Компания ИКЕА всегда проявляет живой интерес к современной моде и культуре и старается создавать коллекции, которые отражают самые последнии тенденции и тренды. Именно так на свет появилась и лимитированная коллекция СПЭНСТ, созданная совместно с дизайнером одежды и креативным директором бренда Stampd Крисом Стэмпом из Лос-Анджелеса. Она стала одой индивидуальному стилю и его составляющим, будь то скейтборд, свитшот или пара обуви. Для того, чтобы разобраться в том, что такое стритстайл, ИКЕА обращается к самым ярким представителям уличной культуры в России.

В рамках совместного проекта ИКЕА и The Village Нижний Новгород мы провели день с нижегородскими «уличными иллюстраторами» Максимом Труловым и Ксюшей Ласточкой и поговорили про их совместное творчество, отношение к уличной культуре, нелегальные росписи и про то, как может зарабатывать современный художник.

О городах

Трулов: Рисунки — наша основная деятельность. Я иногда шучу, что мы «уличные иллюстраторы», потому что есть коммерческие штуки, когда ты иллюстрируешь или рисуешь на заказ, а есть вещи, которые делаешь на улице для себя. И в совокупности получается, что ты уличный иллюстратор.

Ласточка: Я родом из Питера, Сережа (настоящее имя Максима Трулова. — Прим. ред.) — из Нижнего. Мы живем на два города: летом в Нижнем, а зимой в Питере.

Трулов: У нас нет какой-то постоянной работы или учебы, которая заставляла бы нас долго находиться в одном городе. Вот недавно две недели жили в Москве (выполняли работу для проекта «Место») и очень устали, потому что жили не дома, как обычно в Нижнем или Петербурге, а по хостелам и знакомым.

Большую часть своих работ мы делаем в Нижнем — в Питере концепт города другой, там сложно что-то внедрить и нарисовать на улице. В контексте архитектуры города размещать свои рисунки иногда кажется вандализмом — хочется действовать осторожнее.


Намного круче выходит, когда не заказчик давит своим мнением,  а когда ты сам можешь что-то предложить. Это намного выгоднее для обеих сторон


Про учебу и работу

Ласточка: Я всю жизнь увлекалась рисованием — училась в институте на аниматора, рисовала мультфильмы. Проучилась почти пять лет и бросила. Поняла, что больше не могу — не выношу, что меня все гнобят. Со мной учились люди с художественным образованием, вот они-то и были в приоритете — мне постоянно говорили, что я не очень рисую, не круто, неправильно. В итоге я впала в жуткую депрессию, перестала рисовать на много лет, но потом мы встретились с Серегой — и все, понеслось.

Трулов: Я учился в водной академии, но всегда зарабатывал по большей части рисунками, хотя была разная работа, даже успел журналистикой позаниматься. В основном держался на коммерческих заказах — правда, раньше было не так интересно: я делал то, что редко нравилось самому. Со временем, конечно, растет понимание заказчиков. Недавно мы делали проект в «Меге» — оформляли шоурум на фестивале «300 спорттанцев», и очень круто, что они взяли за основу наши идеи, не лоббировали свое.

Ласточка: Намного круче выходит, когда не заказчик давит своим мнением, мол, хочу поляну с груздями, а когда ты сам можешь что-то предложить. Это намного выгоднее для обеих сторон.

Про FUTURO

Ласточка: Когда мы жили полгода в Питере, рисовали всю зиму всякие свои штуки, а потом подумали, что их скопилось слишком много — и надо это все где-то выставить. В итоге решили, что привезем работы в Нижний и тут что-нибудь придумаем. Потом все получилось совершенно спонтанно: мы пришли в FUTURO — никто тут нас не знал и сами мы тоже никого не знали, разговорились с Майей (Ковальски, арт-директор галереи. — Прим. ред.) и сказали, что хотим разместить свои работы. Сначала они оказались на первом этаже FUTURO Store, а месяц назад Майя обратилась к нам с предложением расписать стену, и мы организовали выставку на втором этаже.

Трулов: Тут само пространство, сами стены имеют ценность. На их фоне достаточно сложно что-то сделать. Это как на улице — далеко не каждая стенка подойдет под твою работу. Получается, что здесь у тебя такой своеобразный, очень фактурный холст, который и сам по себе красиво выглядит. И тебе надо что-то привнести ценное, что будет хорошо на нем смотреться.

Ласточка: Зимой в FUTURO будет проходить наша большая выставка, и мы как раз сейчас ее продумываем — с этим пространством надо будет хорошо поработать. Еще осенью мы отправляемся на ярмарку современного искусства Cosmoscow — не будем заранее загадывать, но вроде бы наше участие одобрили, поэтому надеемся, что все получится.

Про уличную культуру

Ласточка: Когда художнику Никите Номерзу на церемонии «Топ-50» ИКЕА подарила скейтборд, я его у Никиты украла и научилась кататься, но Сережа мне запретил покупать свой, потому что он почти сломал себе ногу за этим занятием и теперь боится за меня. В любом случае, даже если мы сами не катаемся, то нам все равно культура близка, и мы ее отражаем в своих работах.

Трулов: Раньше вокруг магазина KINK Store была тусовка, команда рисовальщиков и команда скейтеров, в которой были топовые скейтеры Нижнего: Костя Логинов, Максим Токарев, Вова Ипполитов, ну и мы с Ваньком (уличным художником Иваном Серым. — Прим. ред.) граффити занимались. Делали вместе разные проекты, тусили, устраивали найтрайды одни из первых — это когда куча скейтеров собирается ночью и катается по всей верхней части, от точки к точке.

О проекте «Место» и хулиганстве

Трулов: С Никитой Номерзом мы знакомы с института — раньше я больше рисовал с Иваном Серым, а Никита с Артемом Филатовым. И два на два мы постоянно делали стенки — они рисовали шрифты, а мы персонажей. Мы активно участвуем в фестивале уличного искусства «Место», который проходит сейчас в Нижнем, — и как художники, и как кураторы. Ритм бешеный: приезжают художники, ты отправляешься с ними на объект, помогаешь, носишься со всеми часов до трех ночи. Потом едешь домой, там спишь немножечко, а утром, через несколько часов, должен опять еще что-то скоординировать.

Ласточка: Сейчас мы поделали бы что-нибудь, похулиганили, но во время чемпионата мира вокруг было очень много товарищей полицейских. Я, например, свою стенку для фестиваля «Место» делала нелегально: рисунок не был согласован с администрацией. Было крайне некомфортно, потому что работу заканчивали как раз под массовый приезд копов и можно было легко влететь. Зато теперь работа радует горожан, я регулярно вижу в инстике, как возле нее все фоткаются.

О совместной работе

Трулов: Забавно, что наши стили до знакомства почти не отличались — они на самом деле очень похожи. Ну, только у меня чуть подетальней, наверное.

Ласточка: Когда мы работаем над одним проектом, то делим задачи: например, сейчас готовимся к выставке в Москве, и Сережа будет делать фон, потому что он любит скрупулезно работать над деталями, а я буду рисовать персонажей. И все это сойдется воедино. Когда мы рисуем стикеры, я говорю: «Рисуй пять своих, а я сделаю пять своих, в одной и той же тематике», — и смотрится в итоге все гармонично. Вот такой у нас симбиоз.

Материал подготовлен при поддержке: