Брейншторм

 

 

(от искаж. англ. brainstorm) — коллективная форма обсуждения задачи

Примеры употребления

 

«Если мы сегодня не поштормим про сок, клиент пошлёт нас в жопу»

«Брейншторм состоится в загородном пансионате на этих выходных»

 

 

Брейншторм — один из древнейших российских бизнес-неологизмов наравне с офисом, корпоративом и жалюзи. В своё время красивый брейншторм вытеснил пресные планёрки и летучки, оставив их сущность без изменений: попытка решить коллективным разумом некую проблему. Надо заметить, что брейншторм как таковой является прерогативой почти исключительно людей творческих профессий и экспатов; прочие слои населения употребляют термин скорее в ироническом ключе.

Всякий уважающий себя брейншторм следует единой драматургии и, как правило, приводится в действие одинаковым набором архетипов. Разберём их по ролям. Во-первых, на нём всегда есть начальник/руководитель креативной группы/линейный продюсер. Этот человек сидит, полуприкрыв глаза и зачастую мучаясь похмельем. Он хорошо знает, что его слово последнее и что результат брейншторма он всё равно присвоит себе. Поэтому он не торопится хвалить прозвучавшие идеи, вместо этого скупо вставляя слово «говно» в ответ на чьё-нибудь предложение. Во-вторых, есть энергичный юноша (реже — девушка), который всё ещё не избавился от профессиональных иллюзий и/или считает себя умнее всех. Он фонтанирует идеями, рисует на доске диаграммы, вспоминает свежайшие мемы и танцует гарлем шейк. Его всё ненавидят. В-третьих, есть томная девушка (реже — юноша), которая смотрит вокруг себя пустыми глазами, пишет в телефоне SMS и считает минуты до вечерней маршрутки из офиса к метро. Все прочие участники в меру сил изображают вежливый интерес к происходящему, обратно пропорциональный продолжительности брейншторма. Картина радикально меняется, когда на мероприятии присутствует представитель клиента или значительно более вышестоящее начальство: тогда в самого умного мальчика ненадолго превращаются все участники.

Нужно сказать, что брейнштормы часто проводятся ради брейнштормов: во многих индустриях это самоценный офисный ритуал, где процесс важнее результата. По сути, это узаконенный способ провести несколько оплаченных рабочих часов не у монитора и представить себя на это время сотрудниками Дона Дрейпера из известно какого сериала. Многие руководители творческих индустрий прекрасно это понимают и даже устраивают выездные загородные брейнштормы, стихийно переходящие в обычные для таких случаев пьянство и промискуитет.

 

Альтернатива употреблению

Практика показывает, что брейншторм как таковой большого смысла не имеет: десижн-мейкер (см. в следующем выпуске «Буллшит бинго») всегда заранее знает ответы на все интересующие его вопросы. Впрочем, брейншторм может быть полезен в плане придумывания резервных идей или для критического переосмысления уже имеющихся.

Также существует несколько простых и действенных способов придать брейншторму динамику и смысл: назначить его модератора, чётко обозначить хронометраж происходящего, посадить кого-нибудь записывать и структурировать всё, что прозвучало, и т. д. Как и в случае со многими другими понятиями этой рубрики, брейншторм гораздо лучше работает, если найти в себе силы избавиться от сопровождающих его стереотипов и сосредоточиться на практической стороне вопроса.

 

 

Фото: Ahmed Nassar