23 января, воскресенье
Москва
Войти

Инсталляция «Код Нижнего» в пространстве ЦЕХ *: как рассказать и показать историю Нижнего Новгорода за 20 минут

Инсталляция «Код Нижнего» в пространстве ЦЕХ *: как рассказать и показать историю Нижнего Новгорода за 20 минут

The Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город лучше. В новом выпуске мы знакомимся с интерактивной инсталляцией «Код Нижнего», где можно узнать о восьми веках истории Нижнего Новгорода всего за 20 минут. С помощью современных технологий авторы сделали выставку интерактивной — ее можно не только посмотреть, но и послушать, потрогать и даже понюхать. Экспозиция состоит из десяти тематических зон — каждая рассказывает об определенном периоде в истории и о людях, которые прославили Нижний.

Инсталляция проходит при поддержке «Центра 800» в пространстве ЦЕХ * с 5 по 24 января по адресу улица Варварская, 32 в «Нижполиграфе» (вход со стороны улицы Ковалихинской). Вход бесплатный, но по предварительной записи. Чтобы посетить выставку, нужно зарегистрироваться по ссылке. На выставке требуется находиться в маске, а количество посетителей ограничено из-за коронавирусных мер.

Инсталляцию «Код Нижнего» при поддержке АНО «Центр 800» создавали нижегородцы. За мультимедиа-декорации отвечали художники нижегородской студии dreamlaser, а также декораторы «Д-констракшн» и студия «м20». Музыку и озвучку для выставки написали композиторы и актеры из Нижнего Новгорода. Историческим консультантом выступил НГИАМЗ. The Village Нижний Новгород пообщался с посетителями инсталляции «Код Нижнего», а также с создателями экспозиции и узнал, как за 20 минут рассказать всю историю Нижнего, сделать это в интерактивной форме и сразу для всех возрастов.

Артем Мещеряков

автор концепции и сценария инсталляции «Код Нижнего»


 Цель выставки — погрузить гостей в культурный и исторический контекст Нижнего. Для этого мы придумали такую околотеатральную форму, которая справляется с задачей нетривиально, в интерактивной форме. Она основывается на эмоциональных сопереживаниях, создает драматический момент, чтобы гость мог погрузиться в контекст Нижнего Новгорода на уровне чувств. Выставка погружает в тот самый уникальный код Нижнего.

Экспозиция подходит как для шестилетнего ребенка, так и для взрослого человека, который уже когда-то увлекался историей. Для каждого здесь есть место открытию. Любой может найти что-то новое, что-то интересное, соприкоснуться с историей.

Все, кто участвовали в создании выставки, — нижегородцы. Это культурный ответ тому запросу, что якобы «в Нижнем Новгороде нет творческого потенциала, нужно работать с Москвой!». Нет, смотрите: эта выставка полностью сделана руками нижегородцев и рассказывает историю Нижнего. Это возможность прочувствовать на эмоциональном уровне многогранную историю города. Не на фактологическом, а на эмоциональном. Если зритель заинтересуется, это замотивирует его глубже изучить исторические детали.

Для нас важно, чтобы эта выставка стала поводом для глубокого изучения истории Нижнего. Наш город очень странный — у него нет четкого позиционирования. Есть, например, Тула. Мы знаем, что там тульские пряники. Питер — это крыши, история, империя. А у Нижнего нет такой одной четкой линии. То мы инженерный кластер судостроения, то мы промышленный центр, то мы столица стрит-арта, то столица закатов. В самом позиционировании города есть все от России. Особенность инсталляции в том, что мы погружаем людей не только в Нижний, но и во всю Россию.

 Эта инсталляция — наши художественные высказывания. Мы говорим об истории с позиции XXI века. Если сравнивать с кино, то мы сделали не документальный фильм, а художественный, но на основе фактов.

Мы понимали, что человеческая память фрагментарна. Если ты даешь много информации только одним способом, будет скучно. Нам хотелось рассказать эту историю с помощью разных инструментов. Главный принцип — интерактивность. Чтобы человек мог взаимодействовать с экспозицией и стать частью этой истории. Как-то раз я был в музее в Эдинбурге. Там был экспонат — части метеорита. И табличка: «Пожалуйста, трогайте экспонаты!». Для меня это было так революционно. В наших музеях обычно просят не трогать экспонаты — на них можно максимум посмотреть. А я до сих пор вспоминаю, как прикоснулся к материалу из метеорита, которого больше нигде нет. У нас тот же принцип — разные способы взаимодействия.

Мы долго обсуждали с директором Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, историческим консультантом проекта Юрием Владимировичем Филипповым, какие исторические этапы выбрать для экспозиции. Он подсказывал, что было самое важное в каждом веке, а мы уже думали, какую информацию взять за основу. И самое главное, как это подать. Эта инсталляция — наши художественные высказывания. Мы говорим об истории с позиции XXI века. Если сравнивать с кино, то мы сделали не документальный фильм, а художественный, но на основе фактов.

Код Нижнего — это очень своеобразная вещь. Он не заканчивается нашей инсталляцией, он постоянно формируется людьми. Мы показали сначала прошлое, а потом будущее, как город преобразится дальше — все это код. Код, который есть сейчас, формируют люди, которые живут в Нижнем, прославляют, строят его. Код постоянно формируется заново. У каждого свой ответ, что такое код Нижнего. Это то, как ты воспринимаешь место, где живешь, и то, как ты его чувствуешь. Это люди и их причины здесь жить и развивать этот город. И у каждого они свои.

Лев Харламов

сценарист и режиссер инсталляции «Код Нижнего»


 Моей задачей было сделать спектакль без участия живых актеров. Я много работал с музейными, выставочными пространствами, поэтому мне интересно приводить театр в нетеатральное пространство. Идея сделать что-то, что работает без актеров и в принципе без людей, — интересная форма. Этот пролет над восьмивековой историей за 20 минут тоже очень непростая задача. Мы поняли, что из каждого века нужно выделить какое-то знаковое событие. И это знаковое событие в инсталляции превращено в образ. Каждая зона, соответствующая очередному веку истории, отличается от другой в плане подхода к ней: визуально, по способу диалога со зрителем. С течением веков город менялся. Меняется и способ подачи образа этого века. Эта экспозиция — возможность взглянуть на всю историю целиком, нарисованную крупными мазками краски.

Стоит отметить язык, которым мы говорим со зрителем. Разговор одновременно идет и из того века, о котором рассказывается, и из сегодняшнего дня. Мне хочется, чтобы пройдя экспозицию, у зрителя возникло общее образное представление об истории Нижнего с XIII по XXI век.

Музыку для этого проекта писали нижегородские композиторы. Мы сначала придумывали зоны, а уже затем обращались к определенным музыкантам и давали им задание написать определенную композицию к определенному образу и определенному знаку. Одно из произведений написал Павел Сергеев, Анна Лутошкина придумала главный хит инсталляции, Ольга Веденкина писала фольклорную часть — она специализируется на современном фолке. Ей пришлось выдержать сложную стилизацию, при этом написать ярко. Две композиции придумал Евгений Афраймович — он одновременно романтичен и одновременно знает двадцатый век. Общий саунд инсталляции создавала его студия «Музыка НН». Для озвучки мы записали двенадцать голосов — десять профессиональных актеров и два ребенка, которых отобрали путем большого кастинга. Кроме музыки и голосов мы использовали множество шумов, тонкие переходы, а также делали расчет времени: сколько нужно, чтобы повернуться от одной экспозиции к другой, сколько потребуется, чтобы сделать шаги, сколько времени нужно, чтобы нажать на кнопку или потянуть за канат. Студия dreamlaser работала над медиавизуальным контентом, нижегородское агентство Unblvbl помогло с каллиграфией.

 Что нас притягивает в Нижнем, почему мы хотим тут жить, почему мы хотим тут работать, приносить пользу? Поиск ответа на эти вопросы — поиск кода.

Мы пытались создать образ каждого века. Конечно, допускали художественные вольности, но в основе всегда были факты. В каждом веке пытались найти то, что характеризует век в целом. Это и есть способ рисования истории Нижнего крупными мазками. У каждого века свой штрих и цвет — именно его мы и изобразили. Выставку можно считать учебником истории, но рассказанным языком жителя 2021 года.

Код Нижнего — это способ понять то место, где мы живем. Почему человек выбирает Москву городом для жизни? Ответ очевиден — там много возможностей, высокие зарплаты и много всего другого. Почему человек выбирает Санкт-Петербург городом для жизни? Там много истории, там красиво. Почему человек выбирает Нижний Новгород — вопрос, на который нет однозначного ответа у всех. Что нас притягивает в Нижнем, почему мы хотим тут жить, почему мы хотим тут работать, приносить пользу? Поиск ответа на эти вопросы — поиск кода. Движение в сторону общего понимания Нижнего Новгорода может быть созданием сложного образа Нижнего.

Вход на инсталляцию бесплатный. Это мероприятие спродюсировал «Центр 800», который и создает раз за разом подобные мероприятия, причем бесплатные, чтобы как можно больше нижегородцев увидели все это. Сейчас по количеству регистраций на инсталляцию мы пониманием, что интерес огромный. Всего за неделю новогодних праздников инсталляцию посетило более 3800 человек.

Татьяна Маркина

региональный представитель ВКонтакте в Нижнем Новгороде


 Наконец-то сегодня с третьей попытки мне удалось попасть на инсталляцию «Код Нижнего». В предыдущие два раза записаться не удавалось – все места были заняты.

В инсталляции понравилось разнообразие методов демонстрации эпох — каждому веку присвоен свой способ показа. Думаю, неслучайно где-то зрителя встречает голограмма, а где-то даже нужно самим постараться и «дернуть за веревочку». Особенно интересен момент с проходом по «пепелищу». Действительно создается ощущение, что находишься в эпицентре трагических событий. Вплоть до запаха гари. Впечатляет.

Радует упоминание гения Ивана Петровича Кулибина. К сожалению, мало кто из иногородних (да и даже среди нижегородцев) знает, что великий изобретатель – уроженец Нижегородской губернии.

Думаю, что инсталляция понравится не только нижегородцам, но и гостям города, которые мало знают об истории Нижнего. Код нашего города состоит из гораздо большего количества деталей, чем организаторы смогли показать, но обозначить канву и задать направление им удалось. Я не скажу, что инсталляция очень информативна, однако отсутствие загрузки зрителей именами, датами и событиями придает легкость восприятия. «Код Нижнего», скорее, рассчитан на эмоции и зарождение интереса к самостоятельному изучению 800-летней истории города.

На днях в Нижний приедет моя подруга из предуральского города. Несмотря на то, что она уже была здесь и многое знает, в чатике с ней уже лежит регистрационная ссылка на инсталляцию «Код Нижнего».

Инна Маргина

специалист по закупкам, 25 лет


 Больше всего мне понравилась то, что мы во всем участвовали — все можно было потрогать.

Желаю создателям продолжать в том же духе, творить, делать больше интересного. Мне кажется, в нашем городе не хватает подобных проектов. Было бы здорово, если бы такие выставки проходили чаще — не только к 800-летию города.

Анна Колодина

редактор, 25 лет


 Здорово, что выставка так круто выглядит визуально. Особенно радует, что она интерактивна — люди сами могут прикоснуться к инсталляции и поучаствовать в ней. Мне понравились истории — каждая из них связана со своим веком Нижнего.

Я приехала из Москвы. Для меня как для туриста это отличный фундамент для изучения истории. Это то, что создает интерес. За полчаса не получится выучить историю целиком, но мотивация к ее изучению может появиться.

На выставке посетители узнают об инфраструктурной и событийной программах 2021 года, а также могут приобрести лицензионную брендированную продукцию с символикой 800-летия. Это предметы одежды, магниты, кружки, значки и другие сувениры, а также изделия народных художественных промыслов.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

Первая полоса

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

«Черная книга» эпохи Собянина
«Черная книга» эпохи Собянина 30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году
«Черная книга» эпохи Собянина

«Черная книга» эпохи Собянина
30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

Подпишитесь на рассылку