащими. Здесь нет какого-то конкретного сценария или специальных умений, все очень индивидуально. Каждый раз наблюдаешь, внимательно ищешь по действиям, по взгляду даже, что им интересно сейчас, насколько физически есть возможность повеселиться.

Старая школа

В плане физического контакта, мы, наверное, единственные в городе, кто позволяет себе напрямую взаимодействовать с детьми. Мы их крутим-вертим, таскаем, катаем на себе. Детям всегда это нравится. Иногда ведь ребята недополучают подобного контакта от своих отцов, которые часто на работе или устали после нее. Тут важно, что у нас достаточно большая спортивная подготовка еще с театрального училища: основы акробатических элементов. Плюс я вел раньше занятия по детской акробатике, знаю, как сделать все максимально безопасно, но так, чтобы у детей дух захватывало. Это в моем понимании и есть старая школа.

Большинство аниматоров сейчас делают такой конвейер с заготовленными шоу: просто согласовывают: «Делаем то-то и то-то». Мне такое не по душе.


Есть два периода, когда ты загружен так, что приходится своих детей оставлять недели на две на бабушек — это Новый год и выпускные


Сложности тоже есть. По сути дела, я так давно в аниматорстве, что уже несколько поколений родителей выросло на наших праздниках, и дети моих детей и их ровесники сейчас основной потребитель. Всегда нужно придумывать что-то новое: новых персонажей, сюжеты, игры. Есть два периода, когда ты загружен так, что приходится своих детей оставлять недели на две на бабушек — это Новый год и выпускные. И так как многие клиенты из года в год стараются тебя удержать, то в конце какого-нибудь мероприятия говорят: «Вы помните, да? Вы у нас в Новый год…» И это значит, что нужно все полностью перестраивать, совершать мозговой штурм. Жена подключается, что-то по моим задумкам шьет, режет, клеит, очень часто на мои идеи отвечает: «Ну, и как я, по-твоему, это сделаю?» Но все равно что-то каждый раз придумывает, я ей очень благодарен.

Различных забавных историй в работе аниматора масса: от по-настоящему сложных казусов до небольших неловких ситуаций. Например, однажды мальчик на празднике очень серьезно представился Михаилом Сергеевичем. Я ничего такого и не подумал, бывает, детишки принимают специально более серьезный образ, учат, как правильно произносить свое имя и отчество. Но я вижу, папа с мамой как-то странно друг на друга поглядывают, а потом говорят Михаилу Сергеевичу: «Тебя же Андрей зовут!» Так и не решили родители, откуда такой образ у ребенка.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ