5 июля, вторник
Москва
Войти
Индустрия22 апреля 2021

Doma.ai: Как основатель «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин создал продукт, который вошел в экосистему «Сбера»

Doma.ai: Как основатель «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин создал продукт, который вошел в экосистему «Сбера»

Два года назад основатель управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин запустил сервис Doma.ai — он позволяет оптимизировать бизнес-процессы и быстро реагировать на то, чем недовольны жильцы. Например, через личный кабинет можно провести собрание совета дома онлайн и решить вопросы по улучшению общим голосованием.

Недавно екатеринбургский сервис вошел в эко-систему «Сбера», массовое распространение продукта должно помочь изменить сложившийся рынок ЖКХ в России. The Village пообщался с Ильей Сотониным о звании «управляющей компании для хипстеров», важности фидбека для создания хорошего продукта и развитии в людях ответственности за окружающую среду.

«Лига ЖКХ» — управляющая компания из Екатеринбурга, которая прославилась конструктором подъездов в хрущевках и криптовалютой для жильцов. В основе ее работы — привычный нам по другим рынкам уровень сервиса, где мнение клиента имеет значение, а прозрачность в отношении того, как используются деньги жителей — норма. У компании получилось выстроить отношения между жителями, потому что все решения по изменениям в домах принимают советы жильцов.

Как сервис появился, чтобы упростить работу компании

Мы давние ЖКХшники — реально были в подвалах и знаем, что там происходит. Когда только строили свою работу, старались сделать ее максимально эффективной. Для оптимизации пытались повысить производительность труда каждого сотрудника, использовали кучу разных инструментов — от «Google Таблиц», где у нас были внесены шахматки домов (реестр купленных квартир в домах — Прим. ред), до CRM-систем, чтобы оформлять задачи от жителей.

В какой-то момент стало сложно управлять большим количеством разных инструментов. Наша самодельная система была похожа на монстра Франкенштейна — чтобы произвести одну операцию, открывали 10 окон в браузере, где нужно было по очереди внести изменения. В какой-то момент это перестало работать: стало невозможно помнить, в какое именно окошко браузера надо внести изменения. А обучать пользоваться такой системой новых людей было нереально.

Находясь рядом с мастерами, которые пользуются твоим сервисом, невозможно не работать над всеми багами продукта

Для эффективной работы управляющей компании мы решили сделать из всех инструментов один продукт. Сначала мы думали, что наша система станет конкурентным преимуществом «Лиги ЖКХ» на рынке управляющих компаний. А в итоге мы осознали, что опыт в ЖКХ помог нам создать отличную IT-систему, которая может быть и самостоятельным продуктом. «Лига ЖКХ» стала конкурентным преимуществом сервиса Doma.ai: опыт в реальной управляющей компании позволяет сделать его действительно полезным.

Мы начали предлагать Doma.ai другим управляющим компаниям. К нам часто обращаются коллеги из разных городов, чтобы сделать свою работу эффективнее за счет нашего опыта. Мы даже немного занимались консалтингом и рассказывали застройщикам, как им создать эффективную сервисную компанию для своих домов. А система позволяет получить в автоматизированном варианте то, что мы передаем управляющей компании застройщика.

О близости к пользователям и работе над ошибками

Вышло так, что проект Doma.ai оказался на первом месте, а «Лига ЖКХ» стала тестовой площадкой, на которой мы продолжаем получать опыт и понимать, что работает, а что нет. Находясь рядом с мастерами, которые пользуются нашим сервисом, невозможно не работать над всеми багами продукта. Обратная связь поступает от них быстро и позволяет сразу корректировать сервис.

Например, сидя в офисе, всегда можно придумать что-то классное, но потом к тебе приходит мастер, который пользуется твоим продуктом, и говорит, что он бесполезен в подвале, где обычно нет связи. Так мы начали думать над оффлайн-функциями Doma.ai. Потом включили в приложение голосовой ввод, потому что у этих же мастеров часто грязные руки, и им неудобно сразу вносить в систему какую-то информацию.

Парадоксально, что создать хорошее приложение нам помогло то, что мы не айтишники. Именно близость к бизнесу позволяет нам делать крутую систему. Если есть классное приложение с красивым интерфейсом, но пользователь отправляет задачу управляющей компании, где бизнес-процесс не настроен, то эта задача не выполняется. В таком случае любое мобильное приложение для жителя будет бесполезным. Поэтому в первую очередь нужно наладить бизнес-процесс в управляющей компании, и только потом дать интерфейс для общения с жителями, а не наоборот.

О «бандитском» рынке ЖКХ

На рынке есть управляющие компании, которые говорят, что чем меньше жители к ним обращаются, тем лучше, потому что они мешают им работать. Но на самом деле есть много управляющих компаний, которые тоже хотели бы хорошо работать, не обманывать жителей, нормально обслуживать дома. Просто сама структура рынка такова, что честно зарабатывать на нем очень сложно.

Дело в законодательстве. По нему считается, что управляющая компания — это не бизнес, и зарабатывать она не должна. Есть много ограничений, штрафов, точек наблюдения, поэтому достаточно сложно зарабатывать и при этом спокойно себя чувствовать. Управляющие компании всегда сидят на пороховой бочке: если придет проверка, то какие-то проблемы смогут найти всегда.

Это не маржинальный бизнес. Например, если залило какую-нибудь квартиру, потому что дом старый и в нем плохие трубы, то по закону виновата управляющая компания. Ей нужно было откуда-то взять средства, чтобы заменить трубы, хотя сами жители эти деньги не сдавали. То есть управляющие компании за все отвечают, но у них нет инструментов для того, чтобы получать нормальный бюджет и чтобы хватало денег. А если компания что-то и заработала, то одна протечка может убить весь годовой доход.

Трудно представить, как какой-нибудь молодой специалист добровольно отправляет резюме в ЖЭО № 1

Компании работают плохо, но не просто так. Наша задача — дать им инструменты, которые позволят быть честными, но зарабатывать при этом деньги и чувствовать себя комфортно. Например, вопрос с протечкой можно решить страхованием ответственности управляющей компании.

Еще одна проблема рынка ЖКХ в недостатке квалифицированных кадров. Исторически сложилось, что хороший экономист с большей вероятностью пойдет работать в банк, а не в управляющую компанию. «Лига ЖКХ» более-менее модная, поэтому получается создавать компетенции на рынке. Но трудно представить, как какой-нибудь молодой специалист добровольно отправляет резюме в ЖЭО № 1.

Сложность работы «Лиги ЖКХ» создают конкуренты. То в офис скинут гранату, то в окна выстрелят, то машину сожгут — у нас происходит много всяких историй, и вообще, по идее, нормальным людям здесь должно быть некомфортно работать.

Большая идея нашей работы в том, что ты можешь поменять среду вокруг

После голосования жителей за переход к нашей управляющей компании предыдущая может на следующую ночь после передачи дома разрисовать в нем подъезды, открыть пожарный кран, чтобы вызвать потоп. Полиция поймать таких вредителей не смогла еще ни разу. А администрации города и области почему-то не уделяют проблеме бандитской конкуренции на рынке ЖКХ достаточно внимания.

Но часто если кто-то и уходит из «Лиги», то все равно возвращается — видимо, это призвание с ноткой одержимости идеей изменить страну. Мне кажется, большая идея нашей работы в том, что ты можешь поменять среду вокруг, начиная с подъезда и заканчивая двором, а потом районом, городом и страной в целом.

О чувстве ответственности

Самая главная проблема сферы ЖКХ заключается в том, что практически сто лет всем жителям нашей страны говорили, что все общее. А общее — всегда ничье. Поэтому в нас не развито чувство собственности. И это плохо: даже если на бумаге приватизировать квартиру и стать ее собственником, по факту такого ощущения у многих нет. Если квартиру все же можно считать собственностью, то подъезд — точно нет.

Например, недалеко от УрГУПСа администрация вуза хочет возвести забор, и если бы все жители этого района считали место своим домом, то они бы вышли на улицу и не дали университету это сделать. Именно к этому мы стремимся: когда считаешь всю страну своей, не позволяешь в ней происходить чему угодно. Поэтому в государстве все нормально, если старики сажают деревья, в тени которых они никогда не посидят.

Когда считаешь всю страну своей, не позволяешь в ней происходить чему угодно

Управляющая компания может помогать жителям развивать чувство ответственности за место, где они живут. Если жители хотя бы части дома начнут чувствовать свою силу, если они поставят галочку, распишутся, то потом что-то поменяется, тогда эволюционным, а не революционным путем начнутся изменения во всей стране. Управляющая компания должна вовлекать жильцов, давать информацию и инструменты для принятия решений. Например, мы даем всю информацию про деньги, и жители видят, на реализацию каких просьб этих денег не хватило. Из-за этого они могут принять решение на общем собрании по повышению тарифов или организации дополнительных сборов.

О входе в экосистему «Сбера»

Сейчас клиент «Лиги ЖКХ» — это человек, которому 25-35 лет, чаще всего с семьей и как-то связанный с IT-сферой. Это люди, которым интересно менять что-то вокруг себя: они решили основной вопрос заработка денег и пришли к каким-то более высоким вещам.

Большая часть россиян живет в городах. И практически каждый горожанин сталкивается с той или иной управляющей компанией, платит ей деньги. Пандемия показала жителям важность того, что мы делаем. Мы видим, что появляется тренд на ответственность за среду вокруг себя. Это отслеживается по количеству заявок в «Лигу ЖКХ». А если на рынке есть какие-то изменения, то он становится интересным для больших прогрессивных компаний, например, для «Сбера».

Сначала мы просто списались с представителями «Сбера» в фейсбуке и вели переговоры более года. Это будет партнерство, а не просто продажа нашего продукта. Наша команда продолжает работать над ним, и я остаюсь руководителем всей истории. С точки зрения бизнеса ничего не меняется, мы только расширяем свои возможности за счет возможностей «Сбера».

В СМИ нас все время называет «УК для хипстеров»

У компании уже есть экосистема с бизнесами в разных сферах, и встроиться в нее легче, чем существовать самостоятельно. Не нужно заново изобретать велосипед — можно воспользоваться уже существующими инструментами и сервисами. Например, голосовым помощником или онлайн-оплатой услуг. Настраивать все самостоятельно дорого, долго и может быть неэффективно.

Например, у Mercedes есть свой голосовой помощник, и это бесполезная история. Он настолько плохо распознает речь, что может случайно построить тебе маршрут в Ирландию. Почему бы вместо этого им не взять голосовой помощник «Яндекс», а в других странах — Google? Вообще, нужно со всеми дружить. А не как во «Властелине колец» хвататься за что-то и считать это своей прелестью. Нас жизнь постоянно сводит с ребятами, которые готовы к интеграции. Потому что мы сами такие.

Если мы реализуем свою идею, дадим возможность управляющим компаниям работать, честно зарабатывать деньги и быть эффективными, то это не может не повлиять на качество сервиса для жителей. В результате дома станут лучше, и жить в них станет тоже приятнее.

Никто не будет жечь офис «Сбера», поэтому, наверное, только он может поменять этот консервативный рынок со странными методами конкуренции. У «Сбера» уже есть опыт изменения самого себя. Сейчас у управляющих компаний уже есть спрос на систему Doma.ai. И менее страшно пробовать новое, раз перед ними понятный партнер, который не исчезнет. Надежность — это важно. Так же важно давать в моменте то, что позволит сэкономить деньги или заработать больше, стать эффективнее.

О «Лиге ЖКХ»

Я думаю, что в этом году «Лига ЖКХ» начнет активно работать не только с Екатеринбургом, но и Москвой, Санкт-Петербургом. Дома не падают к нам с неба — они к нам приходят, когда жители сами решили нам довериться.

В «Лиге ЖКХ» мы сильно качаем тему советов домов. Какой бы хорошей ни была управляющая компания, если нет представителя заказчика, жителя в виде совета, то она не сделает 100 % того, что должна. Это командная работа. Дом принадлежит не одному человеку, поэтому важно, чтобы жители принимали все решения коллективно.

Мы постоянно что-то улучшаем. Вот сейчас хочется сделать так, чтобы во всех подъездах появились колонки, в которых для всех с одной точки можно менять плейлист. Например, 8 марта включать романтичную музыку, а в день рождения Мика Джаггера — Rolling Stones.

В СМИ нас все время называют «УК для хипстеров». А мне хочется называть «Лигу ЖКХ» управляющей компанией для хипстеров, для байкеров, для мам и пап, для екатеринбуржцев, для москвичей, для питерцев — для россиян.

Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели «Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
«Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

«Ждите, черти, русские идут!»
«Ждите, черти, русские идут!» Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни
«Ждите, черти, русские идут!»

«Ждите, черти, русские идут!»
Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними Что это значит для брендов и покупателей
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Что это значит для брендов и покупателей

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Подпишитесь на рассылку