Недавно сервис Ridero (итал. — «я смеюсь») открыл возможность размещать книги в системе. После просмотра работ модератором они автоматически попадают в партнёрские интернет-магазины: Amazon, Ozon, «Литрес» и Bookmate, издатели могут напрямую связаться с автором и договориться о публикации печатной версии.

 

Зарабатывают основатели сервиса на комиссиях и дополнительных услугах: корректуре, редактуре и оформлении книг. Предприниматели ставят амбициозную цель перевернуть рынок книгоиздания, убрав барьер между автором и издателем, а точку безубыточности планируют пройти в конце 2015 года.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Издание книг

ДАТА СТАРТА:

Июнь 2013

 

 

БЮДЖЕТ НА СТАРТ:

4 млн рублей

САЙТ:

ridero.ru

Александр КАСЬЯНЕНКО, Дмитрий СУМИН,
Александр ГАВРИЛОВ

Сооснователи Ridero

Как всё начиналось

 

Касьяненко:

Я занимался книжками с 1992 года: сначала открыл магазин в Тель-Авиве и стал поставщиком русских книг в Израиль. Потом издавал первые путеводители по Кремлю. Затем я запустил издательство «Гудьял-Пресс». Оно малоизвестно, хотя и выпустило впервые после перерыва книги Дины Рубиной или, например, «Доктора Живаго». Последнее, что мы в рамках него готовили, — серия «Альтернатива», которая потом перешла в АСТ. 

В 2003 году я возглавил издательство «Ультра.Культура», главным редактором был Илья Кормильцев. Наши книги силовики изымали из магазинов до тех пор, пока ими не переставали торговать, а нас самих каждый день вызывали на допросы. В итоге издательство перестало существовать. Я успел поработать и как художник — оформлял обложки, например, к книгам Анны Гавальда.

Однажды я увидел, что в Америке появился сайт по изданию электронных книг Lulu.com. В России трудно издавать книги, потому что первые деньги за них приходят с задержкой в полгода. До этого нужно вложиться в перевод, подготовку макета — в общем, понести кучу расходов с неизвестным результатом. Так что я решил, что нужно изменить этот мир, иначе у него нет будущего. Я поехал на книжную выставку с задумкой сделать аналог Lulu и увидел ещё 50 человек с той же идеей. Там встретил Диму Кравчука, создателя «Cтихи.ру» и «Проза.ру». Мы с ним сошлись на том, что он знает, как правильно работать в интернете, а я знаю, как издавать книги. Мы открыли издательство «Авторская книга», которое публикует работы пользователей его порталов.

Несколько лет я учился, как всё работает в интернете, и двигался в сторону понимания системы, которая позволит сломать существующий издательский мир. Даже близкие ресурсы вроде того же Lulu находятся в стороне от этого процесса — там можно подгрузить свой файл, но приходится платить большие деньги, чтобы сделать хорошую вёрстку и что-то нормальное. Я хотел создать систему, которая позволит сделать часть издания книги вообще бесплатной.

В 2009-м стало понятно, как это должно выглядеть. Сначала казалось, что всё просто и проблемы написать программу не составляет. Но оказалось, что задача технически очень сложная. Партнёров я начал привлекать уже когда появился прототип и стало более или менее понятно, что делать дальше. Я встретился с Гавриловым в Artefaq (Александр Гаврилов — сооснователь кафе Artefaq, Faq cafe, Squat cafe и др., бывший главный редактор газеты «Книжное обозрение». — Прим. H&F), идея ему понравилась, и мы начали что-то делать.

 

 

Сумин:

Кажется, мой путь в компанию Ridero начался лет двадцать назад. У родителей было издательство, и меня, как человека, который разбирался в компьютерах, сажали верстать книжки в допотопных системах вроде Ventura Publisher. Это такой монстр, от которого я до сих пор передёргиваюсь в холодном поту. Но за счёт него я понял, какой путь должна пройти работа, чтобы превратиться в книжку в красивой обложке.

Эта тема отзывалась во мне и когда ко мне пришёл Гаврилов и, как он это умеет, с горящими глазами начал говорить, что есть чудесный проект и в нём надо поучаствовать деньгами. У меня своя софтверная компания Passware, и я понимаю, как работает бизнес, так что денег дал скорее из любви к книгам и искусству, а не в надежде быстро заработать миллионы. Правда жизни такова, что проект потребовал больше моего участия и я над ним крайне активно работаю: помогаю с точки зрения организации бизнеса.

Ещё к нам присоединилось агентство Jetstyle  — они сильные эксперты в области разработки интерфейсов, а их директор Алексей Кулаков любит хорошие книги, так что тоже загорелся идеей. В общем, вокруг образуется сообщество тех, кто хочет, чтобы идея книги не умирала и не превращалась исключительно в коммерческую историю продаж текстов.

 

Как это работает

Касьяненко:

У нас есть офис в Екатеринбурге, там сидит восемь человек плюс внештатные программисты, которые пишут код. Сейчас можно увидеть результат их работы — альфа-версию системы, через несколько недель появится новая версия.

Это полноценный редактор книги. Мы определяем её структуру, отмечаем разделы, предлагаем работать над ней дальше — добавить сноски, отредактировать главу и так далее. Автор может создать профессиональную обложку буквально за пять минут. Даже когда книга поступила в продажу, её можно изменить.

После публикации автоматически создаётся страница книги, которую можно расшарить в соцсетях. Мы предоставляем бесплатно ISBN номер и заключили договор с компанией Paratype на использование лицензионных шрифтов.

Уже сейчас работает премодерация, где отсеиваются книги, запрещённые законом. А определить, хорошая книга или плохая, может только читатель. «Сумерки» Стефани Майер с точки зрения американских издательств была ужасной. Но когда автор сам её напечатал, она стала бестселлером. Писатели не должны находиться в зависимости от того, что кто-то даст им деньги, не все умеют их находить. Хороший пример — Андрей Аствацатуров, которого случайно обнаружил редактор, он сам даже не обращался в издательство.

 

 

Книжный рынок отличается от других тем, что здесь по-прежнему работает чудо. Никто не объяснит, почему Гарри Поттер стал бестселлером, а сотни других книжек про таких мальчиков как не были никому нужны, так и не будут

 

 

Сумин:

Мы привлекаем не инвесторов, а ангелов. Самое важное, что нам требуется, — это знания. Сейчас они подключаются на условиях convertible note (инвестор даёт деньги стартапу на начальной стадии без первичной оценки компании и в дальнейшем получает лучшие условия сделки. — Прим. H&F). Потому что у нас не та история, когда мы что-то быстро сделали и продали.

Есть ощущение, что, если авторы поймут, что у нас всё хорошо работает, люди будут приходить через сарафанное радио и никакой маркетинг не понадобится. Пока мы находимся на этапе R&D: ставим эксперимент и проверяем гипотезы. Изучаем, что интересно авторам и что они ждут от самого сервиса.

Гаврилов:

У нас, конечно, есть понимание, что для создания нормальной книги нужны редактор, корректор, маркетолог, который будет продвигать её на рынке, и другие люди. Поэтому работаем над созданием дополнительных опций. Но сейчас мы работаем только с теми авторами, которые знают русский алфавит до конца. Это наше ограничение по аудитории. А в перспективе будем готовы привлечь и спортсменов, и светских звёзд, и любых других писателей.

Касьяненко:

Когда мы говорим про корректуру, то 80% ошибок приходится не на орфографию, потому что Word помогает их исправлять. Люди не ставят пробелы между запятыми, но это всё технические вещи, которые мы автоматически умеем исправлять. Книжки получаются максимально похожи на настоящие.

Каждый месяц число загрузок растёт на 25–30%. Пока мы позволяем сделать только электронную версию книги, но скоро выкатим вариант, где можно будет создавать и макет для печати. Первые книги у нас уже появились, и, хотя многие говорили, что никто никогда в жизни их не купит, мы видим, что это уже работает.

 

Деньги

Мы привлекли $300 000 инвестиций — нужны ещё $500 000. Зарабатываем на комиссии с продаж. Она у нас постоянно меняется, потому что зависит от договорённостей с конкретным партнёром. Например, в случае с Ozon мы выплачиваем 95% автору из того, что получаем. Автор сам устанавливает цену, но магазин добавляет свою наценку. Например, мы опытным путём узнали, что, если книга будет распространяться бесплатно, в Ozon она будет стоить 20 рублей. Чаще всего авторы ставят цену в 100–250 рублей. В среднем комиссия составит порядка 20% от продаж книг и дополнительных услуг. В плюс планируем выйти в конце 2015 года.

 

 

Проблемы

Книгам нужны магазины, чтобы продаваться. А они в России зависят от законов, которые запрещают половину текстов. Вопрос модерации выходит на первый план, потому что партнёр рискует своим бизнесом. У Bookmate недавно была история: они разместили книгу Игоря Синявина «Стезя правды», которая входила в список экстремистских материалов, и целый ряд провайдеров блокировали весь сервис. Из-за этого они понесли большие финансовые потери.

Бывают трудности и с партнёрами. Мы договорились о сотрудничестве с Ozon.ru. Я приехал, показал прототип, к согласию пришли довольно быстро, но потом много месяцев подписывали договор. Здесь, конечно, наши связи очень помогают. Cаша Гаврилов был редактором «Книжного обозрения» и занимается популярными книжными премиями, у меня тоже большой опыт. Так что мы непрерывно используем наших знакомых и надеемся, что в будущем они будут использовать нас. 

Российский рынок книгоиздания фактически монополизирован. Здесь решить одну проблему недостаточно — их огромный комплекс.

Клиенты

Касьяненко:

На «Проза.ру» и «Стихи.ру» сейчас чуть больше 700 000 пользователей — это примерно 50% пишущих людей в России. Но мы рассчитываем не только на тех, кто публикует художественные вещи. Например, есть сотрудники университетов, они сегодня платят 1 000 рублей за монографию, которую увидят 20 человек. Всё это можно создавать у нас, размещать дипломы в том числе. Университеты уже обращаются, но мы ещё не готовы их обслуживать.

Сумин:

В нашей системе можно составлять отличные сборники статей. Статья в интернете — один взгляд, но в них нельзя погрузиться, как в книгу. Я как читатель Hopes & Fears с удовольствием взял бы с собой 100 страниц лучших материалов в отпуск или самолёт, а не бегал по закладкам и не вспоминал, что «вот эту статью я хотел прочитать». Развитие электронной книги позволяет делать намного больше. Вы можете всё время вносить изменения и контактировать с читателем. Жизнь меняется очень быстро, и нужны новые инструменты взаимодействия.

Гаврилов:

Есть важная деталь: книжный рынок отличается от других тем, что здесь по-прежнему работает чудо. Ни один теоретик и практик не объяснит, почему мальчик Гарри Поттер из волшебной школы стал бестселлером, а сотни других книжек про таких мальчиков как не были никому нужны, так и не будут. Когда вышли «Оттенки серого», аналитики затопали ногами, что теперь начнётся волна книг, которые включают сцены жёсткого секса и эротических слюней. Ничего этого не случилось.


 

Планы 

Совсем скоро на Ridero появится возможность создавать печатные книги, которые будут распространяться через магазины. Дальше мы запустим маркетплейс для пользователей — там будут опции: выбрать корректора, редактора и другие.

После того как обкатаем технологию на российском рынке, будем выходить на зарубежные. Там и прямых конкурентов нет, что-то похожее в основном в Америке. А к концу 2015 года планируем выйти на окупаемость.

К нам уже обращаются офлайн-магазины. Хотя ещё не заявлено, что книги могут печататься, это уже происходит, и, к нашему удивлению, предлагают довольно большие тиражи. «Сказания о Гора-рыбе» Александра Коротича заказали уже суммарно 500 экземпляров.

В будущем, наверное, будем готовить магазин для того, чтобы оптовые покупатели могли формировать заказы из популярных книг. Но это только когда большой выбор появится.

 

 

Фотографии: Алёна Лозовская