Бизнес новой волны — это не столько про деньги, сколько про эмоции: молодые предприниматели категорически не готовы делать что-то только ради дохода, гораздо важнее любовь к делу и его значимость.

Вместе с основательницей проекта «Без бокала нет Шагала» Светланой Давыдовой рассказываем, как создавать успешную среду для интеллектуальных и творческих развлечений в своем городе, и как создать в Сибири проект, который можно масштабировать на всю страну.

«Без бокала нет Шагала» — это в первую очередь необычный способ провести вечер в городе: люди рисуют, дегустируют разные вина и общаются. Большинство наших гостей впервые берут в руки кисть — чтобы у каждого получилось создать свой шедевр, на мастер-классе работает опытный художник. А сомелье учит дегустировать вино, развеивает мифы о нем и рассказывает, как самостоятельно выбрать хороший напиток.

Мы не учим рисованию, наш проект развлекательный и просветительский. Поэтому одна из наших задач, наша миссия — рассказать, заинтересовать, чтобы человеку захотелось получить больше информации: например, пойти в интернет и узнать, кто такой Бэнкси, посмотреть, чем прославился Шагал, почему Ван Гог сейчас на пике популярности. Просто слушать лекции аудитории уже скучно, а «Шагал» попадает в новый формат просвещения, который сейчас востребован — у нас людям и интересно, и познавательно, и весело. А еще они могут унести свои картины к себе домой и гордиться тем, что они сделали.

Когда мы начинали, мало кто понимал, зачем соединять вино и рисование. Нам понадобилось около полугода, чтобы донести до аудитории, для чего наш проект. Мы тестировали формат, собирали фокус-группу, многое меняли. В итоге сделали такое мероприятие, на которое ходили бы сами. Это оказалось интересно многим: у нас уже работают франшизы в Кемерово, Красноярске, Ангарске, Южно-Сахалинске.


Мы планируем транслировать проект на другие относительно небольшие города России. «Шагал» отлично подойдет для города с населением от 300 до 700 тысяч жителей, где есть кино и театр, но мало выставок и других интересных событий, которыми можно наполнять жизнь. Мы же предлагаем провести время интересно и по-новому.


Наша цель — вдохновить, дать запал. За рубежом на подобных мероприятиях люди знакомятся, делают комплименты чужим рисункам. Им неважно, что у них получается — они тусуются, получают удовольствие. У нас не все приходят за общением, но вдохновение получают точно. Написав впервые картину с чистого холста, люди понимают, что могут очень многое в своей жизни. И рассказывают, что после этого прыгнули с парашютом, например, или поехали в Париж.

Еще к нам часто приходят женщины в декрете — для них это как глоток свежего воздуха. Мы научились балансировать: часть наших гостей не настроены на общение, и наша задача — создать им комфортные условия. В то же время, мы заботимся о том, чтобы те, кто пришел за новыми знакомствами, могли оказаться в интересной для себя среде. Такая среда формируется, потому что вино — это определенная культура, его нужно знать, в нем нужно разбираться. То же самое с живописью. Это для определенного круга, и те, кто приходит к нам постоянно, — очень интересные люди.

Я думаю, что сегодня бизнес — это продолжение человека. Речь не только о деньгах: чтобы быть успешным, дело должно быть большой любовью. Для наших франчайзи это возможность сделать любимое хобби источником дохода, помимо успешной карьеры реализовываться в творчестве. Этот бизнес — про удовольствие.


Для нас важно, чтобы наши франчайзи были с нами созвучны и не боялись быть какое-то время «одинокими художниками»: мы сами прошли путь, когда нужно было донести до аудитории, что и для чего мы делаем. Теперь мы знаем, как сделать это быстрее: по плану и по опыту проект в новом городе окупается за полгода.


Но всегда будет масса нюансов, которые невозможно прописать в руководстве для франчайзи. Например, звонит человек и говорит: «Я завтра делаю предложение своей женщине, у меня есть пять тысяч рублей — что можно сделать?» Здесь нужно импровизировать. Кстати, я думаю, что опыт работы с «Шагалом» — это отличный способ научиться тому, как делать бизнес: организовывать мероприятия, продвигать, знакомиться с людьми, вдохновлять.

В Кемерово у наших партнеров проект стартовал 1 августа, и они за месяц провели в два раза больше мастер-классов, чем планировали. Потому что на нашем опыте они знают, куда двигаться, что для этого нужно, и что будет в итоге. Я вижу, какое удовольствие получает собственник — она лицо проекта, ей нравится быть в центре этого сообщества, встречать гостей, заботиться о них, что-то придумывать.


Но я не стала бы говорить, что это бизнес только для тех, кто привык быть в центре внимания. В Красноярске проект ведет художник — она абсолютно не тусовочный человек, зато у нее есть глубочайшие академические знания в области живописи и большой опыт, люди идут на это.

Как по мне, самые успешные бизнесы — те, что шли от личной потребности. Кто-то, не найдя идеальное платье, начинает шить — и оказывается, что такие платья нужны другим. Я не могла найти, чем интересным занять себя в Иркутске вечерами — и создала «Без бокала нет Шагала». На втором месте среди критериев успешного старта и развития — рынок сбыта. И только на третьем месте — сам продукт. Подумайте, чего не хватает именно вам. И если не хватает качественного досуга, места, куда можно было бы сходить с мамой или развеяться с друзьями — возможно, вам нужен «Шагал». Присоединяйтесь и создавайте отличные атмосферные мероприятия в своем городе.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ