В 2020 году в здании старой трамвайной электростанции ГЭС-2 откроется культурный центр фонда V-A-C — вместо закрытого режимного объекта в центре города появится новая точка для встреч и общения. Пока на Болотной набережной активно идет строительство, работа фонда не стоит на месте. Рассказываем, почему в V-A-C решили поставить оперу, как ее главными героями стали рабочие электростанции и при чем тут лифты непрерывного действия.


1

ГЭС-2 в начале XX века © Музей истории Мосэнерго

Вместе с реконструкцией здания ГЭС-2 в 2016 году фонд запустил проект по созданию архива ГЭС-2, а также пригласил художников, театральных деятелей и музыкантов осмыслить историю электростанции. В течение двух лет режиссер Всеволод Лисовский посещал ГЭС-2, наблюдал за ее повседневным укладом и общался с сотрудниками. Рассказ одного из них лег в основу оперы, премьера которой состоится в конце мая.


2

Внутренний вид МОГЭС © Музей истории Мосэнерго

В последние десятилетия происходит массовый исход промышленных предприятий: заводы и фабрики выводятся за черту города, оставляя после себя места, полные историй людей и вещей. Повествование в «ГЭС-2 опере» пойдет от лица обходчика — человека, который каждый день проверял исправность всего оборудования в здании бывшей электростанции. Он вспоминает случаи, произошедшие на объекте за годы его работы.


3

ГЭС-2 в начале XX века © V-A-С Foundation

Распорядок дня на ГЭС-2, истории об авариях, унесших жизни, и лампочках в подвале, которые горели 20 лет без замены. Все это отразил в либретто его автор Андрей Родионов. «Способ превращения документа в стихи я называю „поэтический вербатим“. Мы переставили слова так, чтобы они начали рифмоваться. От этой манипуляции текст приобрел метафоричность и стал вызывать эмоции», — отметил Родионов.


4

Режиссер Всеволод Лисовский и актеры в Лабораторном корпусе
НИУ «МЭИ» © V-A-С Foundation

По словам режиссера «ГЭС-2 оперы», лауреата «Золотой маски» Всеволода Лисовского, «в том, что электростанцию сменит культурная институция, нет ничего возмутительного. А вот показательного много. Если 111 лет назад ГЭС напротив Кремля символизировала приход новой эры, то сейчас эта эра заканчивается. Эпоха индустриальной цивилизации — прекрасная и устрашающая, как эллинистические деспотии».


5

Эскизы к постановке художницы Ирины Кориной

Одним из центральных элементов оперы стали декорации авторства художницы Ирины Кориной. Основная часть предметов карнавально изображает ритуальную утварь будущей цивилизации гуманитариев, воздающих хвалу представителям точных наук. Зрителю предложат смотреть на сбор капищ и участвовать в восхождении в гору, к оазису с инициирующим напитком, аэрофигурами и занавесами с печатью.


6

Пандус Лабораторного корпуса НИУ «МЭИ», вид снаружи © V-A-С Foundation

Площадкой оперы станет Лабораторный корпус E на территории студенческого городка НИУ «МЭИ». Это место выбрали не случайно: среди сотрудников ГЭС-2 были выпускники института. Лабораторный корпус — яркий пример советского конструктивизма — спроектировали в конце 20-х годов прошлого века. Благодаря башне с отверстиями на фасаде, напоминающими бойницы, корпус Е прозвали «Бастилией».


7

Внутренний вид пандуса Лабораторного корпуса НИУ «МЭИ» © V-A-С Foundation

Драматургию оперы во многом определили архитектурные элементы «Бастилии». Впервые за 30 лет запустят лифты непрерывного действия — патерностеры — с открытыми кабинами дверей. Они не останавливаются, а заходить и выходить нужно прямо во время движения. В Москве существует лишь три патерностера. Также действие оперы развернется на пронизывающем восемь этажей башни винтовом железобетонном пандусе.


8

Рендер культурного пространства ГЭС-2 © RPBW

«ГЭС-2 опера» станет первым театральным проектом фонда V-A-C в России. В планах кураторов нового культурного пространства сделать игровые постановки и перформансы частью постоянной программы ГЭС-2. Акустика здания и его множественные пространства будут устроены таким образом, что найдется место любым музыкальным или театральным практикам — от академических до экспериментальных.


9

Инсталляция музыканта и художника Тео Берта в пространстве ГЭС-2 в рамках проекта «Геометрия настоящего»

Помимо сценической версии, опера будет существовать в пространстве ГЭС-2 в виде акустической инсталляции. Ее составит записанная оперным вокалистом история обходчика, а также производственные шумы. Голоса прошлого смешают с голосами настоящего: речью посетителей, звуками открывающихся дверей и проезжающих машин. Электростанция продолжит жить в новом пространстве в качестве звукового призрака — оперы.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ