Ученья свет: 5 крупнейших бизнес-инкубаторов при вузах Бесплатно или за символические деньги московские вузы предоставляют стартаперам место, возможность учиться и общаться с инвесторами. H&F выбрал самые лучшие места.

МГУ
Дата основания |
2010 год | |
Тип | Открытый | |
количество резидентов | 15 | |
количество выпускников | 10 | |
Критерии отбора | Технологичность, инновационность, венчурный потенциал, наличие команды, рынка | |
Длительность программы | До 2 лет | |
Стоимость | Бесплатно | |
Объём инвестиций, привлечённых проектами в 2012 году | 95 млн рублей, оценка резидентов — 500 млн рублей | |
Обязанности резидентов | Предоставлять и выполнять планы развития, активно участвовать в образовательной программе |
Юрий МИТИН Исполнительный директор |
«Наш инкубатор до сих пор финансировался госсредствами, но эта программа была рассчитана на 2010-2012 годы. В этом году мы, видимо, будем переходить на другую модель, ближе к акселератору, то есть создавать фонд для посевных инвестиций объёмом до $15 млн и брать в инкубатор резидентов за долю в компании. От нескольких инвесторов уже есть подтверждение, что они готовы участвовать в формировании фонда».
Проект: «СмартКурьер»
Повышение эффективности работы курьеров
Основатель Максим Корсаков: «Про инкубатор я могу сказать только хорошее. В сентябре мы прошли отбор (в числе пяти проектов из более чем 160), после чего нам дали бесплатные рабочие места с необходимой техникой, где мы можем работать. Также нас консультируют по всем вопросам, которые у нас возникают, помогают решать проблемы и дают контакты, если нужно. Помимо этого приглашают профессионалов из разных отраслей, которые читают нам небольшие образовательные курсы, а потом мы с ними обсуждаем собственные проекты. И, наверное, самое главное — инкубатор очень активно помогает искать инвесторов. В конце декабря, например, был Demo Day, где было около 50 фондов и бизнес-ангелов, перед которыми мы презентовали проекты. И всё это абсолютно бесплатно для резидентов, то есть инкубатор не берёт ни плату, ни долю».
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
Дата основания |
2006 год | |
Тип | Открытый (однако преимущество — | |
количество резидентов | 16 (10 постоянно работают в инкубаторе, ещё 6 регулярно пользуются его сервисами) | |
количество выпускников | 50 | |
критерии отбора | наличие команды, наличие рынка у продукта/услуги | |
Длительность программы | 1-2 года | |
Стоимость | 120 000 рублей в год | |
Объём инвестиций, привлечённых проектами в 2012 году | 63 млн рублей | |
Обязанности резидентов | Развивать проект и как можно быстрее становиться выпускниками |
Наталия ФЕДОТОВА Заместитель директора бизнес-инкубатора |
«Мы стараемся не брать студентов младших курсов с тех пор, как столкнулись с несколькими случаями, когда они были гораздо больше озабочены сессией, чем развитием бизнеса, или просто через пару месяцев работы теряли интерес к проекту и выбывали из резидентов. Для таких людей у нас есть множество открытых и бесплатных образовательных программ. У каждого же проекта-резидента есть план действий на несколько месяцев, примерный план развития на год, они обязаны регулярно предоставлять отчётную информацию. Первоначальные планы выполняются вовремя и строго как было задумано крайне редко, но важно, чтобы они были и команда двигалась вперед».
Проект: HiConversion
Автоматизированная система управления
рекламными кампаниями в соцсетях
Основатель Антон Смирнов: «Благодаря инкубатору мы имеем корректные затраты по аренде рабочего помещения, большое количество оргтехники, схожее по целям сообщество предпринимателей вокруг. Есть также возможность участвовать в премиальных образовательных программах и конференциях со значительным дисконтом или вообще бесплатно».
InCube (АНХ)
Дата основания |
2010 год | |
Тип | Открытый | |
количество резидентов | 20 | |
количество выпускников | 12 | |
Критерии отбора | Адекватность проекта и команды | |
Длительность программы | 1 год с возможностью продления | |
Стоимость | Бесплатно | |
Объём инвестиций, привлечённых проектами в 2012 году | Не раскрывается | |
Обязанности резидентов | Участвовать по крайней мере в одной образовательной программе, указывать логотип инкубатора на сайте и в презентациях |
Максим ГОДЗИ Гендиректор |
«Наша основная особенность — в том, что мы помогаем начинающим предпринимателям придерживаться планов, благодаря этому быстрее совершать неизбежные ошибки и учиться на них. Кому такой подход не нравится, те сразу уходят. Выживших выпускников у нас в три раза больше, чем не выживших: 12 против 4. Упор делаем на IT-проекты, но и других не отсекаем: есть у нас, например, компания „Фармбактер“, которая разрабатывает метод лечения серьёзных заболеваний полезными бактериями. Раньше мы принципиально не работали со студентами, а с 2012 года решили попробовать и набрали сразу 12 студенческих проектов. Подход к каждому индивидуальный: одним нужна пресс-поддержка, другим — персонал, третьим — инвестор, мы стараемся помочь во всём».
Проект: «Гости дорогие»
Календарь приезда в Россию известных людей
Основатель Екатерина Гусева: «Статус внешнего резидента получить было нетрудно, мне кажется, его дают почти всем. Сотрудники инкубатора помогают нам находить выход на нужных людей, например, недавно помогли связаться с организаторами Гайдаровского форума. Единственное наше обязательство перед инкубатором — размещать их логотип на сайте и упоминать в презентациях».
Бизнес-инкубатор РЭУ имени Плеханова
Дата основания |
2009 год | |
Тип | Полузакрытый (не менее 50% команды должны быть студентами или выпускниками «Плешки») | |
количество резидентов | Число резидентов: постоянных — 12, непостоянных — 24 | |
количество выпускников | 8 | |
Критерии отбора | Целостность и компетентность команды, инновационность проекта | |
Длительность программы | 3 года | |
Стоимость | Бесплатно; когда проект выходит на самоокупаемость, некоторые консультации становятся платными | |
Объём инвестиций, привлечённых проектами в 2012 году | 95 млн рублей | |
Обязанности резидентов | Выполнять бизнес-план |
Руслан МАМЕДОВ Директор |
«Нашей основной задачей является популяризация молодежного бизнеса и создание благоприятных условий для предпринимательской, проектной и инновационной деятельности. Каждой заявке конкурсная комиссия выставляет баллы по нескольким параметрам. В зависимости от количества мест в бизнес-инкубаторе проходит несколько проектов, набравших максимальное число баллов. Надо сказать, что 80% заявок не подлежат вообще никакой оценке. Но и среди тех, кто попадал в инкубатор, были примеры, когда сначала проекты развивались активно, а потом что-то не получалось, или у ключевых участников появлялись другие интересы, и они от нас уходили».
Проект: Musclebuilding.ru
Магазин спортивного питания
Основатель Алексей Кошелев: «Мы были резидентами несколько месяцев в прошлом году, серьёзного конкурса за место в инкубаторе я не почувствовал. Самое главное, чем нам там помогли, — это консультациями по ведению бизнеса и советами по организации продвижения».
Бизнес-инкубатор МГИМО
Дата основания |
2007 год | |
Тип | Закрытый (для студентов и выпускников) | |
количество резидентов | 10 | |
количество выпускников | 8 | |
Критерии отбора | Удачная бизнес-идея | |
Длительность программы | Индивидуально | |
Стоимость | Бесплатно | |
Объём инвестиций, привлечённых проектами в 2012 году | Не раскрывается | |
Обязанности резидентов | Активная работа по проекту |
Екатерина ВАЙНБЕРГ Менеджер проектов |
«Мы принимаем проекты на разных стадиях развития, но в основном к нам обращаются на стадии бизнес-идеи. Три месяца даётся на написание бизнес-плана и подготовку презентации, если экспертный совет оценивает проект как перспективный, то команда регистрирует юрлицо и начинает функционировать как компания. Мы сотрудничаем с МАТИ, оттуда иногда приходят студенты с идеей, а из МГИМО к ним присоединяются те, кто знает, как эту идею превратить в продукт. Строгих временных рамок по работе в бизнес-инкубаторе нет, но обычно, когда бизнес встаёт на ноги, компании уходят в самостоятельное плавание. Мы — единственный в России бизнес-инкубатор, который эксклюзивно сотрудничает с Американской ассоциацией бизнес-инкубаторства NBIA, вместе мы проводим ежегодный российско-американский форум по бизнес-инкубаторству и вручаем национальную премию „Молодые Львы“».
Проект: Yorkme
Косметика для йоркширских терьеров
Юрий Чередниченко, бренд-менеджер: «Инкубатор МГИМО — это великолепный мостик из студенческой жизни во взрослую. Когда начинаешь проект, у тебя нет знаний, опыта, иногда финансирования, связей — только идея. Основная помощь инкубатора заключалась в апробации бизнес-идеи и помощи в пиаре. Я теперь уже выпускник и со своей стороны стараюсь быть полезным для новых студенческих проектов, которые пришли в инкубатор и которым может пригодиться уже мой опыт».