Название: типография ЖУРГАЗа
Адрес: 1-й Самотечный переулок, 17, строение 1, 2
Год постройки: 1928 г.
Что сейчас: заброшенное здание в аварийном состоянии
Что планируется: неизвестно

Типография ЖУРГАЗа — единственная реализованная постройка архитектора-фантаста, классика русского авангарда XX века Эль Лисицкого. Это здание доказало, что Лисицкий не только «бумажный архитектор», что его идеи реальны. Конструктивистское здание в пяти минутах ходьбы от метро «Новослободская» возвели по заказу издательства «Огонёк», которое в 1920–1930-е годы входило в журнально-газетное объединение (ЖУРГАЗ). Здесь печатали тот самый журнал «Огонёк», множество книг из серий «Жизнь замечательных людей» и «Литературное наследство». Сегодня лучше всего типографию можно разглядеть из небольшого сквера «Детский парк № 2».

В 2008 году в здании произошёл пожар, с тех пор оно не ремонтировалось и приобрело вид романтической руины, выглядывающей из-за крон деревьев. Градозащитники не раз высказывались о необходимости решения вопроса статуса дома и его приватизации, так как длительное запустение и пожар часто предшествуют сносу. В данный момент здание включено в число выявленных объектов культурного наследия, но разрушается.

 

Марина Хрусталева, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Ценность этого здания для города безусловная. В 2008 году выяснилось, что типографию ЖУРГАЗа построил Эль Лисицкий, известный своими проектами горизонтальных небоскрёбов на бумаге. Считалось, что он великолепный график, который так ничего и не построил. И вот пример, грандиозный пример воплощённого здания. Типография важна не только для Москвы, она важна для всего мира, потому что Лисицкий представлял все последние советские веяния и разработки на Западе в свое время, задавал тон в архитектуре постмодернизма.
В 2008 году в здании случился пожар, в итоге вся крыша обвалилась. Проверить, что там находится сейчас, нельзя, потому что типография стоит на закрытой территории, которая принадлежит ФСБ. Рядом идёт строительство жилого дома для союза кинематографистов. И есть подозрение, что, когда этот жилой дом закончат, может быть принята попытка снести старое здание: по законодательству нельзя, чтобы дома стояли так близко друг к другу».