Кроссовками с костюмом или трениками с каблуками уже никого не удивить — спортивные вещи вошли в повседневные и вечерние гардеробы. Взгляд не останавливается даже на коротком спортивном бра на помпезной вечеринке: хочется чего-то нового, свежего. Этим чем-то стала футбольная форма, которая из экипировки игроков и атрибутики фанатов превратилась в новый стритстайл-тренд. Перед Кубком конфедераций мы вместе с adidas попросили трех героев примерить форму сборной России и рассказать, откуда растут ноги у этого тренда.

Игорь Компаниецшеф-редактор SNC Magazine

Я начал увлекаться «мячиком» (так мы называли футболян) в конце 1990-х. Наше околофутбольное сообщество многое тогда заимствовало у английских фэнов. Белые кроссовки, синие прямые джинсы, клетчатая рубашка навыпуск, любовь к характерным видам досуга типа паб-движухи. Мы были меломанами — обязательный момент. Еженедельная инспекция «Горбушки», коллекционирование, концерты. Кому-то нравились oi!, ска и хардкор, я больше интересовался ранним панком, мэдчестер-саундом.

Законодателями фанатской моды были, конечно, москвичи: то, что напяливали на себя в столице, вся фан-общественность страны начинала носить через год-другой. Но московская футбольная мода тоже была копией, эдакий эрзац Британии. Может, в Англии все эти атрибуты смотрелись уместно, но для нас они были чем-то вроде игры.

Со временем я стал отходить от этого — моему здоровью не единожды нанесли тяжелые удары. Плюс я постепенно начал понимать смысл слова «ответственность» — перед родителями, перед близкими, перед собой. Уход из актива фан-сообщества дался мне очень непросто, ведь это был мой основной и даже единственный круг общения: все мои лучшие друзья из футбольной тусовки, а не из института, например.

Законодателями фанатской моды были москвичи. Но это тоже было копией, эдакий эрзац Британии. Законодателями фанатской моды были москвичи. Но это тоже было копией, эдакий эрзац Британии. Законодателями фанатской моды были москвичи. Но это тоже было копией, эдакий эрзац Британии.

Раньше у нас была скрытая система кодов — мы видели друг друга издалека и не реагировали на остальных, они нам были по барабану. Топовое футбольное фанатье оставалось, по-моему, единственной закрытой субкультурой на тот момент. А теперь эти коды используют простые модники: в наш любимый постмодерн вполне вписалась и футбольная эстетика, и постфутбольная даже. Гоша Рубчинский приложил к этому руку, конечно. Сейчас каждый третий фэшиониста на Неделях моды ходит в футбольных шарфах, майках стилизованных. Большая часть людей относится к этому просто как к хайпу, но небольшой процент врубаются, копают глубже. Работают, так сказать, с архивами. И поэтому действительно интересно сочетают постфутбольные вещи.

Маша Миногаровамодель и телеведущая

Я далекий от футбола человек. У меня есть всего один свитер какой-то миланской команды. Но легко могу себя представить в гетрах, шортах. Отсылки к футбольной форме выглядят органично, особенно в России.

Я и так практически всегда в кроссовках — неважно, вечерний это выход или повседневный. Мода нас вернула в 2000 год. Как-то я нашла у себя журнал Cool и подумала: «Господи, как они носят эти кроссовки с короткими штанами клешеными, какой кошмар». Сейчас понимаю, что с удовольствием оделась бы так сегодня. Поиски новых форм всегда приводят к тому, что уже было. Марки Vetements, Balenciaga показывают сейчас на парижском подиуме уже даже не отсылки, а буквально то, в чем ходили десять лет назад в Ростове.

В олимпийке, кепке и похожих на бутсы кроссовках можно пойти куда угодно. Разве что кроме Большого театра, если ты не Рената Литвинова. В то же время нужно понимать разницу между стилизацией и спортом. Я вряд ли пойду куда-то в тренировочных лосинах с прозрачными вставками. Мне нравится, что футбольная одежда сейчас выходит на улицы. Я вспоминаю свой восьмой класс — тогда был в моде бокс, и я носила в городе боксерские ботинки на шнуровке, в которых люди вообще-то на ринг выходили.

Будьте осторожны: вам в символике «Спартака» могут не обрадоваться болельщики ЦСКА. Будьте осторожны: вам в символике «Спартака» могут не обрадоваться болельщики ЦСКА. Будьте осторожны: вам в символике «Спартака» могут не обрадоваться болельщики ЦСКА.

Если не знаете, как носить футбольные вещи, начните с малого: дождитесь зимы и купите шарф. Только будьте осторожны: вам, красиво завернутым в символику «Спартака», вполне могут не обрадоваться болельщики ЦСКА. Более безопасный вариант — кроссовки, если у вас еще каким-то чудом их нет. Хотя, конечно, это все не так уж и страшно. Какая, в конце концов, разница, что у вас написано на майке — «I love New York» или «Милан — Мадрид».

Богдан Гайсуличный футболист, амбассадор Adidas

Футбольная символика входит в моду. Людей в форме вполне можно встретить на какой-нибудь тусовке. Многие стали носить ее как повседневную одежду. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3, но футбольные шиповки, джинсы и рубашка — это тоже круто. Мода меняется, профессиональная атрибутика становится развлечением для людей, которые далеки от спорта. Некоторые спортсмены считают, что это не совсем нормально, но я не в их числе.

Конечно, есть определенная атрибутика, которая выделяет любителей футбола. Кто-то любит олдскул 1990-х — носят те же футбольные шарфы, белые кроссовки. Фанаты любят одежду C.P. Company или Stone Island, например, — это из самых известных брендов. Но мода рушит все стереотипы. Тот же adidas стал выпускать уличные футбольные кроссовки, в которых можно ходить весь день, а потом играть в них же, не переобуваясь. Вообще, носите все, что можете себе позволить.

Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3. Была бы моя воля, я бы каждого одел в Y-3.

Благодарим за помощь в организации съемок ВДНХ, Центр информационных технологий «Умный город», Музей русского импрессионизма, Dominion Tower, а также магазины SV Moscow и Brandshop.

Материал подготовлен при поддержке