В середине 80-х гранж пришел в музыку, но очень скоро добрался и до модной индустрии. И вот уже в начале 90-х съемка на десять полос, посвященная этому стилю, появилась в Vogue. Гранж продолжает вдохновлять. В совместном проекте с брендом Vagabond Shoemakers, который в своей новой коллекции переиздал несколько ретромоделей обуви, рассказываем историю направления и то, почему он актуален по сей день.

Гранж — в первую очередь музыкальное направление, родившееся в середине 80-х в Сиэтле. Город, который на тот момент не мог похвастаться богатой музыкальной историей (она, в общем-то, сводилась к Джими Хендриксу), вдруг стал местом силы для целой субкультуры. Сперва — локальной, даже камерной, но очень быстро обаявшей всю Америку.

Soundgarden, Green River, Mudhoney, Screaming Trees и, конечно, Nirvana — группы, отметившиеся на выпущенном в 1988 году независимым лейблом Sub Pop сборнике «Sub Pop 200», который можно считать если не отправной точкой в деле популяризации гранжа, то как минимум сюжетообразующим событием.

Слово «гранж», относившееся в первую очередь к звуку — «грязному», надрывному, — отлично описывало и внешний вид музыкантов, которые выглядели так, словно неделями не мылись и не переодевались. Впрочем, нередко так оно и было.

Мятая фланелевая рубашка в клетку, заношенный свитер с затяжками, а иногда и конкретными дырками, потрескавшееся пальто из дерматина, рваные джинсы — приблизительно так выглядел гардероб среднестатистического гранж-музыканта. На ногах красовались (если это слово вообще уместно) стоптанные тяжелые ботинки на шнурках, на голове — вязаная шапочка-бини.

«Курт Кобейн был слишком ленивым, чтобы мыть голову», — то ли иронизировал, то ли вполне серьезно заявлял редактор сиэтлской музыкальной газеты The Rocket Чарльз Кросс. Действительно, многие представители жанра (как и его поклонники) не утруждали себя такой ерундой, как мытье головы. При этом участницы девичьих гранж-групп — той же Hole, где солировала дама сердца Кобейна Кортни Лав, — иногда налегали на тяжелый, хорошо заметный макияж.

Осенью 1992 года Марк Джейкобс — который, к слову, даже ни разу не был в Сиэтле, — презентовал свою теперь уже культовую гранж-коллекцию. Критики, байеры и потенциальные покупательницы, правда, тогда креатива не оценили. А спустя четверть века дизайнер переиздал ту коллекцию под именным брендом.

Осенью 1992 года Марк Джейкобс — который, к слову, даже ни разу не был в Сиэтле, — презентовал свою теперь уже культовую гранж-коллекцию. Критики, байеры и потенциальные покупательницы, правда, тогда креатива не оценили. А спустя четверть века дизайнер переиздал ту коллекцию под именным брендом.

В декабре того же 1992 года на десяти полосах американского Vogue появилась посвященная гранжу съемка Стивена Майзела. В клетку и дырявый трикотаж одевала моделей не менее значимая для индустрии Грейс Коддингтон. Атрибуты субкультуры официально станут модными и даже в каком-то смысле сломают укоренившуюся систему. Как правило, мода рождалась на подиуме и постепенно добиралась до масс-маркета. А в случае же с гранжем все оказалось наоборот. В 90-е на рынок активно выходил бренд Vagabond Shoemakers и создавал ключевые силуэты моделей, к которым дизайнеры компании возвращаются и сегодня.

Гранж не первое музыкальное направление, оказавшее сильное влияние на моду: среди его предшественников как минимум панк, диско и хип-хоп. Правда, от последних гранж отличало наличие хоть каких-то фэшн-амбиций. Если панк позиционировался как антимода, то за гранжем в этом смысле вообще не стояло никакого высказывания — только вопросы практичности.

Сиэтл славен своей не самой комфортной погодой, там часто идут дожди. Поэтому носить на поясе рубашку — своего рода необходимость: никогда не знаешь, в какой момент ее придется надеть. Ботинки тоже выбирались с учетом того, что ими придется месить грязь. Остается добавить, что большинство гранж-музыкантов на заре своей карьеры были людьми поразительно бедными, а значит, вынужденными подолгу носить одни и те же вещи и отовариваться в секонд-хендах. Вот вам и стиль.

Разумеется, даже несмотря на номинальный non-statement, в гранже все-таки рассмотрели некоторую политичность: поношенная, видавшая виды одежда была все равно что ответом на элитизм 80-х. Кроме того, гранж инициировал существующую по сей день моду на многослойность. Ну и, конечно, сложно не отметить, что уже тогда, почти 30 лет назад, он продвигал ресайклинг: чтобы выглядеть классно, достаточно было зайти в секонд-хенд.

Вы можете купить модели из поста

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ