Как фото в резюме влияет на карьеру Редакция The Village разместила резюме с фото разных типов людей, чтобы выяснить, кого будут охотнее приглашать на собеседование

Считается, что внешность не должна влиять на трудоустройство. Настоятельные просьбы рекрутеров прислать фото могут вызывать подозрение в чистоте намерений работодателя (разумеется, если вы не ищете работу модели). При этом возможность приложить фото к резюме есть на всех порталах по поиску работы, а также на LinkedIn. The Village решил выяснить, как специалисты по подбору кадров реагируют на кандидатов с разной внешностью.
Условия эксперимента
Чтобы понять, насколько внешность влияет на успех кандидата, мы создали пять резюме с разными типажами. В фотобанке мы нашли фото красотки в белье, склонной к полноте дамы, мужчины в возрасте и азиата, а также «нормальную» девушку в деловом костюме. Чтобы не давать никому лишних преимуществ, мы придумали всем кандидатам один карьерный путь. Каждый вымышленный герой успел поработать продавцом-консультантом, менеджером по работе с клиентами и менеджером по продажам. Мы выбрали сферу продаж потому, что специалисты в этой области нужны всегда и вакансий тут много. При этом на решение о приёме на работу субъективные факторы влияют тут сильнее, чем, например, в случае с IT-специалистами.
Наши вымышленные соискатели откликнулись на десять вакансий, половина которых — менеджер по продажам, остальные — продавцы-консультанты. Компании были разные: крупная продовольственная сеть, картографический сервис, агентство коммерческой недвижимости, банк, часовой магазин, автосалон, сеть спортивных гипермаркетов и другие. В профилях героев мы указали номера телефонов сотрудников редакции, а потом в течение четырёх дней ждали реакции работодателей. Вот что в итоге получилось.
Анна, 24 года
Просмотров резюме
Приглашений на собеседования
Вымышленная Анна должна была стать олицетворением идеального работника. Для этого мы нашли фото с приветливой девушкой, но в деловом костюме. И не прогадали: Анна не понравилась только сети продуктовых магазинов. Был и один звонок — крупная IT-компания предлагала ей вакансию менеджера по рекламе и интересовалась, продолжает ли Анна поиск работы.
Яна, 25 лет
Просмотров резюме
Приглашений на собеседования
До последнего Яна шла наравне с Анной. Самый первый отклик девушка в белье получила от известного организатора бизнес-тренингов. Пару раз звонили из кадровых агентств, в одном из них предложили закрытую для общего доступа вакансию продавца-консультанта в бутике. Был звонок и от сети спортивных магазинов. Телефонный разговор с HR-специалистом сервиса для бухгалтеров закончился очень быстро: мы попросили компанию откликнуться на резюме онлайн, объясняя это тем, что хочется посмотреть отзывы о работе. Рекрутер возмутился: «А что, вы мне сразу сказать не сможете? Тогда до свидания».
Алиса, 26 лет
Просмотров резюме
Приглашений на собеседования
Для следующего виртуального безработного мы выбрали фотографию модели plus size. Алиса получила всего два отказа — от продуктовой сети (она не была довольна ни одним из героев) и салона элитной мягкой мебели. Остальные молча просмотрели резюме. Звонков не было. Зато на почту пришло письмо от соискателя, который ищет «сильного продажника с лидерскими качествами». Работодатель сразу предложил в письме перейти на «ты» и предположил, что «тебе уже не очень интересны стандартные вакансии в продажах». Через несколько дней письмо выслали повторно с припиской «ау». Алисе, как и остальным девушкам, пришло приглашение от компании, которая занимается косметикой.
Николай Ким, 27 лет
Просмотров резюме
Приглашений на собеседования
Николай, судя по резюме, хороший специалист, но работодатели реагировали неактивно. Приглашение на собеседование кандидату с азиатской внешностью пришло только от оптово-розничной компании, которая продаёт аксессуары для компьютерной и мобильной техники.
Александр, 49 лет
Просмотров резюме
Приглашений на собеседования
Меньше всего повезло Александру. Даже автосалон, которому, казалось бы, подошёл такой специалист, обошёл его кандидатуру стороной. Профиль кандидата в возрасте почти никто не просматривал.
Комментарии экспертов
The Village попросил рекрутера и представителя портала по поиску работы оценить результаты эксперимента, а также рассказать о том, что обычно прикрепляют соискатели к резюме и на какие фото лучше реагируют работодатели.
Глеб Лебедев
директор по исследованиям сайта HeadHunter
Резюме с фото при прочих равных всегда привлекают больше внимания работодателей, потому что многие люди — визуалы, им хочется ещё до собеседования посмотреть на кандидата. Тут включается целый комплекс факторов: например, для менеджера по продажам внешний вид имеет далеко не последнее значение, потому что человек должен уметь производить нужное впечатление на клиента.
В данном случае я сомневаюсь, что дело именно в нижнем белье: скорее, на пользу кандидата сыграла привлекательная внешность — это всегда будет значимым преимуществом человека, чья работа целиком строится на общении с людьми.
Анна Берг
рекрутер сервиса Freework, группа «АНКОР»
Для того чтобы понять, каковы масштабы бедствия с фотографиями, достаточно зайти на популярный портал по поиску работы и поискать кандидатов на позицию, например, персонального ассистента руководителя. Здесь случается разное. В топе — кандидаты с нарядными фотографиями с корпоративов, блеск в глазах и бокал игристого в руке. Следом идут те, кто демонстрирует свои прелести сквозь соблазнительные вырезы на кофточках и юбках. Ну и закрывают хит-парад любительницы зеркальных селфи из туалетов и раздевалок.
Если хочется посмотреть на то, как самовыражаются мужчины, можно вбить в строке поиска, например, «менеджер по продажам». Кандидатов будет много, а с ними и высокий процент веселья. В тренде у сильной половины с некоторых пор фото на коне с обнажённым торсом. Есть те, кто демонстрирует любимую «ласточку», облокотившись на руль или капот, ну и, конечно, без алкоголя тут никуда. На этот раз чаще пиво и курортный пейзаж. Есть некоторый процент тех, кто выкладывает фотографии с девушками и жёнами. Позже объясняют это отсутствием других фотографий в архиве. У меня есть любимчик, сидящий верхом на горгулье.
Соискатели на позиции более высокого уровня почти никогда не радуют нас чем-то подобным: они в курсе, какую фотографию ждёт работодатель. Существует также категория неузнаваемых кандидатов. Выходишь за кандидатом в приёмную, полностью уверен, что тебя ожидает блондинка с каре и в очках, недоумённо вглядываешься в лица, но так её и не находишь. Громко и вслух озвучиваешь имя, а навстречу поднимается роковая брюнетка с шикарными длинными волосами. Это совсем не смертельно, но всё же лучше прикреплять к резюме актуальные фотографии.
Мы стараемся уберечь будущих кандидатов от подобных ошибок. Если кандидат всем хорош, но считает, что на фото в тельняшке за рулём трактора он особенно неотразим, задача рекрутера — аккуратно объяснить, почему оно не подходит для поиска работы. Люди обычно не обижаются: им самим это было неочевидно.
Но иногда экстравагантное фото помогает в трудоустройстве. Некоторое время назад я отчаянно отговаривала своего друга от фотографии в профиль и с рупором у рта. Выяснилось, что я была абсолютно не права, так как это фото очень запало в душу HR-менеджеру одной крупной компании-производителя музыкальных инструментов, где теперь мой приятель с успехом трудится.
Часто перед встречей кандидаты сообщают: «Я выгляжу нестандартно». Обычно дело в дредах, тоннелях в ушах и прочих бодимодификациях, что, например, явно не скажется позитивно при трудоустройстве во фронт-офис крупного банка. Но раз вы так выглядите, то вы туда и не хотите. Лучше уж сразу в резюме дать знать, чтобы вас не отвлекали ненужными звонками.
Важно помнить, что на фото в резюме вы должны выглядеть так же, как на интервью в компании мечты. Задача вроде бы несложная. Для офисных сотрудников подойдёт улыбающееся фото анфас с аккуратной причёской, макияжем и в той одежде, которая допустима, по вашему мнению, на интервью. Лучше не присылать фото в полный рост и избегать фотографий а-ля из паспорта. Также, на мой взгляд, будет лишним размещение нескольких фото сразу. Не стоит путать порталы по поиску работы с сайтами знакомств или социальными сетями. На фото не должно быть лишних деталей, привлекающих ненужное внимание (кружки с пакетиками чая, тарелки с именинным тортом и прочая атрибутика счастливой офисной жизни).
И последний совет: не нужно увлекаться фотошопом.
Фотографии: Shutterstock.com