Квартира за миллион: Как Cheap Home делит и продает таунхаусы Бизнесмен Андрей Сазонов рассказал, как сначала потерял 15 миллионов рублей в банке, а потом вернул их, продавая квартиры в таунхаусах

Квартира за миллион: Как Cheap Home делит и продает таунхаусы

За последние три года спрос на загородный рынок жилья в Подмосковье упал в два-три раза. Сократился объем продаж как элитных коттеджей, так и малоэтажного жилья экономкласса — дуплексов и таухаусов. Но у компании Cheap Home дела идут отлично. За первый год работы ей удалось продать более 200 подмосковных квартир. Все дело в необычной бизнес-модели. На нее наткнулся Андрей Сазонов и его компаньоны в попытке снова заработать после того, как их деньги остались в обанкротившемся банке. Он решил делить стоящие без дела подмосковные таунхаусы на квартиры-студии и продавать по частям по цене от миллиона рублей. Предприниматель рассказал The Village, кто покупает такие квартиры, как организован процесс продажи и почему никто не додумался до такого раньше.

Потерять все

 Андрей Сазонов: Мы с моим компаньоном Евгением Мартынюком до этого занимались посуточной арендой квартир. Потом продали этот бизнес, положили деньги в банк и почти сразу их потеряли. Это было в 2013 году. Мы продали компанию за 15 миллионов рублей и уехали в путешествие в Латинскую Америку. А в это время у банка отозвали лицензию. Сейчас это уже достаточно распространенный случай, а тогда это был буквально второй банк. Так мы потеряли почти все — 10,5 миллиона рублей (часть уже успели потратить). Нам выплатили 700 тысяч рублей в качестве страховой премии.

Тогда мы заново начали такой же бизнес по посуточной аренде. Опять построили компанию, но только быстрее: мы использовали не деньги, а свои связи. Когда мы продавали свою первую компанию, у нас было 35 квартир, и ее мы строили пять лет. А во второй компании получилась 41 квартира, и это всего лишь за два месяца. Мы поняли, что можно приходить к менее удачливым коллегам по бизнесу и предлагать выкупить их компанию — но только не за деньги, а за долговую расписку. Нас все знали и доверяли. Таким образом мы скупили несколько мелких компаний: у кого-то было пять квартир, у кого-то — десять, у кого-то — то 12. По сути, мы работали под честное слово. Мы наладили процессы, оставили лучших сотрудников — сделали все по своим стандартам. Так новая компания выплатила за себя долги. Потом мы ее продали — примерно за те же деньги, что и свою первую. Но вкладывать деньги в банк мы уже боялись.

В то время мой компаньон купил два объекта недвижимости и стал сдавать их в аренду. Для того чтобы сдавать их дороже, он поделил загородный дом на маленькие студии, и сдавал дом не целиком, а маленькими студиями. Для этого достаточно было поставить дополнительные перегородки. Я же не очень люблю управление недвижимостью, потому что это большой геморрой. Изначально я не хотел этим заниматься. При этом у меня были деньги, но они просто лежали, а отнести их в банк рука не поднималась. Тогда тоже начал смотреть в сторону недвижимости. Но если просто купить объект недвижимости и сдавать его в аренду, то можно окупать его очень долго — 10–15 лет. Если же сдавать маленькими частями, получается примерно в два раза быстрее. Было состояние «и хочется, и колется». В итоге я решил купить два таунхауса, и с этого начался новый бизнес.

Самая маленькая наша студия имела площадь в 16 квадратных метров, самая большая — в 60 квадратных метров. В среднем это было 20–25 квадратных метров — как гостиничный номер, только в гостинице нет кухни

Домик на семерых 

Мы с моим партнером начали ездить и смотреть объекты. Выбрали поселок, пришли к застройщику и начали торговаться — суммы большие, даже если удастся договориться о скидке в 5–10 %, это уже хорошо. Застройщик говорил: «Ребята, мне неинтересны эти два таунхауса, но если вы бы у меня купили пять — то я бы вам дал скидку по миллиону рублей на каждый». Мы согласились, потому что хотели на этом немного заработать: скидку отдать тому, кого мы приведем, и себе забрать еще 2 миллиона рублей. Тогда мы начали искать людей, которые вдохновятся такой же идеей — купить таунхаус, разделить на части и сдавать. Быстро оказалось, что люди хотят, но у 99 % из них нет такой возможности.

Я уже тогда занимался обучением бизнесу по суточной аренде квартир, и у меня была своя аудитория. Тогда я стал рассказывать, что посуточная аренда — это круто, но деньги надо сохранять, поэтому тех, у кого есть такая потребность, приглашал присоединиться к нашему проекту. Мы нарисовали целый план, как будем этим совместно управлять. Так мы нашли одного человека, который согласился купить один таунхаус. Нам нужно было продать еще два. Тогда мы стали предлагать людям, у которых не было возможности купить целый дом, скинуться по 500 тысяч рублей и вместе сдавать таунхаус, а деньги делить. Народ стал активизироваться. Чуть позже мы решили не устанавливать конкретную сумму, а привязать вложение к каждой студии — владельцы могли бы сдавать ее или жить там сами. Мы оценили, сколько стоит каждая студия, и просто дали объявления в газету «Из рук в руки», на Avito и в другие места, где люди ищут себе жилье, о том, что продается квартира-студия. Тогда повалил шквал звонков. В итоге мы купили таунхаусы на семерых человек. А у того застройщика, который нам предложил купить пять домов со скидкой по миллиону, мы в итоге купили шесть. И параллельно пошли по другим застройщикам.

Первая наша сделка произошла год назад, летом 2015 года. Фактически мы покупали дом на шестерых-восьмерых. Мы думали, что люди станут бояться того, что его будет проблемно продать. Тогда придумали схему: во время покупки мы сразу же идем к нотариусу, и все дают друг другу бессрочное согласие на продажу долей. Получается, что люди покупают дом в общедолевую собственность. Но благодаря этому человек может купить жилье в 2,5–3 раза ниже стоимости отдельной квартиры. Самая маленькая наша студия имела площадь в 16 квадратных метров, самая большая — в 60 квадратных метров. В среднем это было 20–25 квадратных метров — как гостиничный номер, только в гостинице нет кухни, а мы умудряемся сделать маленькую кухоньку и свой санузел. Первые проекты были учебными. Поначалу студии стоили от 990 тысяч рублей, сейчас — примерно от 1,3 миллиона. У нас уже есть проекты в Новой Москве — там можно купить студию за 2 миллиона рублей рядом с метро и с московской пропиской.

Эта стратегия выстрелила в кризис. Продавцы недвижимости сейчас держатся за голову, у них трудности с ликвидностью, покупательская способности снизилась. При этом потребность у людей в жилье такая же: родители хотят, чтобы взрослый ребенок жил отдельно, или семья развелась, двушку продала и они не могут купить две квартиры. Мы сами не ожидали, что будет такое количество звонков, — первое время даже между собой не могли пообщаться. Сначала обалдели, но вскоре поняли, что на некоторые вопросы ответить не можем, и начали придумывать систему.  

Сейчас застройщики смотрят на нас с интересом. Сначала никто не верил, а сейчас все уже нас знают. Было даже такое, что год назад один девелопер нам отказал, сказав что-то вроде «что за хрень», а сейчас сам позвонил и попросил, чтобы мы с ним начали работать.

Как все устроено

В самом таунхаусе мы не делаем фундаментальных изменений. Там, где стоят несущие конструкции, мы их оставляем. Там, где должен быть туалет, мы его и делаем, в других квартирах оборудуем санузел за счет того же стояка. Газ не разводим — получается одна студия с газом, а остальные — с электрическими плитами. Из таунхауса мы делаем дом с комнатами, в каждую комнату ведет дверь, а внутри — свой санузел. По сути, мы делаем другой продукт — и рекламируем не весь дом, а маленькую квартирку за 1,3 миллиона рублей.

На этапе продажи мы рисуем планировку и определяем сумму ремонта. Потом приглашаем одну из строительных компаний, с которой сотрудничаем, и они составляют примерную смету. Таким образом, будущим жильцам ничего не нужно делать, кроме самого приятного — выбрать обои, напольное покрытие и другое. Все остальное — дополнительные стены, разведение отопления и канализации, вентиляцию — делает наша подрядная организация. Когда человек приходит смотреть объект, мы говорим, что из суммы, которую он платит за жилье, 200 тысяч рублей мы вкладываем в ремонт.

Кстати, мы работаем только с таунхаусами на финальном этапе строительства: нам важно доверие людей, да и подобных предложений на рынке пока хватает. Как только мы находим подходящий объект, то даем рекламу, что продается квартира-студия. Пока люди не стали собственниками, мы ничего в самом таунхаусе не трогаем.

Таунхаусы мы не выкупаем — мы их бронируем, набираем людей, а потом приводим их к владельцу. Комплектация таунхауса происходит в среднем за два месяца. Все деньги покупатели собирают во время сделки, они же заключают договор со строительной компанией, чтобы потом принимать ремонтные работы. Строители делают ремонт, жильцы подписывают акт выполненных работ, и только тогда мы оплачиваем работу строителей. Мы выступаем как гарант, третья сторона, и делаем это для того, чтобы защитить покупателей. 

У жильцов есть соглашение о пользовании совместным имуществом. Они подписываются под тем, что все обязаны скидываться на коммунальные платежи, содержать общие зоны. Юридически таунхаус — это один объект недвижимости. Соответственно, каждый месяц приходит квитанция, а жильцы делят сумму на всех. Это единственный вопрос, по которому им нужно между собой кооперироваться. При желании люди могут поставить себе счетчики. В случае если накапливается какой-то серьезный долг, можно решать вопрос в судебном порядке. Кстати, пока такого не было. Но у нас уже случился один прецедент, когда люди пошли в суд и разделили счета. Теперь управляющая компания приносит не один общий счет, а каждому свой, исходя из долей — получается, что даже если кто-то не платит, то это его проблема.

Жильцы знакомятся друг с другом только на сделке. У нас такие условия: чтобы мы сняли студию с продажи, человек должен внести определенную сумму за бронь. Мы договариваемся, что когда найдем всех, то возьмем еще одну бронь, чтобы назначить дату сделки. Непосредственно перед сделкой мы берем с человека вторую бронь. Это небольшая сумма, но если он не собирается приходить на сделку, то не захочет лишние 50 тысяч рублей выкидывать. Мы выработали эту схему в процессе работы. Когда у нас что-то случалось, мы думали, как усилить систему, чтобы такого не повторялось. Сейчас все продумано — появилась технология. 

На момент продажи бывает, что жители поселка недовольны будущим соседством. Видимо, они представляют, что это будет цыганский табор, 20 таджиков и так далее. Но потом, когда люди заселяются, все нормально общаются между собой. Это примерно одна и та же социальная группа: один купил студию за 1,5 миллиона рублей, а рядом в таунхаусе живет другой человек с ипотекой, который внес за него те же деньги, просто повесил на себя еще кредит.

Хотя мы не националисты, мы не можем брать кавказцев или азиатов — тогда остальные не купят. Мне жалко этих людей, но мы отказываем, потому что иначе не можем довести сделку до конца. Нам выгоднее, чтобы все полюбили друг друга и не было никакой неприязни. В обществе такие настроения присутствуют, поэтому мы вынуждены с этим считаться.

Жилищная арифметика

В среднем площадь всего таунхауса составляет где-то 250 квадратных метров — его мы делим на семь студий. Но у нас есть и стометровые объекты, которые делятся на три собственника, и есть проект, где дом в 450–600 квадратных метров разделен на 11 квартир.

Один таунхаус стоит порядка 8,5 миллиона рублей. Мы продаем его за 10,5 миллиона рублей — получается, что 20 % от этой стоимости дома остается нам. И еще около 1,5–2 миллиона рублей уходит на ремонт. Получается, люди платят 12–13 миллионов рублей. Разделим это на семь-восемь студий — и получится 1,5–1,9 миллиона рублей за одну. Для людей это все равно остается выгодным.

Каждый проект уникальный, но примерные цифры такие. Конечно, это не то же самое, что отдельная квартира — все-таки это общедолевая собственность. Но тем не менее у людей есть огромная потребность в собственном жилье. Наши покупатели понимают, что альтернативы, в общем-то, нет, — за 1,5 миллиона рублей ничего подобного не купишь. По сути, мы конкурируем с комнатой в коммуналке. Но там у человека будет совместные кухня и санузел. И будет неизвестно, кто соседи: в коммуналках часто живут люди не очень приятные. Здесь тоже соседи могут не ужиться, но у них нет совместно используемого пространства — друг с другом они могут общаться по минимуму. А по цене комнаты в коммуналке у нас и площадь больше, и внутри лучше.

Люди покупают студии не только чтобы в них жить, но и чтобы сдавать — таких клиентов у нас 20–30 %. Был человек, который продал сдаваемую им квартиру в Москве примерно за 6 миллионов рублей и купил четыре студии по 1,5 миллиона у нас — тоже под сдачу. Сумма помесячной аренды у него получилась в два раза выше: 80 тысяч рублей против 40 тысяч.

Объекты по франшизе 

Первые полгода мы работали сами, а потом стали продавать франшизы. Партнеры платят за обучение и процент от реализованного проекта. Мы обучаем людей, как вести этот бизнес, с условием того, что они его делают вместе с нами. Даем технологию,  информацию, примеры, шоу-рум, а они сами ищут объекты, договариваются с застройщиками, организуют показы — работают на местах. Но еще у нас есть свой отдел продаж и целая сеть агентов, которые получают комиссию. Они не выезжают на объекты, а дают рекламу, принимают звонки и отправляют к нашему партнеру, то есть дают трафик. Совместно с партнерами мы проводим сделку и делим прибыль. Такая система дала нам возможность вести около 30 объектов параллельно.

Компанию основали три человека — я, Евгений и Мария Кузнецова, которая стала покупателем первой студии в первом нашем таунхаусе. Сначала мы делали только свои проекты, потом параллельно вели еще проекты партнеров по франшизе, потом поняли, что конкурируем с ними же, потому что у нас один отдел продаж. Тогда мы свои закончили и начали только партнерские проекты развивать, но быстро увидели, что те часто подводят, и сейчас мы опять переходим на ту модель, когда делаем и свои, и партнерские проекты. Это решение мы приняли буквально неделю назад, а сейчас уже ведем пять своих проектов. На протяжении всего этого года мы учимся работать — каждый месяц мы что-то меняем.

220 квартир в год

Я иногда шучу, что половину таунхаусов в Подмосковье выкупаем мы. Но это, конечно, не так. Сделки есть, рынок огромный, а нам не все таунхаусы подходят с чисто технической точки зрения. Но мы нашли нишу, где можно работать. 20 лет у застройщиков был легкий бизнес с высокой маржинальностью: все раскупали еще на стадии котлована, и сейчас они с трудом понимают, что такое конкуренция. К тому же штучными вещами они не занимаются, поэтому мы для них — очень хороший выход. Получается, что мы и им помогаем, и сами хорошо зарабатываем, и людям нужны.

Мы гибкие: где у нас спрос, там мы ищем предложение. Сейчас у нас есть объекты по всем направлениям Подмосковья и в Новой Москве. Мы смотрим: если объект активно продается, то больше работаем по этому направлению. Если не продается, мы через какое-то время можем от него отказаться. Изначально мы ориентировались только на Москву и Подмосковье, но потом поняли, что можем брать партнеров откуда угодно. И сейчас у нас есть несколько объектов в регионах России и даже в Киеве.

Размещаемся через обычные каналы продажи квартир — порталы о недвижимости, доски объявлений. Первые наши покупатели подробно расспрашивали о том, что такое квартира-студия. Год прошел, и сейчас рынок уже знает о таком явлении. Я состою в специализированных чатах по недвижимости в Telegram, там уже активно обсуждают такую стратегию продаж.

За год мы выкупили порядка 25 домов, или 200 квартир, и это при том, что вообще не умели продавать недвижимость. Мы даже не знали, как вообще сделки происходят, — учились у наших же покупателей и застройщиков. Оборот компании составляет больше 250 миллионов рублей и растет по экспоненте. На самом деле вещь элементарная: такие сделки проходили разово и пять лет назад. Но мы это поставили на поток. Если честно, я не понимаю, почему никто не сделал этого раньше.


Мария Губанова

покупательница студии в таунхаусе

Чуть больше года назад я решилась вложиться в ипотеку, но все, что я могла потянуть, — это небольшие квартиры на стадии строительства. Тогда-то я и наткнулась на объявление на Avito. Меня смутило, что это доля, сразу появились ассоциации с коммуналкой. Спустя месяц безуспешных поисков квартиры я наткнулась на аналогичное объявление, но уже на 100 тысяч рублей дороже; мы с сестрой как раз проезжали мимо того объекта, поэтому заехали на просмотр. Студия покорила меня своим названием — «Париж» — и шикарным панорамным окном. И, конечно, ценой. Я рискнула и в целом не жалею.

Покупка проходила в три этапа. Сначала мы встретились в офисе застройщика и внесли обеспечительный платеж — гарант выхода на сделку. Спустя пару недель через ячейку я банке оплатили остаток, и еще через неделю в регистрационной палате получили свидетельства на квартиру. Все этапы подкреплялись документами.

Ремонт, правда, вместо обещанных трех месяцев длился четыре с половиной и потребовал некоторых дополнительных вложений.

Я не живу в своей студии, а сдаю ее, так что про соседей по поселку сказать ничего не могу. В моем таунхаусе шесть содольщиков. За общими зонами мы следим по очереди, а за услуги ЖКХ у нас свой ответственный, ему мы скидываем деньги (на электричество и воду у каждого свой счетчик), а он оплачивает и отчитывается. Конкретно мне с соседями отчасти не повезло, но от «веселых соседей» не застрахован и собственник квартиры в многоквартирном доме. Это человеческий фактор.

Я отдавала себе отчет в том, что могут быть сюрпризы, однако сюрпризом для меня стало то, что люди, которым за 30, не могут договориться об элементарных вещах. Когда нужно было вывозить строительный мусор, ставить фильтры на воду, решить, как облагородить придомовую территорию, некоторые соседи начинали играть в постановку басни Крылова «Лебедь, рак и щука», что здорово тормозило процесс. Каждый хотел, чтобы было так, как удобно ему, и не хотел идти на компромисс. Это отнимало очень много нервов. Но гарантировать адекватность на первый взгляд приличного человека компания не может, да и не должна. Сейчас я в процессе продажи своей студии: хочу купить побольше и поближе к Москве.


Ирина

житель поселка таунхаусов

Представьте себе, что вы купили жилье в тихом месте, со своей парковкой у дома. И вдруг у вас рядом образуется коммунальная квартира. Кому это понравится? Напротив каждого таунхауса — всего одно парковочное место, максимум два. Возникает вопрос, где будут парковаться жители коммуналки? Вопрос с коммуникациями также непонятен. Таунхаус продается как квартира, соответственно, все коммуникации рассчитаны на одну квартиру, а не на семь-восемь. В таком таунхаусе будет повышенное потребление электричества и воды — дольщики ведь на каждых своих 15 квадратных метрах установят электоплиту, стиральную машину и прочую технику. У них начнет выбивать пробки, когда они включат все это разом. Уменьшится напор воды. Все это может сказаться и на хозяевах нормальных таунхаусов.

Я уже не говорю про социальную однородность — кто знает, кого заселят в комнату, купленную по такой низкой цене, может, родственника-алкаша туда определят?

Наш поселок только заселяется, а эти товарищи ходят и пытаются продать. Но пока у них, насколько я знаю, ничего не вышло. Но они уже раздражают постоянным хождением толпами под окнами. Люди покупают жилье в таунхаусе, чтобы в какой-то степени уйти от городской суеты, от проблем с парковкой и тому подобного. А с такими соседями двор станет похож на старое советское малоэтажное жилье. В общем, элитное жилье превращается в бюджетное.


Фотографии: обложка, 1, 2 — Егор Слизяк, 3,4 – Cheap Home

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

В каких банках теперь хранить деньги
В каких банках теперь хранить деньги В России осталось всего 696 банков, и с каждым днём их становится всё меньше. Специалист по личным финансам рассказала The Village, где лучше открыть счёт
В каких банках теперь хранить деньги

В каких банках теперь хранить деньги
В России осталось всего 696 банков, и с каждым днём их становится всё меньше. Специалист по личным финансам рассказала The Village, где лучше открыть счёт

Насколько различаются цены на жильё в разных районах Москвы
Насколько различаются цены на жильё в разных районах Москвы The Village сделал карту с ценами на однокомнатные квартиры в пределах МКАД
Насколько различаются цены на жильё в разных районах Москвы

Насколько различаются цены на жильё в разных районах Москвы
The Village сделал карту с ценами на однокомнатные квартиры в пределах МКАД

Сколько нужно работать, чтобы накопить на квартиру
Сколько нужно работать, чтобы накопить на квартиру The Village узнал, сколько годовых зарплат нужно, чтобы купить квартиру в Москве, Нью-Йорке, Берлине и других мегаполисах
Сколько нужно работать, чтобы накопить на квартиру

Сколько нужно работать, чтобы накопить на квартиру
The Village узнал, сколько годовых зарплат нужно, чтобы купить квартиру в Москве, Нью-Йорке, Берлине и других мегаполисах

Как Busfor меняет автобусный рынок
Как Busfor меняет автобусный рынок Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании
Как Busfor меняет автобусный рынок

Как Busfor меняет автобусный рынок
Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест