Знает ли сегодняшний любитель хип-хопа, как все начиналось? Как, например, бибои танцевали на Арбате и их прессовала милиция, как боксеры упражнялись на рэперах в мастерстве и какие фильмы смотрели в конце 80-х и начале 90-х? Для совместного проекта с Reebok мы поговорили с теми, кто стоял у истоков хип-хопа, и все узнали.

Баскет
граффити-художник
DJ Винилкин
Таня Горелик
хип-хоп-деятель, участница Wild Baby Crew
Матрас
брейк-данс, Da Boogie Crew, театр Alterum
Баскет
граффити-художник

Я познакомился с хип-хопом во времена первой волны, в середине 80-х. Началось все с брейкинга, первым в Союз пришел он — в школах танцевали, подражали парням из американских фильмов. Я мог прийти из школы и, не снимая формы, тренироваться, тренировался как сумасшедший. Потом сильно травмировал сухожилия руки, занимаясь резьбой по дереву. Так как танцевал я нижний брейк, в котором нагрузка идет на руки, пришлось завязать. Тогда я начал уделять внимание граффити.

Краска стоила рубль девяносто пять, но денег ни у кого не было, достать где-то пять банок на один рисунок было невозможно. Да и цветовая гамма была скудной. Я начал ездить за красками в Ригу, там был завод по производству. Я даже придумал, как смешивать краску в баллончиках, это облегчило жизнь. Самый мощный и известный граффити-спот в Москве был на ВДНХ за павильоном «Москва». Стена там была первым легальным местом, где можно было спокойно разложиться и рисовать. Но рисунки долго не держались. Люди рисовали, фоткали, а через неделю были уже другие работы. В остальном рисовали вдоль железных дорог.

Первые деньги на граффити я заработал, рисуя для группы «Пикник». 250 рублей, тогда это были две зарплаты

Как ни странно, с властями проблем у меня не было, хип-хоп в России сперва не был политизированным или протестным, это был способ самовыражения. В каждом городе были комитеты по делам молодежи, которым выделялись бюджеты, они нас поддерживали, организовывали фестивали, оплачивали гостиницы, дорогу и суточные. Конечно, меня пару раз ловили, и в «аквариуме» я сидел. Но в целом все было нормально. Первые деньги на граффити я заработал, рисуя для группы «Пикник». Получил 250 рублей, тогда это были две зарплаты. Уже после распада СССР Влад Валов открыл хип-хоп-центр, который я разрисовывал, тогда же пошли и первые стабильные заказы. Но я еще до этого ездил на гастроли в составе Bad Balance, мы делали шоу с брейкингом, рэпом и граффити, чтобы полностью представлять хип-хоп-культуру. После этих концертов города начинали жить другой жизнью.

Фестивали и конкурсы давали большой толчок развитию культуры. Одним из таких мероприятий был фестиваль Nescafe. Это был дурдом, мы рисовали граффити в минус 20. Но проводить конкурс начали довольно рано, еще, кажется, в конце 90-х, и он реально толкнул граффити в массы. Возможность порисовать появилась у ребят, которые раньше только скетчи в тетрадках делали. Еще запомнилось мероприятие «Крутись по-нашему» — ужасное название, но это был своего рода тур по провинциальным городам. На выходные в Курган или Волгоград приезжала группа диджеев, брейкеров и граффитчиков — и город переворачивался с ног на голову.

Другие герои

DJ Винилкин
Таня Горелик
хип-хоп-деятель, участница Wild Baby Crew
Матрас
брейк-данс, Da Boogie Crew, театр Alterum
Dj Винилкин

Мое знакомство с хип-хопом началось в 90-х. В Россию начали просачиваться Cypress Hill, Beastie Boys. К 1996 году я увлекся диджеингом, вертушки привезли на самолете из Англии. Винил в то время достать было невозможно. Коллекция в 100–200 пластинок считалась внушительной (сейчас у меня больше 3 тысяч). Мои первые пластинки мне выдали на Polygram. Тогда начался подъем электронной музыки, везде играли хаус и техно, но мне не хотелось играть то, что играют все. К тому же я считал, что под хип-хоп можно танцевать не хуже.

Хип-хоп-диджеи в России, конечно, были и до нас, но мы первые начали продвигать эту тему на танцевальных вечеринках. Мы играли по вторникам в «Пропаганде», и люди поначалу совсем не понимали, что делать под эту музыку. Бюджетов не было, возможности везти диджеев тоже. Сами покупали и ставили пластинки. На наши вечеринки всегда ходили All the Most и Da Boogie Crew. В зале образовывался круг, бибои показывали скиллы, охранников это очень пугало. Вскоре к нам стали приходить фанаты, граффитчики, которые разрисовывали туалеты тегами. Несмотря на то что вечеринка была коммерчески удачная, боссы «Пропаганды» решили, что это не их история, и перестали с нами сотрудничать.

Охранников очень пугало, когда бибои показывали скиллы

Появился «Культ», в котором мы делали тусовки по пятницам и субботам. Потом и «Солянка» открылась — наш любимый клуб, играли там больше двух лет. Наши вечеринки сильно отличалась от других тусовок в «Солянке», у нас была своя аудитория. К нам ходили в основном экстремалы, скейтеры, сноубордисты. Была еще когда-то «База 14» — первое интернет-кафе с диджеями в городе, вся культурная Москва там впитывала новую музыку. В «Симачеве» мы тоже в начале 2000-х много играли, совместно привозили артистов, делали вечеринки. Мы всегда пытались людей с улицы привести в клубы, чтобы разрозненные тусовки могли общаться, обсуждать новые вещи. Время от времени возникали проблемы. Как-то на вечеринке в «Пропаганде» толпа гопников, зная, что там идет наша тусовка, пыталась пробиться в клуб, охрана еле сдержала двери. В «Солянке» тоже бывали случаи. Ребята вроде граффитчики, карманы забиты маркерами, все из одной культуры, но и такие бывали столкновения…

Если в «Пропаганде» это были непонятные ребята с улицы, то в «Солянке» — люди изнутри. Они часто туда ходили, модно одевались, а еще у них с собой иногда бывало холодное оружие. Сейчас это звучит смешно, а тогда было стремно. Не совсем было ясно, как можно слушать эту музыку, быть в этой тусовке и так себя вести.

Другие герои

Баскет
граффити-художник
Таня Горелик
хип-хоп-деятель, участница Wild Baby Crew
Матрас
брейк-данс, Da Boogie Crew, театр Alterum
Таня Горелик
хип-хоп-деятель,
участница Wild Baby Crew

Мне с рождения нравились ломаные ритмы, жирные биты. Мама рассказывала, что я танцевала в коляске, когда слышала, как ложкой бьют по фарфоровой чашке. Рэп я начала слушать классе в шестом, примерно в 1995 году. Мы с подругой убегали с уроков на тусовки в «Мегадэнс» и «Моби Дик». Примерно в 1997-м я впервые увидела, как B. People и Da Boogie Crew зажигают брейк-данс на Арбате. Там мы познакомились с ребятами — Мотей и Майклом из B. People — и напросились в их танцевальную школу. Занятия проходили в советском ДК на Преображенской площади. Позже мы организовали свою команду из девочек, которые там занимались, — Wild Baby Crew. Информации особо не было. Мы смотрели фильмы вроде «Бит-стрита» и клипы западных артистов. Потом в Москву начали приезжать такие группы, как Run DMC, The Roots, De La Soul. На фестивали все чаще стали приглашать танцоров из других стран, это вдохновляло.

Достать классные вещи для тренировок и выступлений было целым квестом. Все передавали друг другу тайные явки: на склады (где можно было купить дешевле, чем в магазине), на магазины или точки, куда привозили клевые кроссы разбирающиеся продавцы и делали скидку для своих. Одним таким местом был магазин-склад во Владыкине, на территории какой-то полузабытой промзоны. Когда мы стали более-менее узнаваемым коллективом, у нас появились спонсоры.

Достать классные кроссовки было почти невозможно. Приходилось ездить в полузабытую промзону во Владыкине

В какой-то момент нас начали приглашать на фестивали, писали о нас в подростковых изданиях, звали в передачи вроде «До 16 и старше...», Fresh (на съемки которой мы летали в Ханты-Мансийск). Там я познакомилась с DJ 108, мы друг другу понравились, стали встречаться. Он переехал в Москву работать саунд-продюсером у «Bad B. Альянса». Благодаря этому мы довольно плотно познакомились со всей этой тусовкой вроде Шеффа, Децла, Жорика (если кто-то его еще помнит).

Когда мы только начинали, хип-хоп был камерной тусовкой, но позже нами заинтересовались бренды, мы начали зарабатывать. Одно время мы работали с Pepsi, ездили по московским школам и учили детей танцевать брейк-данс. Появились контракты с марками одежды, возможности для выезда на зарубежные мероприятия, например Battle of the Year в Германии (престижный чемпионат по брейк-дансу. — Прим. ред.). Первая поездка в США с ребятами из группы All the Most, пожили там месяц, посмотрели на все классные тусовки, как другие танцуют, тренируются, живут хип-хоп культурой.

Другие герои

Баскет
граффити-художник
DJ Винилкин
Матрас
брейк-данс, Da Boogie Crew, театр Alterum
Матрас
брейк-данс, Da Boogie Crew, театр Alterum

Я пришел в хип-хоп в 1985 году, мне было 11. В 80-е мои родители работали за границей, тогда мы купили первый видеомагнитофон. Мой двоюродный брат привез кассету с фильмами «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2». Это произвело на меня огромное впечатление. Но учиться танцам было негде. Мы по сто раз ходили на фильм «Курьер» Шахназарова, в котором был маленький кусок брейк-данса — пытались его воспроизвести.

В 80-х государство относилось к хип-хопу настороженно, но шла перестройка, страна менялась. Впрочем, даже в 90-х мы все равно сталкивались на Арбате с недовольством. Все зависело от настроения стражей порядка, если хорошее — можно танцевать, плохое — нельзя. Был один майор, который нас настолько ненавидел, что пинал наш магнитофон и выдирал провода с корнем, такое случалось часто. Но приятные люди тоже были, например Зора Михайловна. Эту старушку нашли наши друзья, мы проводили из ее квартиры удлинитель к магнитофону, а позже даже добавили запись ее голоса в наш клип.

На нас напали с криками «че вы рэп срете?». Каждого били по два человека

В 90-е много мероприятий проходило на юго-западе, в районе РУДН, там были африканцы и «Интерклуб», в котором проходили закрытые рэп-тусовки — притом что в стране тогда никто не знал о рэпе, слышали разве что про МС Hammer. Был еще Филиппыч, который делал «Стартинейджер», там собирались танцоры. Тогда это было очень модно, но при этом очень элитно и закрыто. Все круто одевались, а тогда это было сложно, денег ни у кого не было. За одежду, правда, приходилось иногда отвечать.

Как-то в МДМ у Филиппыча была серия вечеринок, и туда к концу приходили спортсмены, боксеры. Они приходили отрабатывать свои удары на людях с рэперских мероприятий. Гопники тогда тоже тормозили часто, не из-за шмоток, а просто что-нибудь отжать, но я хорошо бегал. Проблемы бывали и со своими, как-то у нас произошла стычка с гангста-рэперами. Мы на радио много стебали напускное гангстерство, и пришлось отвечать. Тогда был в Новокосине клуб «Гетто», и, когда мы возвращались оттуда, на нас напали с криками «че вы рэп срете?». Каждого били по два человека. Скинхеды тоже накидывались частенько. Но общее впечатление о 90-х нормальное.

Другие герои

Баскет
граффити-художник
DJ Винилкин
Таня Горелик
хип-хоп-деятель, участница Wild Baby Crew