Мир борется за внедрение в речь феминитивов, но девушки до сих пор сталкиваются с непониманием окружающих и отсутствием уверенности в себе. Ежедневно преодолевая барьеры, они прокладывают собственный путь и вдохновляют этим других. Совместно с Converse мы продолжаем серию спецпроектов, где девушки из Екатеринбурга рассказывают о своих проектах, которые меняют город. В новом выпуске — Наташа Пастухова, художница, иллюстратор и стрит-артист из Екатеринбурга, которая создала Академию фантастических существ и вместе с детьми мастерит здоровенные чудовищные костюмы из картона.

Детство и рисунки на стенах

Я начала рисовать задолго до художественной школы — как будто бы делала это всегда. Моя семья разрешила мне расписать стены в комнате красками, фломастерами и восковыми мелками. Мама поддержала меня и нарисовала на ней тигренка и «Мадонну с младенцем». Позднее начался период изостудий, но мне в них было некомфортно. Детей там формовали: объясняли, что солнышко должно быть сверху, а птичку нужно изображать в виде галочки. Дальше в моей жизни случился лицей искусств.

Я всегда думала, что буду либо рисовать, либо лечить людей. Мои родители врачи, поэтому в детстве у меня всегда был доступ к медицинскому оборудованию: я привыкла понарошку ставить капельницы и уколы. Но работа врача подразумевает плотную коммуникацию с человеком, и мне было бы очень сложно, если бы люди приходили ко мне со своей болью. Так я выбрала рисование и поступила в Архитектурную академию изучать промышленный дизайн.

Моя семья разрешила мне расписать стены в комнате красками, фломастерами и восковыми мелками. Мама поддержала меня и нарисовала на ней тигренка и «Мадонну с младенцем».

Степень бакалавра я получила не только в Архе, но и в университете Хаддерсфилда в Великобритании: последний курс мы изучали программу второго вуза, а дипломы защищали в Англии, перед британскими преподавателями. Тогда я узнала, что в Великобритании подход в промышленному дизайну сильно отличается от нашего. Если в России промышленный дизайн — это концепт и впечатляющий визуал, то там он более приземленный. Специалисты заранее знают все о процессе производства, логистике и продаже своего продукта.

Промышленным дизайнером я работать не стала: мне были действительно интересны графический дизайн, брендинг и иллюстрация, параллельно я занималась татуировками и пробовала себя в современном искусстве. У всех этих интересов один вектор — изобразительное искусство, но разные поверхности. Какая из поверхностей мне наиболее интересна, я не решила до сих пор.

Hello Pepe и локальный патриотизм

Я никогда не думала, что буду выпускать свой бренд одежды, но мне повезло. Подруга моего друга работала на MTV, когда канал запустил коллаборацию с брендом «Твое», и в рамках нее несколько моих принтов предложили напечатать на футболках. Футболки с черепом зайца и цветным оленем в очках и сапогах продавались по всей стране без указания автора, но я все равно заходила в магазин и думала: «О боже мой, это же я нарисовала».

Тогда же я начала работать с группой «Сансара»: нарисовала им заставку для сайта и обложку для альбома. Солист группы Саша Гагарин стал тем человеком, который подтолкнул меня сделать первые собственные футболки. Создать качественную вещь оказалось сложно, найти хорошую футболку и напечатать на ней принт было целым приключением. Первую коллекцию я презентовала на вечеринке в клубе «2КУ», где Саша тогда был арт-директором.

Понимание того, что где-то рядом с тобой что-то качественное и хорошее создает такой же человек, как и ты, тогда было новым и важным. Я очень рада, что так получилось — можно сказать, что я приняла участие в начале самоидентификации региона

В какой-то момент мои футболки стали регулярно встречаться на людях в городе. По футболке на улице можно было идентифицировать незнакомых, но «своих». Футболки я складывала в специальный мешочек с надписью «100 % хлопок, 100 % Урал». В то время локального патриотизма еще не существовало, так что Hello Pepe объединял людей и давал почувствовать, что что-то хорошее есть и здесь. Позже «Стопроцентный Урал» люди и бренды растащили себе на татуировки, слоганы и мемы.

На маркетах ко мне подходили разные люди и спрашивали: «А когда вы к нам снова приедете?». Я удивлялась: «А откуда я к вам приеду?» — Они думали, что я живу в Москве или в Петербурге. Понимание того, что где-то рядом с тобой что-то качественное и хорошее создает такой же человек, как и ты, тогда было новым и важным. Я очень рада, что так получилось — можно сказать, что я приняла участие в начале самоидентификации региона.

Академия фантастических существ и дети

Никогда не думала, что буду работать с детьми. К детям я пришла через мою подругу Любовь, которая в 2016 году позвала меня в лагерь под названием «Нечайка». Смену делали девчонки из детского отдела Пермского музея современного искусства. Это была лаборатория фантастических исследований: вместе с детьми и художниками мы исследовали все, что только можно. Я работала с четырьмя отрядами: в течение недели мы придумывали фантастических существ, клеили их из картона, было абсолютно круто. На следующий год мы сделали курс уже в музее ПЕРММ, а после я стала делать свою Академию фантастических существ для детей в Ельцин Центре.

Фантастические существа создаются из картона — он легкий, хорошо режется, достаточно пластичный, но при этом сохраняет форму. Каждый раз дети придумывают что-то новое, не похожее ни на что, поэтому я даже создала отдельную энциклопедию фантастических существ. В ней есть классный Желемех — громадный, веселый и не влезающий в дверные проемы. Саблезубый мистер Кекс — наоборот, маленький кексик, который живет на кухне, выглядит как тортик, развивает скорость до 200 километров в час и помогает людям убивать тараканов. Кракен Быкоядный — штука с кучей щупалец с крюками, тело которой покрыто камнями.

Дети оказались прекрасны своей свободой и незашоренностью. Некоторые из них подбегали ко мне с объятиями.

Сначала было непонятно, как контактировать с детьми. Дети оказались прекрасны своей свободой и незашоренностью. Некоторые из них подбегали ко мне с объятиями. Первое время я стояла и думала: «О боже, кто на мне висит? Что это за человек? Почему он меня трогает?». Но понимала, что общаться с ними нужно на равных. Через несколько лет я привыкла. Что в детях меня удивило, так это их кровожадность. Они транслируют современный фольклор, когда придумывают «какую-то штуку, которая живет в лесу и когда-нибудь убьет всех-всех детей на свете». Те фильмы и книги, что они смотрят и читают, проецируются на их существ.

В Академии можно сделать любое существо: у нас нет никаких запретов. В обществе не принято говорить о том, что ты злишься на учительницу или на родителей и хочешь сожрать всех на свете, но ситуации и эмоции бывают разными. При этом часто они табуированы: мы привыкли, что если ты кого-то не любишь, значит, ты нехороший. В Академии есть возможность проявиться как угодно и, может быть, больше не хотеть никого сожрать. Если хочешь сделать большую кровожадную штуку, сделай ее здесь. Может быть, потом тебе перехочется делать ее где-то еще.

После работы с детьми я решила попробовать создавать фантастических существ вместе со взрослыми. Это оказалось совсем другим, но не менее интересным опытом. Если ребенку легко что-то придумывать, то взрослому сначала нужно расслабиться и вообще понять, зачем он проведет здесь ближайшие четыре дня и будет создавать что-то непонятное, что потом займет половину его жилплощади. Редко кто из взрослых работает с картоном — для них это неожиданный материал, который развивает новые навыки поиска решений.

Обычно ко мне приходят взрослые из креативных сфер, которые понимают, что любая художественная практика расширяет спектр навыков и пути мышления. Она позволяет либо отвлечься и с новыми силами вернуться к повседневным обязанностям, либо транслировать новый опыт на другие свои проекты. Создание нового существа — это целостный дизайн-проект с изучением и защитой в конце. По сути, мы занимаемся дизайн-проектированием: изучаем тему, разбираем взаимосвязи, проектируем персонажа, придумываем его историю и готовим макет. В самом конце мы рассказываем, что мы сделали, почему, кто это такой, кого он ест, сколько у него глаз и лап.

В этом мой женский путь: я не отказываюсь от больших проектов, я собираю команду

Часто взрослые приходят ко мне уже с готовой идеей. У одной девочки-дизайнера родился персонаж Страдо — живущее в лесу существо, к которому ты можешь прийти и поделиться своими тяжелыми эмоциями. У него есть ручка, которая прикасается к человеку и забирает его боль и слезы. Он живет один в лесу и весь покрыт листьями и мхом. Классно выпустить из себя что-то подобное: любая творческая практика имеет терапевтический эффект.

Академия фантастических существ — не единственный проект, где я работаю с детьми. В прошлом году летом я начала курировать коммерческий издательский проект центра детского творчества «Море», который делает моя подруга Марина Светлова. Вместе с детьми мы работали над книгой «Как жить: книга рецептов» в магазине «Пиотровский». На первом же занятии им нужно было познакомиться и выбрать тему книги.

Я курировала процессы, связанные с иллюстрацией — задавала технику и помогала детям придерживаться единого стиля в работе. Мы сделали хороший продукт, который был достоин того, чтобы продаваться в «Пиотровском». Деньги, собранные с продажи книги, мы отправили на благотворительность в «Фонд Ройзмана». Сейчас пишем уже четвертую книгу.

Летом мы с «Морем» также делали собственный журнал. Дети могли примерить на себя взрослые профессии и побыть журналистами, редакторами и фотографами. Мы разделились на две редакции и ходили на полевые исследования, брали интервью, писали статьи. Курс вышел классным и динамичным, потому что дети имели возможность постоянно меняться между собой ролями.

О стрит-арте и феминизме

В 2003 году меня занесло в стрит-арт. Екатеринбург был славен стройками и наполнен бетонными заборами, поэтому уральский ГЦСИ в предыдущем составе придумал фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга» и расписывать заборы при помощи художников. На фестивале я помогала другим художниками, а также занималась своим проектом. Было классно получить возможность рисовать на стене, потому что раньше никто даже не думал, что так можно. Для Екатеринбурга это было чем-то дико новым.

Сейчас я каждый год расписываю несколько стенок. На моем счету две девятиэтажки в в Новотроицке и в Альметьевске — с мишками и с лошадками. Девятиэтажки стали для меня вызовом и приключением. Как правило, я работаю с небольшими поверхностями кистями, валиками и акриловыми красками, которые достаточно экологичны, разводятся водой и не имеют запаха. Но на большой поверхности гораздо быстрее работать аэрозольными красками — они лучше покрывают поверхность и медленнее выгорают. Для работы с ними важно надеть респиратор и не допустить попадания краски на кожу, голову и в глаза. Неожиданностью в работе на высоте стало то, что ветер раскачивает люльку — первое время это пугает, но через час я привыкаю. Этим летом я даже научилась красить двумя руками и раскачивать люльку, чтобы дотянуться до нужного участка стены.

Большие поверхности в моей практике обычно появляются как часть фестивалей или проекты застройщиков. Время работы с большой поверхностью зависит от сложности, деталировки и размера работы. Я была удивлена, что летом стену в Альметьевске мы сделали очень быстро — всего за два дня. Это произошло благодаря моему опытному напарнику, одна я рисовала бы ее не меньше недели.

Видеть свою работу на такой огромной площади — это восторг. Но работа с девятиэтажками — это тяжелый физический труд, который меня не привлекает. Я беру в команду сильных и опытных парней, которые помогают с реализацией и даже делают большую часть работы. Мне интереснее заниматься идеей и эскизами. В этом мой женский путь: я не отказываюсь от больших проектов, я собираю команду. 

Феминизм в моем идеальном понимании — это гуманизм. Безотносительно гендера, про человеколюбие и уважение в целом. У всех есть право на все, и каждый имеет право не быть осужденным за то, что ему нравится и как он себя проявляет в этом мире. Меня окружают только сильные девушки. Мои подруги разные: кто-то находит себя в работе, другие в проектах, третьи в материнстве. Я думаю, сила в том, чтобы быть хрупкой и сильной одновременно.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

#InMyConverse