«Этот год стал первым, когда я понял, что моя продуктивность снизилась из-за потребления медиа, — признавался Дэвид Карр, медиаобозреватель The New York Times. — Я смотрю в будущее и думаю: от чего мне отказаться? Перестать следить за NFL? Ходить на концерты? Или надо просто вернуться назад и отказаться от привычек цифрового мира, которые съедают мою жизнь?».

Вопросы, заданные Карром в 2011 году, актуальны и сами собой не растворятся, если только мир не настигнет апокалипсис. Единственный шанс — научиться справляться с ураганными инфопотоками. Если сейчас пользователь смотрит на телефон в среднем 150 раз в день (исследование Kleiner Perkins Caufield & Byers), то что будет потом (учитывая, что новости, подобно сериалам, врываются в сознание, чтобы держать внимание до развязки событий)?

Павел Дуров написал недавно, что «будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации». Это похоже на правду: тот, кто оправдывает себя и склонен винить в дефокусировке, синдроме «короткой памяти», откладыванию важных задач технологии и новые медиа, раньше обвинял McDonald's в эпидемии ожирения. Между тем людям нужны собственные ограничители.