Театральная олимпиада, как и спортивная, родом из Греции. Только намного моложе. Ее основал режиссер Теодорос Терзопулос. В 1994 году она впервые прошла в Дельфах. И с тех пор проводится в разных странах — 25-летний юбилей она встретила в России, где 2019-й был объявлен Годом театра. Рассказываем о тех событиях, которыми запомнится Театральная олимпиада 2019.


1

Летом 2019 года в Санкт-Петербурге стартовала Театральная олимпиада, которая длилась больше полугода. Ее открытие на площади Островского прошло в формате фестиваля уличных театров, на который съехались коллективы из разных стран мира. Были акробаты, летающие барабанщики, ростовые куклы и футуристические существа. А само событие напоминало яркий опен-эйр, который посетило более 12 тысяч зрителей.


2

Самым масштабным в географическом плане проектом Театральной олимпиады стал спектакль-променад «Утополис Петербург». Его специально для Северной столицы создала команда Rimini Protokoll, вдохновившись «Утопией» Томаса Мора. В постановке зритель и актер — одно лицо. Триста человек с паспортами жителей Утополиса группами путешествовали по городу, глядя на привычные вещи в непривычном ракурсе.


3

«Игрушки» — еще один иммерсивный проект, созданный специально для России. Его в рамках фестиваля NET представила датская арт-группа SIGNA. Площадкой стал Музей стрит-арта на Заводе слоистых пластиков. Зрителей постановки, длившейся четыре часа, предупреждали, что она идет в пыльном промышленном пространстве. Опоздавших не пускали. А актеры и зрители общались друг с другом на протяжении всего действия.


4

К 100-летию БДТ Ян Фабр привез в Петербург мировую премьеру — спектакль Resurrexit Cassandra. Это не первый приезд фламандского художника и режиссера в Северную столицу. Вспомнить хотя бы его громкую выставку в «Эрмитаже» в 2016 году. Resurrexit Cassandra — моноспектакль, в котором танцует Стелла Хеттлер. За основу взята видеоинсталляция Фабра о пяти элементах: тумане, ветре, огне, паре и дожде.


5

На олимпиаде показали самые титулованные спектакли последних лет, многие из которых были отмечены на Авиньонском фестивале. В рамках фестиваля "Точка доступа", швейцарский режиссер Ян Дейвендак вместе с российскими актерами и профессиональными юристами адаптировал шекспировского «Гамлета» под реалии отечественной судебной системы. Приговор принцу датскому во время постановки «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» выносили сами зрители.


6

Знаменитый азиатский хореограф, танцовщик, писатель, куратор нескольких фестивалей и обладатель многочисленных премий Лин Хвай-Мин решил на олимпиаде попрощаться со зрителями. Он представил свой последний спектакль «Формоза». Этой постановкой Театра танца Тайваня хореограф подвел итог многолетней карьеры и отдал дань своей стране, которой и посвящено красочное представление.


7

Петербург и Нью-Йорк стали последними городами, где прошли показы нашумевшего спектакля «Великий укротитель». В Северную столицу его привез режиссер Димитрис Папаиоанну. Как писали критики, в постановке он показал «вселенную глазами ребенка». Великим укротителем античные греки называли время. Спектакль Папаиоанну — о жизни и смерти. В нем десять исполнителей, нет слов и практически нет звуков.


8

В Петербург приехала недавняя европейская премьера «Все, что произошло и могло произойти» немецкого экспериментатора, режиссера и композитора Хайнера Гёббельса. В основе сюжета — книга «Европеана. Краткая история двадцатого века». На сцене было все: музыка, свет и мультимедийная инсталляция с участием интернационального ансамбля из 17 перформеров, танцоров и музыкантов.


9

В октябре в рамках олимпиады была показана программа национальных театров России. Здесь были коллективы из Татарстана, Бурятии, Якутии, Чеченской Республики и Карелии. Спектакль «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании 30-х годов по одноименному роману Гузель Яхиной в постановке башкирского театра на родном языке показали в БДТ имени Г. А. Товстоногова.


10

Петербург принял 78 театральных постановок из 22 стран. Проекты в рамках олимпиады шли не только в Северной столице, но и еще в 26 городах России — от Москвы до Владивостока, а также в Крыму — Ялте, Севастополе, Керчи, Симферополе и лагере «Артек». Здесь на Молодежной олимпийской площадке несколько смен было посвящено театру: его истории и новым проектам, в том числе сделанным юными участниками.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ