Часовой документальный фильм BBC о Стиве Джобсе и компании Apple вышел на экраны в декабре 2011 года. Автор фильма, британский экономист и журналист Эван Дэвис, анализирует историю компании, противоречивую личность её создателя и пытается понять, как недоучившийся хиппи смог изменить несколько индустрий — компьютерную, музыкальную и игровую. Для фильма он поговорил с бывшими и теперешними сотрудниками Apple, а также взял интервью у актёра Стивена Фрая, гуру брендинга Риты Клифтон и изобретателя World Wide Web сэра Тима Бернерс-Ли.

 

Мы путешествовали по Индии и работали на плантациях, собирали яблоки. Однажды даже сидели пару недель на яблочной диете. В голове многое прояснилось, ведь мы потребляли один чистый сахар.

 

Большинство хиппи конца 60-х-начала 70-х завели собственный бизнес. Так они выражали идеи личной свободы.

 

 

Стив был председателем совета директоров, но никто не считал, что ему хватит воли и харизмы, чтобы управлять корпорацией.

 

Стив сказал: «Ты собираешься до конца своих дней продавать приторную водичку или будешь с нами, когда мы переделаем этот мир?»

 

 

В доме Джобса почти не было мебели, в спальне были только кровать и два портрета — Эйнштейна и Ганди, в гостиной висела люстра от Tiffany и не было ни одного места, чтобы присесть, сам Джобс сидел на полу. Он был далёк от зуда приобретения, деньги его не волновали.

 

Стив мечтал, чтобы Apple была похожа на Sony.

 

 

Несмотря на благодушный приём публики, компания сразу потеряла $2 млн, так как на биржу просочились слухи о том, что конкуренты готовят более мощные аналоги компьютера Macintosh.

 

Любителей Apple многие называли претенциозными позёрами, самовлюблёнными эстетами. С людьми, которые так считали, было явно что-то не так.

 

 

Джобса силой выдворили из компании, которую он создал. В спальне я нашёл его, молча лежавшего на большой кровати в полном отчаянии: «Что тут скажешь? Я нанял не того парня, он разрушил всё, что я создавал 10 лет, включая меня самого».

 

Я позволил себе отстранить создателя и идеолога, потому что в мои обязанности входило следить за продажами и наращивать их, а Стив был занят сдвигами в мировом массовом сознании.

 

 

За 11 лет отсутствия Джобса компьютерный рынок изменился до неузнаваемости, Apple потеряла место лидера и вплотную приблизилась к тяжёлому кризису. В это время в фирме Next Джобс сосредоточился на разработке операционной системы. Apple купила Next и получила операционную систему с Джобсом впридачу.

 

Следующая партия собиралась не раньше того момента, когда дилеры начинали истошно кричать: нам нужны новые айподы! Это была специальная маркетинговая тактика, и за её поддержанием следили целые отделы.

 

Джобс и Айба не были изобретателями MP3-плеера, но, как и в случае с мышкой, они сделали его красивым предметом роскоши.

 

Пока Джобс думал, как наполнить айпод музыкой, музыкальная индустрия была в тяжёлом кризисе, люди перестали покупать диски и переселились в облачные хранилища. Отрасль попыталась закрыть Napster, но ничего не вышло. Джобсу было предельно ясно, что музыкальным продюсерам непонятна психология современного продвинутого интернет-пользователя. За первую неделю работы магазина iTunes было продано миллион синглов.

 

 

Он твердил: мы должны выиграть на этом рынке именно потому, что мы — производители программного обеспечения, а конкурировать станем с производителями техники.

 

Парадоксально, но доля Apple на рынке компьютеров и на рынке смартфонов невелика, но они умеют извлекать из неё максимум. Компания продолжает зарабатывать на устройствах, которые мы уже купили.

 

 

 Фото: Fotobank/Getty Images