Легче всего добраться в самый чистый район с самой интересной архитектурой от центра города со станции «Горьковской» до конечной «Парк культуры». В пути около получаса. Там вы сразу окажетесь на главной площади района, которая носит имя Ивана Ивановича Киселева, одного из руководителей ГАЗа.

Автозавод – продукт своего времени: эпохи авангарда в искусстве и титанических масштабов индустриализации первых пятилеток (поэтому прогулка займет здесь не менее часа). Для того чтобы прочувствовать Автозавод, необходимо гулять по нему пешком, желательно по траектории сложной геометрической фигуры, а также настроиться на определенный ритм досуга советского человека: купите мороженое в ларьке, пройдитесь по парку, посидите на лавочке на бульваре, поглазейте на кошек во дворах или на спортсменов на стадионе, можете зайти в публичные библиотеки, где проходят выставки местных художников, или поиграть в шахматы в клубе ветеранов. Автозавод – очень атмосферное место; в общем-то, особый дух – его главная достопримечательность.


The easiest way to get to the biggest district with the most interesting architecture in Nizhny Novgorod is by taking the subway from Gorkovskaya Station to Park Kultury Station. In will take you about a half an hour. Through the antechamber to the left of the platform, you will get to Kiselyov Circus, the center of the district. Ivan Kiselyov was a prominent manager of GAZ Automobile Plant in the 60s.

The architecture of the district is a product of its time: the epoch of vanguard in art and a titanic scale of industrialization of the first Pyatiletkas (five-year plans). To grasp the feel of Avtozavod (the informal name of the district), it is necessary to walk through it along a complex geometrical trajectory and tune yourself to the rhythm of Soviet person’s leisure: buy an ice cream in a kiosk, walk in the park, sit on a bench, look at athletes at a stadium, visit public libraries holding exhibitions of local artists, or play chess in a veterans’ club. Avtozavod is a very atmospheric place; its main feature is its spirit.

A. Ул. Смирнова, 14 а

Сразу у входа в метро – кинотеатр «Мир» 1937 года постройки, украшенный скульптурами рабочих. Архитектор Гринберг, выигравший конкурс, предложил построить крупнейший в стране досуговый комплекс, состоящий из трех зданий: театра на 1200 мест, клуба со спортивными залами и собственно киноконцертного зала. Из-за войны грандиозную задумку не удалось реализовать, позже по типовому проекту в 1961 году был построен ДК ГАЗа.


A. 14A Smirnov Street

Right next to the subway entrance is Mir movie theater built in 1937 an adorned with statues of workers. Architect Greenberg whose design had won the competition suggested constructing a leisure complex, the largest in the country, consisting of three buildings: a 1200 seats theater, a club with gyms and a cinema and concert hall. The war prevented the grandiose concept from implementation. In 1961, the GAZ Culture & Leisure Center was constructed according to a standard project.

B. Пл. Киселева

Центральная площадь Автозавода появилась в результате сочетания сразу нескольких урбанистических, планировочных экспериментов. Это не классическое замкнутое, строго организованное пространство (которое обычно ассоциируется с площадями), а пучок линий, парабол, спиралей, углов и радиусов. На площади Киселева сразу несколько интересных объектов.


B. Kiselyov Square

Kiselyov Circus is a combination of several urbanistic planning experiments. It is not a classic, closed, strictly organized space (which is usually associated with similar places), but a bunch of lines, parabolas, spirals, corners and radiuses. The circus adjoins several interesting buildings and a park.

C. Пр. Октября, 2 а

Автозаводский универмаг 1937 года постройки, спроектированный архитектором Наппельбаумом. Здание, по форме напоминающее параболу, разводит в стороны два проспекта: Ленина и Октября. Внутри сохранилась остекленная парадная лестница, залитая солнцем. Сразу становится понятен приоритет: не товары на витрине, а советские граждане.


C. 2A Oktyabrya Avenue

The Univermag (department store) constructed in 1937 was designed by architect Nappelbaum. The building has a parabolic shape and separates two traffic roads: Lenin Avenue and Octyabrya Avenue. The central straircase is always sunlit in the daytime because of the high glass windows. The priority obviously was not the goods, but Soviet people.

Радиусный дом / Radial apartment house

D. Ул. Прыгунова, 2

За кинотеатром начинается Автозаводский парк. В 1944–1945 годах силами заводчан были сооружены чугунная ограда, фонтан и деревянные ворота – уникальный памятник эпохи, практически триумфальная арка, выполненная в несколько наивном классическом стиле.


D. 2 Prygunov Street

The movie theater adjoins the Avtozavod Park of Culture. In 1944-1945, GAZ workers built the fence, installed a fountain and erected the wooden gate – a characteristic monument of the epoch, an arch in a naive classical style.

E. Пр. Молодежный, 32

Пройдя через центральную аллею парка, выходим на Молодежный проспект. Перед нами одна из главных достопримечательностей района – квартал радиусного дома. Есть легенда, рассказывающая о том, что популярность таких домов в 30-е, – а подобный дом есть еще, например, в Санкт-Петербурге, – связана символическим изображением союза всех трудящихся, а широкий радиус здания символизирует линию, огибающую планету. Помимо романтической идеи, такая форма способствует максимально естественному освещению квартир, ведь здание выгнуто не только парадным фасадом, но и стороной, выходящей во двор. Пересекаем его по диагонали.


E. 32 Molodezhny Avenue

After walking along the central path of the park, we come to Molodezhny Prospect. In front of us is one of the main sights of the area – the radial apartment house block. Such houses were popular in the 30s (there is a similar house, for example, in St. Petersburg). The legend has it that the shape was due to a symbolical image of a union of all working people, and the wide radius of the building symbolized an orbit going around the planet. Besides the romantic idea, such shape allows a most natural lighting of apartments, the building is curved both along its facade and the side overlooking the yard. We cross it diagonally.

F. Пр. Октября

Выходим на проспект Ильича и через строчную застройку достигаем проспекта Октября. Строчным такой тип строительства называют потому, что дома расположены торцами к проезжей части улицы через равные промежутки, «пятками», то есть по домов, словно стежки или строчки нитей на ткани. Таким способом решалась задача повышения плотности зданий и одновременно максимального обеспечения их солнечным светом и свежим воздухом. Заросшая зеленью, такая архитектура представляет авангардное, совершенно новое понимание пространства без классических улиц с витринами магазинов, тесными переулками и оживленными перекрестками. Скорее парк или даже лес с тропинками и дорожками, полной свободой передвижения, под любым углом в любых направлениях.


F. Oktyabrya Avenue

Here we come to Ilyich Avenue and through a row of apartment houses we reach Oktyabrya Avenue. This method of housing development is called line (or stitch) development because houses are located with their ends to the driveway in equal intervals, in fives (as stitches or lines of thread on fabric). In this way, architects solved the problem of an increase in urban density and maximum supply of sunlight and fresh air. Developed vegetation made such architecture a vanguard, new understanding of space without classical streets with show-windows of shops, close lanes and busy intersections. It is rather a park or even a forest with footpaths and a full freedom of movement at any angle and in any direction.

G. Пр. Октября, 2

На пересечении проспектов Октября и Ильича справа увидим городскую баню и пожарную часть — характерные части социальной инфраструктуры застройки начала 30-х годов. Наряду с солнцем и воздухом гигиена и безопасность стали важнейшими атрибутами новых советских городов.


G. 2 Oktyabrya Avenue

At the corner of Oktyabrya Avenue and Ilyich Avenue we find a public bathhouse and to the right – a fire station. Those are characteristic parts of social infrastructure in the beginning of the 30s. Along with sunlight and air, hygiene and safety became the most important attributes of new Soviet cities.

Желтые бусыгинские дома / Busygin yellow houses

H. пр. Октября, 13

Идем налево в сторону проспекта Кирова, после пересечения с которым с левой стороны увидим желтые бусыгинские дома. Они названы в честь автозаводского кузнеца-стахановца Александра Бусыгина. Квартиры в этих домах предназначались в том числе и для передовиков производства. Архитектура и декор жилых домов этого квартала характерны для второй половины 30-х.


H. пр. Октября, 13

We continue to the left towards Kirov Avenue. At the crossing, on the left we see yellow houses. They are called Busygin houses to honor the memory of an outstanding GAZ blacksmith and innovator Alexander Busygin. Apartments in these houses were intended for best workers. The architecture and decor of the apartment houses in this block are characteristic of the second half of the 30s.

I. Пр. Октября, ул. Комсомольская, пер. Моторный, ул. Лоскутова

Уникальное здание на пересечении улицы Комсомольской и проспекта Октября – серый бусыгинский дом-квартал 1936–1938 годов. Циклопический 450-квартирный дом-монумент с девятиэтажными триумфальными арками. Самым правильным было бы решение зайти с торца здания со стороны улицы Комсомольской и прошагать сквозь все его арки. Обратите внимание на необычные капители колонн на фасаде: сперва они напоминают египетский или какой-то обобщенный восточный ордер, но, если присмотреться, в то же время похожи на детали некоего супермеханизма. Здесь же, на первом этаже, располагается клуб ветеранов завода с оригинальными бильярдными столами — говорят, 30-х годов.


I. Oktyabrya Avenue, Komsomolskaya Street, Motorny Alley, Loskutov Street

There is a truly unique building at the crossing of Komsomolskaya Street and Oktyabrya Avenue, a gray block-house built in 1936-1938. A cyclopean 450-apartments building with nine-storey-high triumphal arches. The best solution is to start from the building end in Komsomolskaya and walk under all its arches. Pay attention to unusual capitals of columns on the facade: at first glance, they remind of Egyptian or some generalized oriental orders, but if you look harder, they are similar to parts of a gigantic machine. Here, in the ground floor, the GAZ Veterans Club is with the original billiard tables installed in the 30s.

J. Ул. Дьяконова, 1 в

Ну и наконец, не поленитесь дойти сквозь хаос автомобильных и железнодорожных развязок до Автозаводского дворца бракосочетаний, или станции «Счастливая» детской железной дороги. Это жемчужина Автозаводского района да и всей довоенной застройки Нижнего Новгорода. Станция оправдывает свое название, излучает оптимизм и воплощает в себе детскую непосредственность. То ли сундук, обитый декоративной жестью, то ли шелковый пуфик, то ли торт на грани китча. Этим напоминает венский сецессион (со слов коренных австрийцев). Изначально это была конечная станция детской железной дороги, начинавшейся со стации «Родина» почти у Московского вокзала, а с 1970-х годов это место, где заключаются счастливые союзы.


J. 1B Dyakonova Street

Well, and finally, find time to get through the chaos of automobile and railway junctions to the Wedding Palace or the former Schastlivaya Station of the Children's Railway. It is truly a pearl of Avtozavod and of all pre-war Nizhny Novgorod. The station justifies its name Schastlivaya (Happy); it radiates optimism and is an embodiment of children's spontaneity. It looks like a chest upholstered with decorative tin, a silk-padded stool, a kitschy cake. Something like the Vienna secession building (according to Austrians). Initially, it was the terminal station of the children's railroad beginning with the station Rodina (homeland) close to Moskovskaya Railway Station, and since the 70s this has been a place where happy unions are made.


СОСТАВИТЕЛЬ: Андрей Амиров

ФОТОГРАФИИ: opentextnn.ru, Валерий Шибанов

Contributed by Andrey Amirov

photos: opentextnn.ru, Valery Shibanov