Алексей СКОБЕЛЕВ

Основатель Markswebb

Вот самые частые отзывы моих знакомых предпринимателей об интернет-банкинге для бизнеса: «Тихий ужас», «Привет из девяностых», «Сделано программистами для программистов».

Два-три года назад то же самое говорили и про интернет-банки для физических лиц, а сейчас как минимум в десятке крупных российских банков можно вполне сносно управлять личными счетами, картами и кредитами через интернет. При этом объёмы платёжных поручений, которые поступают в кредитные организации через интернет, составили для физических лиц примерно 1,1 трлн рублей в 2013 году, а для юридических лиц — более 284 трлн рублей. Почему же в корпоративном сегменте, который, очевидно, более важен для банков, светлое цифровое будущее пока не наступило?

Ответ кроется в истории развития интернет-банкинга в России. Для физических лиц интернет-банк выступал (и продолжает выступать) как оружие в борьбе наличных и безналичных денег. Цель банка при работе с физлицами через интернет — сократить расходы на сеть отделений и контакт-центр, заставив клиентов оставлять деньги на своих зарплатных карточках. Отсюда и приоритеты развития интернет-банков для «физиков»: предоставить информацию по счетам в реальном времени, дать максимум возможностей для проведения платежей, особенно оплаты услуг, максимально упростить взаимодействие с интернет-банком, начиная от получения доступа, заканчивая погашением задолженности по кредитке. При этом для «физика» в шаговой доступности есть десятки альтернатив: баланс можно посмотреть по последней SMS или в банкомате за углом, мобильный можно оплатить в терминале или на сайте оператора.

Существует колоссальный разрыв между уровнем дистанционного банковского сервиса физических лиц и бизнеса, который увеличивается по инерции