Русскому авангарду уже больше 100 лет, но своей актуальности
он не теряет. Вместе с брендом Lipton Ice Tea, который недавно
представил лимитированную коллекцию банок с супрематическим, кубофутуристическим и абстрактным дизайнами, поговорили
с художницей Лией Сафиной и основателем марки Heart of Moscow
Александром Эльзессером про любовь к авангарду и его влияние на их
творчество и повседневную жизнь.

Александр Эльзессер

основатель марки Heart of Moscow

В детстве я часто бывал
в Третьяковской галерее
на Крымском Валу, там работала экскурсоводом моя мама. Думаю, любовь к искусству в целом
и к русскому авангарду в частности
у меня появилась именно в те годы.

Выделить кого-то одного из художников мне крайне сложно, тем более авангард — междисциплинарное явление. Первым на ум приходит имя Александра Родченко, который привнес столько нового и в дизайн,
и в фотографию. Мне также всегда нравились Илья Чашник, Любовь Попова, Варвара Степанова. Казимир Малевич и Василий Кандинский стоят особняком — как генералы, возглавившие армию нового искусства.
Еще я всегда восторгался коллажами Густава Клуциса, архитектурными фантазиями Якова Чернихова, многогранностью Эль Лисицкого
и бескрайним воображением Владимира Татлина.


Хотя русскому авангарду уже больше века, своих позиций он не теряет. Думаю, дело в опережении времени, новаторстве, которое сделало этот стиль актуальным на десятилетия вперед. Уход от избыточности
и классических традиций в сторону простых форм, математической логики и минимализма помогли
ему совершить прорыв и повлиять не только на искусство, но и на быт, на отношение людей к вещам
и укладу жизни.

Русские авангардисты оказали влияние на параллельно развивающиеся
на Западе схожие художественные течения — немецкий баухаус
или голландский «Де Стейл». Это тот вклад нашей страны в мировую визуальную культуру, которым можно гордиться. Не зря такое большое внимание ему было уделено на открытии зимней Олимпиады в Сочи.

В Heart of Moscow мы сразу обозначили для себя русский авангард среди приоритетных направлений. Одна из наших любимых коллекций значков — авангардистская коллаборация с Третьяковской галереей, за которой последовала серия в сотрудничестве с Русским музеем. А в новой серии, выпущенной к 95-летию футбольного клуба «Торпедо Москва», мы отразили эстетику русского авангарда, в частности использовали шрифты 20-х годов прошлого века.

Лия Сафина

художница,
работы выставляются
на Cosmoscow 2019

Яркий образ из раннего детства — люстра в папиной мастерской
с красной геометрической росписью, похожей на супрематические композиции Малевича. Обожала
ее разглядывать. Наверное, тогда
я и открыла для себя авангард.

Все направления авангарда связывает общая, привлекающая людей черта — обманчивая простота. 

Про такие произведения всегда думаешь: «Сейчас тоже сотворю!» — но не тут-то было. Сделать не заумно, а по-настоящему хорошо оказывается совсем непросто.


Сам по себе авангард — это очень широкое понятие, с множеством ответвлений.
В нем есть из чего выбрать и что изучать.
Мне ближе всего абстракционизм: он как
бы предоставляет тебе больше свободы.
В этом направлении я и работаю.

Сейчас я чувствую усталость от серьезного искусства и замысловатых концепций, мне ближе что-то более наивное вроде творчества Шагала.
Меня не слишком интересуют материальные вещи и их накопление,
так что ключевой для авангарда принцип беспредметности точно влияет
на мою повседневную жизнь.

Интеграция искусства в быт — то, к чему стремились авангардисты в начале прошлого века, — это здорово. Искусство есть во всем, что нас окружает,
и проекты, подобные тому, что делает Lipton Ice Tea, помогают обратить
на это внимание, заметить и оценить то, что еще никто не успел назвать искусством.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ