Евгений КАЛИНИН

Основатель бизнес-акселератора Startup Magic

Избавьтесь от иллюзий

Бывает так: собрались хорошие люди, открыли компанию, вложили миллион, и давай делать хороший продукт. Делают, делают – деньги-то есть – потом бабах, кризис, деньги кончаются, все плохо. И тут обнаруживается, что продукт-то есть, но денег он не зарабатывает, да и вообще не очень понятно, кому и зачем он нужен. Обычно компания в этот момент заворачивается в простыню и ползет на кладбище. А вложенный миллион – ну что же теперь, ну был миллион, а теперь нету. Бывает.

Но иногда случается и иначе. Компания активизируется, увольняет 80% персонала, уменьшает косты до вменяемых масштабов и начинает внимательно разбираться в том, что же они успели за это время наворотить. Чтобы выжить, они фокусируются на ключевой функции продукта, основной метрике и одной цепочке дохода, избавляясь от всего второстепенного. Вместо того, чтобы жечь деньги, компания учится их зарабатывать.  

Базовая идея, на которой основываются действия руководителя в такой ситуации, описана под многими разными названиями. У производственников это lean production и lean management, у стартаперов – lean startup, customer development, growth hacking и еще тьма тьмущая разных методик.