«Дизайн от природы» — поток о красивых и функциональных дизайн-решениях в архитектуре, транспорте и инфраструктуре разных стран, основанных на принципах биомимикрии. Биомимикрия (от греч. bios — жизнь и mimesis — подражание) — это направление дизайна, использующее природные механизмы как образец для создания инновационных решений. Поток выходит при поддержке Samsung Galaxy S III — смартфона, объединившего современные технологии и лаконичность природных линий.

 

THE EDEN PROJECT, КОРНУЭЛЛ

Источник вдохновения: замкнутая экосистема

 

Самые большие в мире крытые ботанические сады построены в котловане, образовавшемся после выработки глины. В 1996 году архитектурная компания Grimshaw подыскивала место для своего нового проекта замкнутой экосистемы. Эта яма как раз была свободна, а «здание-пузырь» из пластиковых «сот» (гексагонов и пентагонов) может угнездиться на любой поверхности.

Каждая из фасетчатых сфер-теплиц в два раза выше Биг-Бена и засажена тысячами видов тропических растений. В них проводят экскурсии, показывают кино, читают лекции и устраивают благотворительные мероприятия. The Eden Project открылся в 2001 году, в 2002-м в нем выступили Pulp, в 2005-м отцвел самый большой и вонючий (официально) цветок в мире. Сейчас «биомы» обеспечены энергией от ветряных турбин в Корнуэлле, но в 2010 году проект получил разрешение на строительство геотермального электро-растения (аналога супердеревьев в Сингапуре).

К 2020 году здания станут «углеродно нейтральными»: выброс углекислого газа сократится на 80%. Еще раньше The Eden Project начнет самостоятельно обеспечивать теплом и светом себя и еще пять тысяч домов в окрестностях. Прозрачные «соты» создают тепловую подушку — летом здание почти не нужно освещать и обогревать. Зимой тепло поддерживается переработкой компоста из биоразлагаемых отходов. Сбор воды, как и в любой экосистеме, тоже автоматизирован.

 

ЦЕНТР МУЗЫКИ THE SAGE, ГЕЙТСХЭД

Источник вдохновения: морская губка

 

Морские губки уже вдохновили человечество на десятки изобретений, от спонжей для мытья посуды до контрацептивов и мультсериалов. Одно из самых знаменитых зданий Лондона — «Огурец», офисное здание Swiss Re — построено с оглядкой на структуру губчатых моллюсков, что позволило усовершенствовать его вентиляцию.

Другой британский проект — музыкальный центр The Sage Gateshead. В архитектуре концертных залов, совмещенных с залами для музыкального образования и больших конференций, использованы «пористые технологии» для улучшения акустических качеств. Все внутренние конструкции трех зданий спроектированы индивидуально, чтобы максимально увеличить воздухоемкость отдельных зон.

Структура морских губок невероятно запутанна: по меньшей мере шесть иерархических уровней, каждое деление — от пары нанометров до нескольких сантиметров. Элементы скелета складываются в сито из цилиндрических решеток, соединенных пучками нитей. Вся конструкция — прочная, легкая и открытая для свободной циркуляции воды и воздуха. Ее элементы вместе с опытом венских строителей концертных залов помогли архитекторам The Sage Gateshead создать идеальное акустическое пространство — это подтверждено математическими исследованиями.

 

КОЛЛЕДЖ RAVENSBOURNE, ЛОНДОН

Источник вдохновения: узоры на лепестках и листьях растений

Неравномерность цвета — узоры, оттенки, градиенты на листьях и лепестках — в природе встречается гораздо чаще, чем однородность и симметрия. Пестрота в архитектуре и дизайне — относительно новая находка для общественных пространств. Аляповатые ковры менее маркие, а разноцветные покрытия для пола из взаимозаменяемых элементов уже производит компания-гигант InterfaceFLOR. Хаотично застекленные витражи проще чинить, если стекла разобьются; не идентичные плитки можно быстро заменять — и ими гораздо проще вымостить сложное здание со сглаженными углами или разноразмерными выступами.

Эстетика упорядоченного хаоса — примерно так можно описать облицовку Ravensbourne, университетского здания в Лондоне. Фасад выложен плитками по непериодической системе; семь разных типов окон спроектированы из трех разноразмерных видов плиток, которые при необходимости можно легко и незаметно заменить. Максимально осовремененная конструкция визуально организована по природному принципу: как придется.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Петр Новиков, архитектор, выпускник IAAC, сотрудник голландской Joris Laarman Lab

 

«Использование биомимикрии в архитектуре — перспективный инструмент, но применять его нужно с осторожностью. Американский математик Никос Салингарос в книге "Twelve Lectures on Architecture: Algorithmic Sustainable Design" написал: "Нельзя копировать сложность природы, архитектурная сложность совсем другая, и у нее другие принципы отбора". Архитекторы часто забывают об этом и бездумно копируют сложные биологические системы, изменяя их размеры, материалы и другие важные параметры, после чего эти системы перестают работать.

Например, в аэропортах (Станстед, Штутгарт, Бангалор) часто встречаются вертикальные несущие конструкции, повторяющие форму деревьев. Но сходство с деревьями в этих конструкциях визуальное; структурно они работают по-другому, у них не соблюдены правильные углы, пропорции, а толщина балок везде одинакова.

Теплица The Eden Project — один из удачных примеров биомимикрии. Благодаря исследованию структур организмов радиолярий архитекторам удалось оптимизировать стальные конструкции так, что их вес оказался меньше, чем вес воздуха внутри этой теплицы. Автор проекта, Майкл Поулин, утверждает, что если бы мы умели создавать вещи таким же образом, как природа, мы бы могли улучшить показатели сбережения энергии и ресурсов в десятки и сотни раз».

 Текст: Анна Заболотная