Заказ свободы: Почему надо противостоять ограничениям интернет-торговли Требования ФТС к посылкам из зарубежных онлайн-магазинов подняли волну негодования. Глава Общества защиты прав потребителей объясняет, как эти меры могут сказаться на развитии экономики.

Михаил АНШАКОВ
председатель Общества защиты прав потребителей
Те, кто застал времена советского ненавязчивого сервиса, полупустых прилавков с морской капустой и берёзовым соком, колбасных поездов, законодателей мод с фабрики «Большевичка», наверное, должны считать нынешний выбор доступных товаров большим революционным достижением. Те, кто не застал, никогда не поймут, почему в СССР не деньги, а связи определяли уровень жизни и потребления. Буквально на глазах произошла ещё одна потребительская революция: появилась возможность делать покупки не выходя из дома несколькими кликами мышки в одном из миллионов онлайн-магазинов мира, оплачивать и дистанционно решать все вопросы с продавцом.
Но революция — это всегда борьба, и не всегда её победа окончательна. Исторически офлайновые магазины обречены. Но реакционный переворот может на время вернуть им часть потерянных позиций. Именно эту борьбу мы наблюдаем сейчас, не отходя от компьютера.
Ассоциация компаний интернет-торговли «АКИТ» выступила авангардным контрреволюционным отрядом, найдя союзников в Федеральной таможенной службе и правительстве. Используя самые современные виды вооружения — лоббизм, пиар и манипулирование общественным мнением, им многое удалось. Теперь планируется ограничить возможности интернет-шопинга за рубежом. То есть там, где ритейлеры привыкли работать с нормой прибыли в 2-5% и увеличивать её за счёт оборота, а не наценок. Чем это грозит?
Ограничительные меры станут шоком для потребителей, заставят их отказываться от покупок или уйти в «серый сектор» к фирмам-посредникам и челнокам
Во-первых, предлагается ограничить владельцев неперсонифицированных электронных кошельков суммой перевода в одну тысячу рублей в день и 15 000 рублей в месяц. Эта мера якобы должна помочь в борьбе с терроризмом. Кроме того, депутаты требуют отслеживать все переводы на сумму свыше 100 000 рублей в месяц. Сомнительно, что такой подход избавит Россию от преступников: сейчас максимальная сумма платежа составляет 40 000 в месяц — вряд ли понижение границы заставит их пересмотреть свои планы. Зато такое ограничение заставит граждан ещё реже обращаться к безналу. Кроме того, предложения депутатов уже повлияли на бизнес компаний, которые заняты электронными кошельками: акции Qiwi после заявления подешевели на 17%.
Во-вторых, усложняется порядок таможенного оформления и увеличвается перечень необходимых документов на посылки из заграничных магазинов. При получении товара не по адресу регистрации потребитель будет вынужден писать объяснительную, как и при оплате не своей картой. Вчера появилась информация о том, что чиновники пошли навстречу экспресс-перевозчикам, которые уже заявили о прекращении работы в России. ФТС возвращает прежний порядок оформления товаров. Они дали обратный ход под огромным давлением со стороны правозащитных организаций, СМИ и участников рынка.
В-третьих, товары стоимостью свыше 200 евро (в прежней версии — 150 евро) будут облагаться 30-процентной пошлиной, и возникнет необходимость проходить процедуру растаможки. Ограничительные меры, которые пролоббировали отечественные ритейлеры, станут шоком для потребителей, заставят их отказываться от покупок или уйти в «серый сектор» к фирмам-посредникам и челнокам.
Возникает извечный вопрос — «Что делать?». на другой вопрос, «Кто виноват?», ответ есть
Именно этого добиваются члены Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) ещё и потому, что большая доля участников ассоциации — это офлайновые сети с небольшой долей онлайн-торговли. Им вообще нет резона развивать интернет-торговлю, а выгоднее на этом этапе её приморозить.
Обычные предприниматели в этом случае становятся потребителями и ищут лазейки, как обойти новые условия. Один из них пожаловался на то, что теперь ему придётся заказывать карго из Китая, так как часто заказывает необходимую технику за границей.
Возникает извечный вопрос — «Что делать?». На другой вопрос, «Кто виноват?», ответ и так есть. Мне кажется, нам всем нужно сопротивляться контрреволюционному перевороту.
Во-первых, нас много. Объём онлайновой торговли в прошлом году составил 300 млрд рублей. Количество активных интернет-пользователей — 22 млн человек. Во-вторых, государство самым бесцеремонным образом залезло к нам в карман. Мы уже заплатили налоги со своей зарплаты, а теперь, когда идём её тратить, с нас берут ещё 30%. Затронуты вполне осязаемые интересы миллионов российских семей. В-третьих, интернет в целом и социальные сети дают нам возможность стать объединённой силой, действуя совместно. Нужно заставить власти нас услышать.
Фотография на обложке: Fotobank/GettyImages