Марина Неретина получила в Москве образование переводчика, но не захотела посвящать себя этой профессии. Переехав к молодому человеку в Петрозаводск, она занялась изготовлением свадебных приглашений на заказ, а спустя некоторое время начала использовать посевную бумагу, в состав которой добавляются семена цветов.

Такую бумагу можно посадить, и уже через несколько дней появятся первые ростки. В июне проект CardStory был запущен, а на окупаемость, как ожидается, он выйдет к следующей весне.

 

Сфера деятельности

Производство посевной бумаги

Дата старта

Июнь 2013 года

 

Бюджет на запуск

500 000 рублей

Сайт

CardStory.ru

 

Марина НЕРЕТИНА

Основательница CardStory

Как всё начиналось

Я окончила МГЛУ, в дипломе значится «лингвист-переводчик». Я изучала финский, периодически ездила в Финляндию. В Хельсинки на конференции познакомилась с делегатом из Карелии, своим будущим молодым человеком. Вскоре после получения диплома мы решили жить в Петрозаводске.

Раньше я занималась репетиторством и переводами, чтобы оплачивать счета. Однако превращать это в основное занятие не хотелось. Были робкие мысли попробовать что-то своё. Рукодельничать я всегда любила, поэтому начала делать свадебные приглашения. На эту продукцию хороший спрос, а конкуренция, как я заметила, в городе была невысокой.

Сразу захотела создать интернет-магазин, а не группу в социальной сети, чтобы можно было не только как следует рассмотреть товары, но и легко сделать заказ, воспользовавшись специально разработанной формой. Вся техническая часть по созданию сайта легла на моего молодого человека. Он сам искал исполнителя, а потом дорабатывал какие-то вещи.

Больше всего приглашений я сделала для невест из Петрозаводска и Карелии, но и из других городов России также периодически приходили заказы. Максимальный месячный оборот в сезон составлял около 45 000 рублей. Заказы поступают до сих пор, хотя это направление я сейчас практически не развиваю и никак не рекламирую.

В поисках вдохновения в прошлом году я поехала на тематическую международную выставку Paperworld во Франкфурт. К мероприятию готовилась заранее, договаривалась о встречах. Одна компания зацепила меня больше прочих. Она предлагала бумагу с семенами, из которой растут цветы. Такая бы отлично подошла для необычных приглашений, подумала я.

Но представители компании наотрез отказались сотрудничать: у них уже был печальный опыт работы с российскими партнёрами, они знали, что такое наша таможня. Я, конечно, слегка расстроилась. Ситуацию исправил молодой человек: ему настолько понравилась идея бумаги с семенами, что он уговорил меня попробовать делать её самой. Так всё и началось.

 

Закупка оборудования

В июле-августе 2012 года я начала заниматься новым проектом. Вся прибыль от продажи свадебных приглашений и часть накоплений пошли на покупку и доставку первоочередного оборудования и необходимых расходных материалов. В общей сложности я потратила полмиллиона рублей. Большая часть средств пошла на гидроразбиватель — основной инструмент бумажного производства.

Стадия запуска значительно затянулась по времени. Сложности возникали на каждом шагу. От момента принятия решения стать бумажником до получения первых собственноручно изготовленных листов прошло 14 месяцев. Огромный кусок в семь месяцев откусила российская таможня. Зато я вынужденно разобралась во многих нюансах таможенного законодательства, познакомилась со всеми таможенными брокерами в Петрозаводске и не раз побывала в Санкт-Петербурге в моих первых служебных командировках. За это время мой гидроразбиватель трижды объехал полсвета, доставив немало хлопот и его производителю.

 

 

Тогда я еще не знала, а теперь привыкла к тому, что не только таможенное оформление груза происходит в Санкт-Петербурге и Москве. Любая производственная прихоть, будь то покупка катионного крахмала или полипропиленовой упаковки, потребует обращения в столичные компании. Это здорово всё затягивает и снижает скорость работы. Пожалуй, это главный минус производственного стартапа в провинции. Но чем больше проблем я решаю, тем больше мне нравится то дело, которым я решила заниматься.

 

Создание технологии

Найти оборудование — полдела. Получить формулу приготовления листа — вторая половина. Нам потребовалось провести не один десяток экспериментов, прежде чем результат меня удовлетворил. В процессе производства постоянно возникали новые нюансы (они появляются и сейчас). В начале июня проект был успешно запущен.

Процесс изготовления бумаги никак не изменился с момента её изобретения, и его суть довольно проста. Любой может сделать несколько листов в домашних условиях, потратив полчаса на просмотр роликов на YouTube. Я тоже начинала с таких видео.

Но чтобы добиться по-настоящему высокого качества отливаемой бумаги, улучшить печатные качества, сохранить свойства семян, я провела много часов на тематических англоязычных форумах, выуживая ценные советы. Некоторая полезная информация нашлась и в библиотечных книгах по бумажному производству. Но готового рецепта идеального листа, конечно, не существует: у каждого есть свои секреты, к которым он приходит сам. Все варианты я проверяла на практике, что-то меняя, что-то изобретая, пока не добилась удовлетворительных результатов.

 

Первые продажи

Свою бумагу впервые я попробовала продавать на новогодней ярмарке в Петрозаводске — у меня купили 200 открыток с элементами из посевной бумаги, а это больше, чем я планировала изначально. Несколько дней я стояла за прилавком и общалась с посетителями, рассказывала о своём проекте, узнавала их мнение. Покупателям открытки нравились, потому что они могут стать самостоятельным подарком, а не просто дополнением к нему. Однако сейчас розничными продажами я почти не занимаюсь. Небольшой тираж открыток отправила на остров Кижи, ещё меньше сдала на реализацию в местный цветочный магазин.

Мы ориентируемся на маленькие и средние компании, которые ищут новые, необычные способы рекламы и продвижения своих товаров и услуг. Наши промоматериалы интересны тем предпринимателям, которые хотят удивить своих клиентов. Например, цветочные магазины с удовольствием подхватили идею подвешивать к каждому букету небольшую открытку из посевной бумаги со своими контактами.

 

 

Готового рецепта идеального листа, конечно, не существует: 
у каждого есть свои секреты. Все варианты я проверяла
на практике, пока не добилась удовлетворительных результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из самых первых заказов пришёл из Москвы — от девушки, которая уже заказывала у меня свадебные приглашения. А вообще заказчиков ищу через интернет. Я продумываю и высылаю персональные коммерческие предложения компаниям, которым, как мне кажется, могла бы быть интересна наша продукция, потом звоню им и узнаю, готовы ли они сотрудничать.

В августе мы получили крупный заказ от шведской компании на корпоративные календари. Этого клиента привёл знакомый из Швеции. До конца ноября нам надо изготовить 800 календарей. Первую партию планируем отправить уже в конце сентября, чтобы познакомиться с экспортными механизмами.

 

Доставка

С доставкой по России проблем нет. Благо сейчас на рынке есть большое количество транспортных компаний. Они довольно быстро и недорого доставляют практически во все города. Срок доставки зависит от удалённости от Петрозаводска. До Москвы или Петербурга, например, груз идет два-три дня. Если клиент не просит отправить какой-то конкретной компанией, мы отправляем той, у которой офис в центре. В Петрозаводске есть филиалы, наверное, всех основных перевозчиков, поэтому всегда можно подобрать оптимальный для клиента вариант.

Международное транспортное сообщение развито тоже достаточно хорошо. Есть немало фирм, занимающихся грузовыми перевозками между Россией, Финляндией и Швецией.

 

Место действия


Некоторые особенности на бизнес накладывает наше месторасположение. Практически всё приходится заказывать в Москве или Санкт-Петербурге. В Петрозаводске даже произвести качественную заточку ножа на гильотине для бумаги проблематично. Зато здорово помогает близость Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Некоторые списанные расходные материалы можно приобрести за символическую плату.

Мне в целом нравится в Петрозаводске: здесь можно не зависеть от общественного транспорта или автомобиля, а перемещаться пешком, можно спонтанно вечером собраться с друзьями. Предпринимательская активность в городе достаточно высока. Но развиваются в основном сферы торговли и услуг. Со временем, я надеюсь, акценты чуть сместятся. Хотя уже сейчас мне известны достаточно перспективные научно-исследовательские и производственные проекты. Несколько дней назад со мной связалась городская администрация и заказала открытки для событий, приуроченных к различным праздникам.


 

Планы

Оборот компании за третий квартал — 120 000 рублей. При условии успешного выполнения шведского заказа к весне сможем выйти на окупаемость.

Тогда я планирую активизировать розничные продажи и в связи с этим расширить ассортимент, сотрудничая со сторонними дизайнерами. Оцениваю целесообразность открытия шоу-рума в Москве. Такая просьба уже поступала от небольших заказчиков. Им проще познакомиться с товаром таким способом, чем ждать образцы. В планах после Нового года — начать продажи в Швеции и Финляндии.

Я изучаю и возможные технологические новшества. Так, например, хочется опробовать печать экологичными чернилами на растительной основе.

 

Фото: Андрей Ермолин